В России заметно увеличился объём выписанных оборотных штрафов за некачественное топливо на АЗС. Только за девять месяцев этого года нарушителям начислили 47 млн рублей, сообщили "Известиям" в Росстандарте. Цифра сопоставима с объёмом взысканий за весь 2018-й - 50 млн. Средняя сумма штрафа составила 580 тыс. рублей. В этом году контролирующие органы увеличили количество проверок АЗС - с этим связан и рост объёма взысканий, отмечают эксперты. Однако владельцы заправок нередко добиваются снижения штрафов через суд.
ВЗЯЛИ В ОБОРОТ
Штрафовать заправки, которые торгуют топливом, не соответствующим требованиям техрегламента, Госстандарт начал в конце января прошлого года, когда вступил в силу соответствующий закон. Средняя сумма взыскания составляет 580 тыс. рублей, пояснили "Известиям" в федеральном агентстве, максимальный штраф в первом полугодии 2019-го превысил 2 млн.
В этом году основной объём штрафов пришёлся на третий квартал - около 24,6 млн рублей. По итогам первых двух было выписано 22,4 млн рублей. В Росстандарте пояснили: увеличение количества штрафов в конце лета и начале осени связано с накопительным эффектом. Объём взысканий за первую половину года всегда будет меньше, чем за вторую, добавили в агентстве.
Там также отметили, что рост количества штрафов связан с более эффективными точечными проверками организаций-нарушителей.
Общий объём взысканных оборотных штрафов в 2019 году составил более 18 млн рублей - то есть в 2,5 раза меньше начисленных 47 млн. С исками в суд обратилось примерно две трети организаций, уличённых в реализации фальсифицированного топлива. Все такие обращения сейчас находятся на различных стадиях обжалования, добавили в Росстандарте. За повторное нарушение было выписано всего два штрафа - уплачен пока один, уточнили в агентстве.
Денежное наказание для АЗС за некачественное топливо составляет 1% выручки от продажи горючего, но не менее 500 тыс. рублей. При повторном нарушении он возрастает до 3% с оборота, но не менее 2 млн рублей, или работа АЗС приостанавливается на срок до 90 дней. За нарушения маркировки или несоответствия в документации штрафы ниже - от 100 тыс. до 300 тыс. рублей, сообщили "Известиям" в Минпромторге.
В ведомстве отметили: особенность этой нормы - в уравнивании ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Ранее максимальный штраф для ИП составлял 40 тыс. рублей.
В министерстве добавили, что уже зафиксировали эффект от внедрения оборотных штрафов. Общая доля фальсифицированного и некачественного горючего снизилась, топливный рынок очищается от недобросовестных участников.
Как ранее писали "Известия", с января по сентябрь этого года специалисты Росстандарта проверили 920 АЗС и обнаружили несоответствие физико-химических показателей топлива на 81 заправке (8,8%). При этом среди сетевых АЗС доля нарушений составила 5%, среди независимых - 13%. За весь 2018-й было проверено 1010 АЗС и в 90 случаях (9%) обнаружено некачественное горючее.
Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша считает: в этом году ситуация с качеством топлива лучше, чем в 2018-м. Сейчас у АЗС нет стимула торговать суррогатным горючим, они боятся получить серьёзное денежное наказание, сказал он "Известиям".
Эксперт пояснил, что теоретически у крупных заправок размер штрафа с оборота может доходить до 10 млн рублей, но случаи, когда бы начислялись такие штрафы, ему неизвестны. Обычно платят минимальные 500 тыс. или даже меньше, отметил он.
Глава Независимого топливного союза Павел Баженов считает, что причиной роста объёма штрафов стала повышенная активность проверяющих органов.
- В этом году у Росстандарта было много выездов. Могло сказаться и желание ведомства показать эффективность механизма оборотных штрафов, чтобы пролоббировать их введение ещё и за недолив топлива, - сказал он.
Как писали "Известия", недолив топлива с начала 2019 года был обнаружен на 19% проверенных Росстандартом АЗС.
В Минэнерго на момент публикации не ответили на запрос "Известий" о том, какая работа по снижению количества нарушений на АЗС проводится с участниками рынка.
ДЕЛИМ ПОПОЛАМ
Общую динамику подтверждают и данные общественников по регионам. Так, по итогам проверок межрегиональной общественной организации "Народный контроль" во Владимирской области за девять месяцев было выписано 1,8 млн рублей оборотных штрафов за некачественное топливо. При этом за весь прошлый год объём взысканий составил 2 млн рублей, сообщил "Известиям" председатель правления "Народного контроля" Алексей Смирнов.
По его словам, результаты проверки организация направляет в Росстандарт, который принимает решение о штрафах. Он добавил: во Владимирской области была проверена треть всех заправок. Инспекция показала, что количество АЗС, торгующих некачественным дизтопливом, в этом году снизилось, а суррогатным бензином, напротив, возросло - с 8% в прошлом году до 17% в 2019-м.
Алексей Смирнов отметил: основной всплеск продаж контрафактного горючего пришёлся на период с апреля по июнь. В это время оптовые цены на топливо практически сравнялись с розничными, и предприниматели, чтобы не нести убытков, стали торговать некачественным бензином. С июля всё опять вернулось в нормальное состояние, заверил эксперт.
В свою очередь, в Роскачестве сообщили, что провели совместно с Росстандартом проверку дизельного топлива на 71 АЗС в Свердловской области, нарушения были выявлены на 26 заправках (36%). Все АЗС были несетевыми и принадлежали преимущественно ИП.
Алексей Смирнов добавил, что штрафы, выписанные по материалам проверок его организации, оспаривают все владельцы АЗС. Ни одно взыскание пока не отменили, но сумму часто уменьшают, рассказал эксперт.
- Так как АЗС относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, согласно КоАП, они имеют право на штраф ниже минимально установленной отметки. Предприниматели пишут заявления о том, что у них небольшой оборот и денежное наказание для них слишком велико. Суд идёт им навстречу, не учитывая экономического эффекта от обмана при продаже некачественного топлива. Во Владимирской области суды в том числе принимали решение наложить 50% от начисленного штрафа, - пояснил он.
Сложно говорить об улучшении качества топлива на АЗС, если выписано почти 50 млн рублей оборотных штрафов, отметил руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР), член общественного совета Росстандарта Сергей Канаев. По его словам, мониторинг ФАР в Московском регионе показал: проблемы есть на трети АЗС.
- Розничная цена у нас ограниченна. Поэтому независимые сети в попытке заработать могут либо недоливать либо продавать некачественное топливо, - полагает он.
В пресс-службе сети заправок "Газпромнефть" сообщили: в 2019 году компания не получила ни одного штрафа по качеству нефтепродуктов на своих станциях. В других крупных компаниях на момент публикации не ответили на запросы "Известий".