Маркетплейсы готовятся создать чёрный список продавцов нелегальной продукции - он может появиться уже во втором квартале этого года. Речь идёт о товарах, которые подлежат обязательной маркировке. Об этом "Известиям" рассказали в Центре развития перспективных технологий. Ранее общественники выяснили, что до половины продавцов на крупнейших площадках предлагают нелегальную продукцию. Чаще всего речь идёт об обуви, одежде и парфюмерии. Площадки предлагают блокировать торговцев контрафактом, этот механизм обсудят с ФАС.
Уже во втором квартале маркетплейсы начнут отправлять в чёрный список продавцов нелегальных товаров. Речь идёт о реестре недобросовестных поставщиков. Все площадки получат доступ к такому перечню, а значит, смогут оперативно блокировать нарушителей. Как рассказали "Известиям" в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор маркировки), который принимает участие в создании такой системы, этот вопрос уже обсуждают со всеми платформами, а также тестируют с "Яндекс Маркетом".
На практике это будет работать так: площадки начнут фильтровать продавцов, используя данные системы маркировки товаров. Сейчас в РФ под обязательную идентификацию продукции кодами попадают, в частности, обувь, изделия лёгкой промышленности, шубы, духи, шины и фотоаппараты. Если продавец нарушит правила маркировки (например, не пройдёт регистрацию в системе, не разместит на товаре идентификационный код и так далее), то маркетплейс узнает об этом автоматически.
Предпринимателя занесут в чёрный список. Идея состоит в том, чтобы заблокировать его на площадках - доступ к перечню будет у всех ресурсов, поэтому нарушитель не сможет торговать на крупных маркетплейсах.
В ЦРПТ уточнили, что в случае реализации такого подхода цены на товары не вырастут: сверка информации будет происходить автоматически, а доля рынка легальных торговцев возрастёт. О желании присоединиться к инициативе уже заявило несколько крупных игроков рынка.
Ранее "Известия" писали, что "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ) в начале года провела мониторинг 450 продавцов на крупнейших площадках. В итоге доля нелегальных продавцов парфюмерии на Wildberries достигла 66%, воды - 58%, обуви - 47%. На Ozon этот показатель варьируется в диапазоне 8-13%, на "Яндекс Маркете" - 4-7%. То есть покупателям доступны подделки или незаконно ввезённая продукция, пояснили "Известиям" в "Общественной потребительской инициативе". Чаще остальных в Сети предлагают нелегальные обувь, одежду и парфюмерию, уточнили в ОПИ.
- Да, мы обсуждали с ЦРПТ взаимодействие в части обмена данными о товарах с нарушениями маркировки и о продавцах, пренебрегающих обязанностью передавать сведения в систему ЦРПТ "Честный знак", - сказал "Известиям" президент АКИТ Артём Соколов. - Сейчас мы изучаем предоставленные ЦРПТ статистические данные, чтобы в дальнейшем предметно обсудить формат возможного взаимодействия и технические особенности его реализации.
В Минпромторг инициатива пока не поступала, сказали "Известиям" в ведомстве. Её рассмотрят при получении, добавили там. "Известия" направили запросы в "Яндекс Маркет", Ozon и Wildberries.
АНТИКОНТРАФАКТ
Онлайн-торговля готова блокировать продавцов контрафакта на своих площадках. АКИТ обсудит это предложение с Федеральной антимонопольной службой (ФАС), уточнил Артём Соколов. Пока законодательство не позволяет агрегаторам это сделать.
ФАС ещё не получила официального предложения, отметили в службе "Известиям", хотя анти-монополыцики уже начали работу по "борьбе с контрафактом, в том числе при продаже товаров через интернет".
- Идея - разработать механизм, который позволит тормозить работу тех поставщиков, которые замечены в размещении предложений о продаже контрафакта. Также необходим порядок восстановления их деятельности в перспективе, - пояснил Артём Соколов. -На практике это будет выглядеть так: если агрегатор фиксирует нарушение, он блокирует продавца на три месяца, повторное нарушение правил чревато отказом в размещении товара на всех площадках сразу.
Сейчас маркетплейсы блокируют карточку с контрафактным товаром. По данным АКИТ, с августа 2022 года площадки получили более 2 млн обращений: после документарных проверок компании подтвердили почти 25 тыс. нарушений в части контрафакта, их заблокировали.
Маркетплейсам сложно анализировать товары, ведь это огромный массив информации: если в обычном магазине десятки тысяч наименований, то на этих ресурсах миллионы, сказал "Известиям" вице-президент "Опоры России" Владлен Максимов. Через агрегаторы проходит заметное количество контрафакта, это большая проблема, тем более контроль осложняется ситуацией с параллельным импортом, заметил он. Плюс не все продавцы маркетплейсов следят за продукцией - оригинальная она или подделанная. Поэтому агрегаторам придётся идти на расходы - увеличивать штат, чтобы минимизировать и полностью избавиться от нелегального товара на своих площадках, уверен он.
Площадки в силу своей бизнес-модели получают прибыль с реализации каждой единицы продукции, поэтому можно предположить, что они не заинтересованы в сокращении числа продавцов и товаров, заметил глава "Общественной потребительской инициативы" Олег Павлов. Действенный способ фильтрации - это независимый автоматизированный контроль поставщиков и ассортимента, уверен он. При этом брать за основу данные о нарушителях из системы маркировки, безусловно, правильная мысль, согласен эксперт.
ЕСЛИ АГРЕГАТОР ФИКСИРУЕТ НАРУШЕНИЕ, ТО ОН БЛОКИРУЕТ ПРОДАВЦА НА ТРИ МЕСЯЦА, ПОВТОРНОЕ НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ЧРЕВАТО ОТКАЗОМ В РАЗМЕЩЕНИИ ТОВАРА НА ВСЕХ ПЛОЩАДКАХ СРАЗУ