Сотрудники военной контрразведки задержали генерал-майора Александра Оглоблина, до недавнего времени возглавлявшего 1-е управление Главного управления связи Вооружённых сил. Задержание произошло в рамках расследования деятельности эксклюзивного поставщика коммуникационного оборудования для Министерства обороны РФ – АО «Воентелеком», руководство которого подозревают в хищении почти 0,5 млрд рублей при выполнении госконтрактов на модернизацию армейских систем связи.
«Наша Версия» проследила, как проходит расследование и каких новых поворотов можно ожидать в этом скандальном деле.
Компания АО «Воентелеком» не первый раз оказывается в центре коррупционного скандала. Напомним, что в рамках уголовного дела о хищениях под арестом находятся два бывших руководителя «Воентелекома» – гендиректор Александр Давыдов и его заместитель Олег Савицкий. Также в следственном изоляторе остаётся и гендиректор фирмы-поставщика маршрутизаторов ООО «ЭрСиАй» Татьяна Ильина. В марте этого года был наложен обеспечительный арест на имущество и денежные средства арестованных топ-менеджеров госкомпании АО «Воентелеком».
Дело на миллиард
Теперь к ним присоединился Александр Оглоблин. Инкриминируемые генералу хищения были совершены пять лет назад при реализации масштабной госпрограммы по модернизации систем армейской засекреченной и специальной связи. В ходе реализации этого проекта предполагалось провести серьёзную реформу в сфере военной связи. Предполагалось отказаться от устаревшего аналогового спецоборудования и полностью перейти на цифровую технику, а также отечественное программное обеспечение. Для этого были заключены многомиллионные контракты. Представителем заказчика со стороны военного ведомства выступало 1-е управление Главного управления связи Вооружённых сил, а курировал этот вопрос Оглоблин, бывший в то время заместителем руководителя данного подразделения. Генподрядчиком проектных и монтажных работ было выбрано подконтрольное Минобороны АО «Воентелеком».
Теперь же следствие выяснило, что высокопоставленного военного чиновника связывали давние дружеские отношения с руководителями «Воентелекома». Поэтому партнёры договорились о дополнительных деталях в заключаемых договорах. В результате, например, в троекратном размере были оплачены поставки китайских маршрутизаторов, на которых коммерсанты всего лишь переклеили ярлыки, превратив таким образом аппараты в «изделия российского производства».
Кроме того, Минобороны пришлось оплатить так называемый авторский надзор поставщиков за установкой роутеров для секретной связи. Всего за реализацию госпрограммы по оцифровке военной связи сам генподрядчик «Воентелеком», как выяснило следствие, получил всего около 10 млн рублей. Всего же группе предполагаемых расхитителей следствие инкриминирует хищение 460 млн рублей. Однако ряд источников сообщает, что общие потери военного ведомства гораздо выше и суммарно оцениваются в 1,271 млрд рублей.
Итогом этих претензий следствия стало то, что генерала обвинили в особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ). По версии следствия, высокопоставленный военный выступал в роли заказчика оборудования и, предположительно, был в доле со своими предполагаемыми подельниками. До выяснения всех обстоятельств по ходатайству Главного военного следственного управления Следственного комитета России Александр Оглоблин задержан сотрудниками военной контрразведки и арестован 235-м гарнизонным военным судом. С этим решением высокопоставленный военный и его адвокаты не согласились, подав апелляционную жалобу в Московский окружной военный суд, однако там признали избранную меру пресечения обоснованной. Судья считает, что военное следствие предоставило суду убедительные доказательства причастности Оглоблина к преступлению.
Александр Перенджиев эксперт Ассоциации военных политологов:
– Дело «Воентелекома» не случайно выносится в публичную плоскость и создаётся большой резонанс. В России сейчас многие коррупционные дела становятся показательными, но особенно это касается преступлений в сфере высоких технологий, которые сегодня становятся очень чувствительными. Здесь коррупция может привести к утечкам важных сведений и нанести существенный ущерб военному ведомству. Поэтому отношение к фигурантам дела АО «Воентелеком» предельно жёсткое. Даётся чёткий сигнал, что в этой сфере будет наводиться жёсткий порядок.Сейчас в деле «Воентелекома» идёт процесс сбора и накопления доказательной базы. Финансовые преступления довольно сложно расследовать, обычно это очень запутанные дела. Сейчас следствие выявляет фигурантов, выясняя, как перемещались финансовые потоки. Но то, что информация уже появляется в прессе, говорит о том, что следствие сделало определённые успехи. Возможно, круг подозреваемых будет расширен, появятся другие высокопоставленные чиновники. В таких делах нередко у обвиняемых бывают покровители в верхних эшелонах власти, которые тормозят ход дела или чинят следствию препятствия.
Сдавай своих
Есть предположения, что именно бывшие друзья дали показания на генерала. На это указывают некоторые косвенные совпадения. Недавно из-под стражи под домашний арест был переведён один из обвиняемых – бывший советник гендиректора «Воентелекома» Дмитрий Семилетов. Как выяснилось, он заключил досудебное соглашение о сотрудничестве, в рамках которого прояснил следствию всю схему совершённых хищений и рассказал о роли в ней каждого из фигурантов дела. Есть предположения, что именно показания Семилетова позволили следователю предъявить обвинения генералу Оглоблину.
Защита раскаявшегося фигуранта дела, впрочем, утверждает, что референт с генералом напрямую никогда не общался, показаний против него не давал и между ними даже не проводилась очная ставка. По мнению представителей Дмитрия Семилетова, «источник информации» следует искать среди обвиняемых рангом повыше, которые пока только готовятся к заключению сделок со следствием. Таким образом намекая, что эта история ещё далека от окончательного завершения.
Эксперты обращают внимание, что у 53-летнего Александра Оглоблина за плечами успешная карьера типичного паркетного офицера. Будущий генерал начал службу инженером-секретчиком узла связи Генштаба. Так, не выезжая из Москвы, он вырос до начальника управления. У начальства к генералу никогда не было претензий, напротив, он был награждён орденами Почёта и «За военные заслуги», а в прошлом году получил звание генерал-майора. Чиновник досконально знал все детали заключаемых контрактов и схемы, как на этом заработать. Для реализации задуманного у него были полезные связи и знакомства.
КСТАТИ
Проверка Счётной палаты выявила в 2017 году незаконное использование силовыми ведомствами РФ более 544 млрд рублей. В частности, по направлению «Национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность» «в ходе осуществления внешнего государственного аудита (контроля) в 2017 году выявлены нарушения, «включая неэффективное использование федеральных и иных ресурсов», на общую сумму 544,5 млрд рублей». В частности, среди нарушений, найденных в работе военного ведомства, указано «представление заведомо недостоверной бюджетной отчётности за указанный период в Счётную палату». По результатам проведения контрольных мероприятий в доход федерального бюджета были возвращены средства в объёме 71,2 млн рублей.
В разделе «Национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность» учитываются бюджетные расходы таких силовых ведомств и структур России, как Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ и других. В отчёте Счётной палаты отдельно оговаривается, что ряд итоговых документов, в которых отражены результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по направлению «Национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность», содержат сведения, составляющие государственную тайну. Так что, возможно, полная картина нарушений так и не была до конца раскрыта.