Со спам-звонками и CMC регулярно сталкиваются 94% россиян. Чаще всего спамеры и мошенники используют личный обзвон - на это жалуются 77% абонентов, выяснили "Известия", изучив исследование компании TelecomDaily. Активность мошенников подталкивает сотовых операторов и Роскомнадзор к внедрению новых методов защиты. В результате 40% абонентов отмечают снижение количества спама, констатировали в TelecomDaily. Роскомнадзор пресекает примерно 2,5 млн звонков с подменных номеров каждый день. В "Тинькофф Мобайл" сообщили: за полгода оператор увеличил количество ежедневно блокируемых вызовов с 20 до 700 тыс.
С действиями телефонных мошенников и спамеров в том или ином виде периодически сталкиваются более 94% клиентов сотовых операторов, говорится в исследовании агентства TelecomDaily (имеется в распоряжении "Известий"). Они предпочитают личный обзвон людей всем другим каналам коммуникации - такие звонки регулярно получают 77,4% абонентов. Помимо этого 60% участников опроса сообщили, что им приходят нежелательные СМС-сообщения, 47% сталкиваются со спа-мом в мессенджерах.
- Звонок - это прямой контакт с человеком. Мошенники стали умнее, их в некоторой степени можно назвать психологами, поскольку они знают всю необходимую информацию о человеке и таким образом им удаётся обрабатывать людей, чтобы достичь желаемого результата, - рассказал "Известиям" генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков.
По словам эксперта, сотовые операторы, борясь с телефонным мошенничеством, внедряют всё новые методы защиты абонентов. Эксперты TelecomDaily выделили шесть основных (определитель номера, голосовой ассистент, виртуальный номер с переадресацией вызовов на основной, блокировка интернет-рекламы, онлайн защита в ходе звонка, чёрный список) и проанализировали, какие операторы пользуются ими наиболее активно и эффективно.
По итогам исследования наибольшее количество подобных сервисов - пять из шести - зарегистрировано в сетях "Тинькофф Мобайл", "МегаФон" и МТС.
При этом, согласно данным опроса абонентов, 80% из них настаивают, что подобного рода опции должны предоставляться бесплатно.
- Если мы видим, что с номера идут массовые обзвоны или рассылка или на номер жаловались, то автоматически блокируем такой трафик, не доводя до абонента, - рассказали "Известиям" в пресс-службе "Тинькофф Мобайл".
Например, технология "Нейрощит", разработанная компанией, выявляет злоумышленников прямо в момент входящего звонка и информирует клиента, что сейчас он говорит с мошенником. Нежелательный звонок определяется на основе анализа технической информации, среди которой сопоставление звуковой волны, анализ истории звонков, объёмы и характер трафика с входящего номера.
В пресс-службе "МегаФона" заявили, что обеспечивают защиту от голосового и СМС-спама для всей абонентской базы в автоматическом режиме.
В Те1е2 сообщили, что на всех тарифах действует первый контур защиты: нежелательные вызовы выявляет встроенная антиспам-система с помощью технологий big data.
Роскомнадзор для блокировки нежелательных звонков создал систему "Антифрод". Она позволяет предотвратить установление соединений с подменой телефонного номера. Главное условие эффективной работы системы - подключение к ней всех операторов, констатировали в пресс-службе ведомства. По словам представителя Роскомнадзора, на сегодняшний день к системе присоединились все крупные операторы сотовой связи.
СНЯЛИСЬ С ЛИНИИ
Благодаря тому, что сотовые операторы активно внедряют новые технологии, 40% россиян отметили, что стали реже получать звонки и сообщения от мошенников, отмечается в исследовании TelecomDaily. Чаще всего этот факт отмечают абоненты "Тинькофф Мобайл" (55%), Yota (46%) и МТС (44%).
- Ещё в начале этого года мы блокировали 20-50 тыс. звонков в день. Сейчас благодаря развитию наших технологий мы блокируем около 700 тыс. звонков в день, - отметили в пресс-службе "Тинькофф".
Аналогичную тенденцию "Известиям" подтвердили в "МегаФоне". Там сообщили: количество выявляемых и блокируемых спам-звонков в первой половине 2023 года увеличилось на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го.
В МТС "Известиям" отметили, что "наращивание усилий по блокировке нежелательных звонков" позволило за год снизить их количество в 1,8 раза -с 219 млн в январе-мае 2022-го до 123 млн за тот же период нынешнего года.
Директор по управлению уровнем фрода ПАО "ВымпелКом" Пётр Алфёров отметил: в сети "Билайн" количество спам-звонков с ноября 2022 года сократилось примерно на 17%.
Аналитические алгоритмы Те1е2 распознают спам-звонки по продолжительности, частоте, массовости и реакции на них пользователя, рассказали в пресс-службе оператора. В сутки таким образом обрабатывается "примерно 5-6 млн таких вызовов, включая звонки-сбросы".
- С момента запуска "Антифрода" (в декабре 2022 года. - "Известия") к концу мая 2023-го предотвращено более 260 млн звонков с подменой номера, - рассказали "Известиям" в пресс-службе Роскомнадзора.
В среднем за сутки через систему проходит около 250 млн телефонных звонков. Из них порядка 2,5 млн прекращается, так как они идут с подменных номеров, отметили представители ведомства.
По сумме баллов, выставленных перечисленным сервисам экспертами, лидирует "Тинькофф Мобайл", в том числе за счёт того, что оператор предоставляет современный функционал, говорится в исследовании TelecomDaily.
Усилия операторов стали заметнее, а пользователи чувствуют себя более защищенными, рассказал Денис Кусков. Частота рекламных рассылок и обзвонов действительно снизилась. Кроме того, появились новые эффективные инструменты для противодействия нежелательным контактам, резюмировал эксперт.
МОШЕННИКИ С ОБРАЗОВАНИЕМ
Совершенствовать методы защиты от мошенников необходимо в связи с тем, что они тоже развиваются и повышают свою "квалификацию", рассказал "Известиям" психолог Андрей Зберовский.
- Уровень "квалификации" мошенников за последнее время, несомненно, подрос. Как психолог, я понимаю, что простые люди так не разговаривают, -отметил он.
Специалисты уверены, что для мошенников проводятся специальные тренинги, существуют подробные инструкции, как правильно беседовать с жертвой в той или иной ситуации. Кроме того, резко поменялся контингент людей, которые участвуют в преступных схемах.
По словам Андрея Зберовского, если ещё три-пять лет назад мошенничеством по телефону занимались находящиеся в местах лишения свободы, то теперь зачастую это образованные молодые люди, которые пришли заработать лёгкие деньги.
Приток в мошенничество высокообразованных людей увеличивает риски - потенциальные жертвы "видят" на том конце провода культурно и корректно общающихся собеседников, втягиваются в разговор, он приобретает доверительный характер, объяснил специалист.