Рецептурные препараты или, как их еще называют, «аптечные наркотики» продают в этом южном городе, абсолютно не стесняясь, и днем, и ночью на каждом углу. Владельцы аптек имеют миллиардные прибыли. От того число круглосуточных точек продажи лекарств растет, как грибы после дождя.
Похожая ситуация в Ставрополе, Краснодаре, Кабардино-Балкарии, Пятигорске… Вместе с общественным движением «Антидилер» (см. «Справка «КП»)корреспондент «КП» устроила себе «наркотический тур» по Ростову-на-Дону. И без труда накупила целую сумку самых разных препаратов строгого учета. Поштучно, по дозам.
КОМУ ГОРИТ ЗЕЛЕНЫЙ
С наступлением темноты улицы Ростова-на-Дону окрашиваются в зеленый цвет - аптечные кресты горят ярким неоном. «Круглосуточно», «24 часа», «24/7». От количества аптек рябит в глазах. Неужели в городе столько тяжелобольных?
На маленьком пятачке, что на улице Зорге, сразу три аптеки. И все круглосуточные. А вот и сами «больные», один за другим плетутся шатающейся походкой в сторону заветной двери. Внутри очередь! Все протягивают фармацевту смятые бумажки и что-то тихо шепчут. Без лишних вопросов и чеков женщина в белом халате выдает клиентам какие-то таблетки. Почти все принимают «лекарство» прямо не отходя от кассы, запивая пивом или коктейлем из баночки. На меня, просто разглядывающую витрины, уже начинают озираться.
- Девушка, вы что хотели? - волнуется аптекарша. И это она обращается ко мне, несмотря на очередь у кассы.
Пришлось взять витамины и уйти.
- Ну что? Как успехи? - у выхода меня ждали основатель «Антидилера» Дмитрий Носов и его ростовский соратник, местный бизнесмен Игорь Омельченко.
Признаюсь им, что не решилась купить наркотики. Духу не хватило.
- Ладно, давай я пойду, хотя фармацевт может и узнать, мы тут много раз контрольную закупку проводили, - говорит Игорь и заходит внутрь. Через паруминут появляется с двумя таблетками «Л.....», заботливо нарезанной поштучно. - Я просто протянул 250 рублей и без единого вопроса получил два колеса.
- Получается, две штуки по цене пачки? Неплохо. Название еще такое...
Спустя 5 минут снова иду я. Аптекарь даже не признает во мне ту самую зеваку и спокойно выдает дозу из-под полы. Нарезанные две таблетки. За две минуты. Поверить не могу!
ШКОЛЬНИКИ НА ПЕРЕМЕНАХ БЕГАЮТ ЗА ДОЗОЙ
Вызываем полицию. На часах около 20.00, поток посетителей не иссякает. Вот парочка подростков лет шестнадцати заходят в аптеку, нервно озираясь по сторонам.
- Новички, - считает Дмитрий Носов.
Выходят, швыряя в траву упаковки. Какая-то девушка проглотила «колесо» на крыльце, села за руль и уехала. Еще два парня, совсем юнцы — лет по 14, забегают в аптеку, весело смеясь. Есть и взрослые наркоманы — около 30 - скрюченные с пожелтевшей кожей. За 20 минут, пока мы ждали полицию, на наших глазах получили дозу человек 10, не меньше.
- То ли еще будет, когда она закроется на ночной режим и начнет отпускать через окошко, - говорит Омельченко.
- Ночью больше торгуют?
- Спрос больше. А так и днем легко можно купить. Школьники на переменах бегают за «Л......». Меня больше всего поражает: аптекари — взрослые женщины, неужели не понимают, что они делают? Я со многими общался, говорю, вы хотя бы пацанам перестаньте продавать. А они: «Да все равно купят, старших попросят и все». Объясняю, что кто-то попросит, а кто-то побоится. Так из 10 человек хотя бы 4-5, может быть, не получат дозу. Но нет, не понимают. А ведь дети подсаживаются мгновенно. Начинают с «Л.....», потом уже скидываются и берут закладку настоящих наркотиков. По деньгам то же, а кайф больше. И пошло — поехало.
