Минфин работает над созданием единого реестра должников федерального бюджета, рассказали "Известиям" в ведомстве. Он призван помочь госорганам оценивать надёжность контрагентов на этапе заключения договоров. В Счётной палате заявили "Известиям", что в марте-апреле протестировали ресурс. Работу над ним планируется закончить в 2027 году. Функционал позволит повысить прозрачность процесса госзакупок и понять, что и в какие сроки можно вернуть в казну.
Дебиторская задолженность перед бюджетом возникает у ведомств при заказе работ или товаров и погашается при исполнении обязательства или взыскании денег, если обязательство сорвано.
В конце 2021 года Счётная палата (СП) предложила создать единый реестр должников госказны, в который войдут и заказчики работ, и их исполнители. Он должен повысить качество учёта, поскольку позволит главным администраторам доходов бюджета (ГАДБ - в их число входят, в частности, все ведомства, федеральные службы и агентства, ЦБ) оценивать надёжность контрагентов на этапе заключения соглашений и договоров, подчёркивали тогда в СП. Исполнители госконтрактов при этом получат мотивацию уплачивать долги в срок.
Работа по созданию единого реестра должников федерального бюджета уже ведётся, заявили "Известиям" в Минфине. Там уточнили: в пилотном режиме реестр формируется в рамках централизованного учёта.
При этом министерство с 2021 года предпринимает действия, направленные на системное повышение качества работы с дебиторской задолженностью, добавили там.
В январе 2023-го руководитель аппарата правительства Дмитрий Гри-горенко утвердил дорожную карту по созданию единого информационного пространства о состоянии деби-торки по неналоговым доходам, сообщили "Известиям" в Счётной палате. Это необходимо для дальнейшего формирования электронного реестра должников казны. Срок исполнения мероприятий - 2027 год, подчеркнули в СП.
Для реализации проекта Минфин собрал рабочую группу из представителей Федерального казначейства и главных администраторов доходов бюджета - они создают макет реестра, добавили в СП. В марте-апреле Счётная палата протестировала его функциональность, с учётом замечаний и предложений Минфин и казначейство дорабатывают ресурс.
Разработка ресурса по контролю над работой с дебиторской задолженностью позволит главным администраторам доходов уделять более пристальное внимание вопросу, затрачивая меньшие трудовые и временные ресурсы, - отметили в СП.
"Известия" направили запрос в Федеральное казначейство.
В 2022 году дебиторская задолженность федеральных органов по расходам увеличилась на 53,3%, или на 3,3 трлн рублей, достигнув 9,4 трлн - это рекорд по крайней мере с 2013-го. Такие данные приводятся в заключении СП об исполнении закона о бюджете 2022-го. Как отмечают аудиторы, рост этого показателя с 2019 года происходит с ежегодным ускорением (в 2019-м - 6,4%, в 2020-м - 18,2%, в 2021-м-28,5%).
Рост задолженности наблюдается по госконтрактам, условиями которых предусмотрены авансовые платежи от 50 до 90% их суммы, а также по безвозмездным предоплатам юрлицам, говорится в документе СП. В марте 2022-го кабмин на фоне санкций разрешил участникам госзакупок получать аванс до 90% цены контракта вместо обычных 30%. В этом же году правительство распорядилось о 50% цены против 30%.
Как отмечает СП, на 1 января 2023-го по объёму дебиторки по выданным авансам лидируют Минпромторг (228,5 млрд), Минтранс (204,3 млрд), Минстрой (183,7 млрд), Минздрав (147,3 млрд), Росавтодор (137,3 млрд).
Создание единого реестра - логичное решение, оно необходимо для упорядочения процесса управления дебиторской задолженностью и её взыскания, если она просрочена, отметила ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. По её словам, у правительства не будет проблем при его создании, так как значительная часть долга приходится на ведомства и госкорпорации.
-Несмотря на то что задолженность удастся снизить не сразу, единый реестр позволит понять, что действительно можно вернуть в бюджет и в какие сроки, ачто придётся списать. Рост объёмов дебиторки изменяет баланс исполнения казны, - отметила старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики ИПЭИ РАНХиГС Татьяна Тищенко.
Увеличение долга перед бюджетом оказывает негативное влияние на российскую экономику, особенно в условиях дефицита казны, поэтому реестр необходим, подчеркнула доцент базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Коваленко. Однако следует обозначить, с какой суммы и срока неуплаты должники будут включены в соответствующие списки, нужны чёткие критерии также по выходу из реестра, уверена эксперт.
- Большие объёмы просроченных долгов находятся на подрядчиках министерств, выполняющих госзаказ, например по строительству. Именно для того, чтобы процесс госзакупок был более прозрачным, нужен реестр, - объяснила Наталья Мильчакова.
Однако такой вопрос может решаться и другими способами, продолжила она. После 2025-го в обращение должен быть запущен государственный цифровой рубль. Вероятно, через два-три года после этого госзакупки нужно будет переводить на оплату только в электронной валюте, полагает она. При этом технология блокчейна позволит точно отследить путь цифрового рубля - кто заплатил, куда пошли деньги, когда вернулись в бюджет. Таким образом, по словам эксперта, цифровизация и современные финансовые технологии помогут сделать этот процесс более прозрачным.
По закону о бюджете доходы казны в 2023 году запланированы в размере 26,1 трлн, расходы - 29,6 трлн, соответственно дефицит составит 2,9 трлн. По предварительным данным Минфина, недостача в июне составила 2,6 трлн рублей.