Российские эмитенты начали размещать и покупать крупные выпуски цифровых финансовых активов (ЦФА). Так, нефтехимический гигант «Сибур» вложил 400 млн рублей в ЦФА, напоминающие обычные облигации. Это был корпоративный долг, оформленный в виде токенов на блокчейне. В середине июня похожие ЦФА выпустила РЖД, их объем составил 15 млрд рублей.
Компании идут на такие сделки на волне хайпа, а также потому, что выпустить ЦФА можно в несколько раз быстрее, чем классические финансовые инструменты. Возможно, таким образом, бизнес пытается понять, какую выгоду можно получить от более широкого использования ЦФА в будущем.
Гиганты выбрали токены
ЦФА — это, по сути, те же права требования: на возврат долга с процентами, доходы от бизнеса и т. д., «зашитые» в обычных ценных бумагах. Только выпуск и обращение ЦФА происходит за счет внесения записи в блокчейн (подробнее см «Инвесторы распробовали цифровые активы», «Эксперт» № 11 за 2023 год).
Российский миллиардер Владимир Потанин некоторое время назад в интервью «Интерфаксу» объяснял, что ЦФА дают альтернативный доступ к капиталу. Они позволяют ввести в оборот более технологичные, сложные и удобные для клиентов продукты. И намекнул, что в будущем ЦФА можно использовать в трансграничной торговле.
Одной из компаний, решивших протестировать ЦФА, стал «Сибур». Он выступил инвестором, вложив свободные деньги в цифровой инструмент со сроком погашения 30 дней и получив доходность выше, чем по депозиту. В компании не стали объяснять, почему нельзя было вместо ЦФА просто купить обычные облигации на фондовом рынке или вложиться в инструменты денежного рынка, по которым тоже можно получить доходность выше депозита.
В середине июня РЖД осуществила крупнейший выпуск ЦФА за всю их историю — на 15 млрд рублей. Активы разместили на платформе «Мастерчейн», инвестором стал «ВТБ Факторинг». ЦФА выпущены на полгода с доходностью +0,95% к ключевой ставке ЦБ. В РЖД тоже не стали комментировать, почему они решились на этот выпуск.
Общий объем ЦФА, находящихся сегодня в обращении, составляет, по данным Cbonds, более 18 млрд рублей (для сравнения: рынок корпоративных облигаций превышает 20 трлн). Всего с апреля по июнь, по информации АКРА, было размещено ЦФА более чем на 15,8 млрд рублей, рынок явно ускоряется.
Цифра на балансе
По словам директора аудиторско-консалтин говой группы «Капитал» Ирины Екимовских, в России отсутствуют федеральные стандарты бухгалтерского учета, которые прямо регулировали бы порядок учета коммерческими компаниями операций с ЦФА. Поэтому, чтобы определиться, как отражать этот актив в бухучете, его нужно квалифицировать и отнести к тем видам имущества, по которым есть Федеральные стандарты бухучета.
По своей сути ЦФА — это право требования к эмитенту, записанное в блокчейне и выпускаемое оператором информационных систем. «Ключевые для нас слова — “право требования”. Для бухгалтерского учета не важно, как оно оформлено — договором уступки, векселем, ценной бумагой или записью в цифровой системе», — отметила Екимовских. Она считает, что операции с ЦФА могут проводиться по стандартам для «финансовых вложений».
По словам генерального директора ЦФА.РФ Николая Журавлева, то, как ЦФА отражается в бухотчетности, зависит от типа этого актива. Как правило, используются активные счета для учета купленных ЦФА и пассивные счета — для учета выпущенных активов.
«ЦФА на денежные требования могут отражаться в бухучете на счетах, связанных с долгами и кредиторской задолженностью. ЦФА — аналоги эмиссионных ценных бумаг — на счетах, связанных с инвестициями в ценные бумаги, например в акции и облигации. ЦФА, дающие права на участие в капитале непубличных акционерных обществ, должны отражаться на счетах, связанных с инвестициями в акции», — отметил эксперт.
Рынок хайпа
АКРА отмечает, что от тестовых размещений «в песочнице» пробных выпусков ЦФА в небольшом объеме, которые выкупались самими эмитентами, компании перешли к более крупным размещениям. Правда, по мнению скептиков, предпосылок к этому пока нет: ЦФА не пользуются спросом среди инвесторов, а все сделки имеют клубный формат.
По мнению управляющего директора инвестиционной компании «Иволга Капитал» Дмитрия Александрова, несмотря на то что о ЦФА сегодня многие пишут, никакого рынка пока нет. У компаний нет мотивации использовать именно этот инструмент, и все, что пока происходит на «рынке ЦФА», напоминает один большой тест. Договоренности о сделках проводятся за пределами этого рынка.
«На мой взгляд, пока не появится инвесторского спроса, рынок продолжит существовать в клубном формате. А для появления спроса нужна наработанная статистика и вторичное обращение, чего пока нет», — заключил Александров. Опрошенные «Экспертом» аналитики говорят, что компании все же могут начать выбирать ЦФА вместо традиционных финансовых инструментов. Так, по словам управляющего партнера консалтинговой компании «2Б Диалог» Бориса Богоутдинова, эмиссия ЦФА дешевле, чем выпуск традиционных биржевых инструментов. Комиссии посредников при эмиссии последних достигают 4–6% от номинала выпускаемых активов, а при эмиссии ЦФА всего 1%. Объясняется это просто: для ЦФА число посредников меньше — фактически это лишь платформа, на которой они выпускаются. Как рассказывает исполнительный директор сервиса трансграничных платежей Avosend Юлия Боланд, при выпуске классических бумаг эмитент пользуется услугами брокера, депозитария, ЦБ, биржи, клирингового центра. А это означает, что надо готовить больше документации, проводить больше согласований.
Таким образом, новый инструмент более либерален, чем традиционные активы. С его помощью доступ на рынок ликвидности могут получить не только крупные компании, но также малый и средний бизнес, у которого нет возможности провести листинг на бирже, говорит руководитель управления торговых операций и доверительного управления ИФК «Солид» Алексей Антонов.
Логично предположить, что экономя, на комиссиях, эмитенты смогут предлагать по ЦФА более высокую доходность, чем по традиционным выпускам. Но в условиях тестовых сделок проверить, действительно ли ЦФА дают более высокую доходность, чем традиционные облигации, пока невозможно.
Николай Журавлев добавляет, что ЦФА позволяют формировать более сложные финансовые инструменты по сравнению с существующими. К тому же выпустить их можно гораздо быстрее, нежели классические облигации. «Даже такая крупная компания, как “Сибур”, вряд ли сумеет зарегистрировать выпуск облигаций быстрее, чем за один-два месяца. А вот ЦФА можно эмитировать всего за несколько дней», — говорит Журавлев. Конечно, есть программы биржевых облигаций, позволяющие зарегистрировать сразу серию выпусков на большую сумму. Однако регистрация такой программы занимает четыре месяца. А при выпуске ЦФА такой предварительной подготовки нет.