- А еще многие дети под «Л.....» с моста прыгают или под машину бросаются, - продолжает Дмитрий Носов. - 90% всех суицидов под наркотиками как раз и происходят, я уверен. В Ростове-на-Дону, к сожалению, ситуация с аптечной наркоманией одна из самых критичных. Это просто черная дыра на карте России. Вот эту самую аптеку мы проверяли буквально месяц назад. Сделали контрольную закупку, сообщили и в полицию и в Росздравнадзор. Но, как видишь, торговля идет, как и раньше.
- Да у нас тут 12 лет наркотой торгуют, - вмешивается в разговор пенсионерка Вера Алексеевна. На нашу многочисленную компанию, торчащую у наркоманской аптеки, местные уже стали недоверчиво поглядывать, а она решилась подойти. Узнав, кто мы и откуда, тут же начала жаловаться. - Сколько мы ни писали, сколько ни говорили — бесполезно. Молодежи поумирало за эти годы сколько, а хозяин аптеки зато теперь на «Мерседесе» ездит. Утром приходите посмотреть, здесь вокруг одни шприцы и обертки от таблеток. Настойка боярышника еще раньше в ходу была, сейчас какой-то другой спирт. Шагу ступить некуда.
ПЛАТЯТ ШТРАФ И РАБОТАЮТ ДАЛЬШЕ
Капитан из соседнего ОВД приезжает по нашему звонку минут через 30 на черном джипе. Игорь Омельченко и Дмитрий Носов ему хорошо знакомы — не впервой видятся здесь при схожих обстоятельствах. Идем оформлять заявления прямо на место. При нашем появлении в аптеке начинается паника, незадачливые наркоманы разбегаются, как тараканы, фармацевт отворачивается и, естественно, все отрицает. Проверяют документы у аптекаря (их, конечно, нет), вызывают директора. Я пишу заявление и сдаю свой «улов» полицейским, как вещдок.
- Спасибо за бдительность, до свидания, - жмет нам руки капитан.
- И это все? А зайти за прилавок? Снять записи с видеокамер? Да тут целый поток уже людей прошел!
- На это нет полномочий. Административное правонарушение зафиксировано. Проведем проверку и документы направим в суд, там разберутся.
- Все, что грозит хозяину заведения и фармацевту, — штраф от 4000 до 30 000 рублей, - объясняет Омельченко. - И то, если полиция успеет все оформить за три месяца. Плюс еще мы направим бумагу с выявленными нарушениями в Росздравнадзор. Тебе же продали препарат без упаковки, без инструкции и без чека. Вот за это на аптеку надзорным органом и будет выписан штраф.
- Большой?
- Нет. Капля в море по сравнению с прибылью, а она, по нашим скромным подсчетам, в этой аптеке около 100 000 рублей в сутки. И основной доход как раз от продажи «Л.....». Это, конечно, огромная несправедливость, что продавцы зельем так легко отделываются. Даже повторная продажа алкоголя несовершеннолетнему — уголовная статья. А наркотиками, получается, можно торговать и ничего?
Кстати, мы вернулись к этой точке через пару часов, и она работала в том же режиме.
СНИМАЮТ ШТАНЫ И КОЛЮТСЯ
Полицейские остались ждать хозяина аптеки, а мы едем дальше. Игорь и Дима проводят мне экскурсию по злачным местам Ростова-на-Дону.
- Вот здесь у нас глазными каплями торгуют, которые тоже с наркотой. Дети их в нос вливают, сразу весь пузырек. А серьезные наркоманы колют прямо в шею, так что им сразу набор со шприцем продают.
Заходим, берем такой наборчик за 150 рублей. С пузырька, кстати, заботливо сорвана этикетка — чтобы контрольная закупка не распознала.
- Вот тут «Л.....» дешевле всего — по 120 рублей за таблетку, а не 150, как везде, - продолжают ребята. - Сюда со всего города из-за этого едут. А вот тут кодеиносодержащие таблетки от кашля отпускают. Пойдешь?
Я уже осмелела. Через час в сумке весь набор.
Торгуют строго рецептурными препаратами и на окраинах, и в центре. У вокзалов, у школ. И даже прямо напротив здания ФСБ и ГУ МВД. Спокойно, в окошечко.
- По Ростовской области действуют целых две сети - «Донская» и «Юг». Хозяин первой имеет такую же фамилию, как и начальник отдела по контролю за легальным оборотом наркотиков Ростовской области. Оба они Меликяны, - рассказывает Омельченко. - На меня выходили люди, предлагали 500 тысяч в месяц, чтобы наш «Антидилер» никогда в их аптеки не заходил.
- А почему бывший?
- Был недавно крупный скандал в городе — у начальника полиции Ленинского района в кабинете нашли 10 кг расфасованных наркотиков, - объясняет Носов. - Он сейчас в бегах. Вот всех и стали снимать. Пришли новые, может, что изменится. Мы прикинули, ежедневно на улицы Ростов-на-Дону выходит около 20 тысяч обдолбанных наркоманов.
И прямо как по заявке на наших глазах один неадекватный парень в спущенных штанах тащится по разделительной полосе, среди мчащегося потока машин.
- Ночью на улицах страшно. Люди пишут мне сообщения постоянно. Вот, например: «На Спартаковской, 26 б открыли "ЮГ Аптеку". Торгуют NNN (название запрещенного к свободной продаже препарата). В 100 метрах школа. Все дети идут через эту аптеку, а там страшное зрелище, наркоманов немерено!!! Вообще никого не боятся, все в неадекватном состоянии. Простите, снимают штаны и колют себе в ягодицы. Это ужас! Три раза звонили в полицию и один раз в отдел по борьбе с наркоторговлей — бесполезно!». А вот из города Аксай, что в 17 километрах от Ростова-на-Дону, пришло буквально вчера: «Есть у нас в городе такая аптека «Донская», она прямо напротив школы, на главной улице города. Там круглосуточно ошиваются сомнительные личности и самое страшное — школьники. А весь ужас заключается в том, что весь город в курсе… абсолютно. И представители власти, администрация, правоохранители… Но ничего не предпринимается. Вся надежда только на вас».
ПОДЛОЖИЛИ БОМБУ
«Антидилеры» провели в городе более 100 рейдов только за этот год.
- У нас в Ростове все друг друга знают. Мне не раз поступали угрозы — наркотики обещали подкинуть и взять с поличным, - рассказывает Омельченко. - В апреле под машину подложили бомбу. Слава Богу, оказалась учебной. А нашего закупщика (ходил на рейды в роли покупателя — Авт.) самого подкупили за 300 000 рублей, чтобы он сливал информацию, куда мы сегодня поедем. Но он не выдержал и во всем признался. Сейчас сидит, закрыли. Копают УБЭПовцы под мою фирму, ищут компромат на меня. И давно бы нашли, но мэр наш «Антидилер» поддержал. На совещания в администрацию я ходить уже не могу, меня тут же по углам водят: «Слушай, ты сюда вот не ходи, тут мой брат/сват/племянник».
- И я из Москвы постоянно мониторю ситуацию по своим ребятам во всей России, - говорит Носов. - В обиду не дадим.
- Игорь, а зачем тебе все это надо?
- Я еще полтора года назад был в счастливом неведении. А потом вдруг завел привычку ходить пешком. И увидел, что буквально весь город расписан объявлениями о закладках наркотиков. Я больше 500 000 своих личных денег потратил, нанял ребят, они закрашивали эти объявления. А потом прочитал про «Антидилер» Носова. И сразу ему написал. Так дело пошло быстрее.
- Не страшно за себя?
- А что делать? Не могу спокойно жить, зная, что такое в родном городе творится. Ко мне родители детей приходят, умерших от этой отравы, плачут, просят помощи. А я что же, все вот так вот брошу? Нет! Уже сейчас идут разговоры в Росздравнадзоре, что у нехороших аптек будут отбирать лицензии. Мы инструкцию разработали для полицейских, она на обратной стороне каждого заявления есть. Дело сдвинулось с мертвой точки.