В Национальном союзе производителей говядины заявили о подорожании мяса и сыра к Новому году минимум на 10%. Вообще-то подобные союзы нередко делают такие заявления, порой хотя бы для того, чтобы подстегнуть спрос или эти самые цены. Эти объединения созданы для защиты корпоративных интересов, а главный интерес в бизнесе — прибыль. Но к данному заявлению надо отнестись со всей серьезностью. Во-первых, потому, что, по моим наблюдениям человека, регулярно ходящего в магазины, за последние два года говядина подорожала в полтора-два раза и продолжает дорожать. А во-вторых, все продукты питания в последнее время дорожают стремительно и неуклонно.
Конечно, это всего лишь мое скромное ощущение, почему-то никак не совпадающее с цифрами Росстата. Однако не так давно Банк России провел исследование и пришел к выводу: россияне оценивают годовую инфляцию в среднем в 14%, тогда как в прошлом году этот показатель достигал 20%. Примерно так же считают так называемую потребительскую, бытовую инфляцию и серьезные экономисты. Потому что официальный показатель, каким людей у нас обычно успокаивают, учитывает колебания цен и на хлеб с маслом, и на чугунные болванки, которые обыватель не имеет привычки покупать. Так из года в год создается благостная картина «ценовой стабильности», от которой простому потребителю не легче: зарплаты такими темпами, как цены на продукты, уж точно не растут.
Меж тем в Минсельхозе и сейчас уверяют, что на российском рынке стабильная ценовая ситуация с говядиной. За год она якобы подорожала на 6,7%, что в пределах официальной инфляции. По их данным, в 2023 году производство крупного рогатого скота на убой (в живом весе) растет хорошими темпами. Министерство ссылается на данные Росстата за январь — октябрь, которые показывают увеличение этого показателя на 7,6% — до 890,9 тысячи тонн. В общем, не волнуйтесь, граждане, никуда ваш бифштекс не денется!
Однако, согласно недавнему исследованию Национального рейтингового агентства (НРА), за последние пять лет среднее ежегодное потребление говядины в России сократилось на кило — до 9 кг на человека. И вскоре эта цифра опустится до 8 кг. Примерно по 20 граммов говядины в день. Как считают в НРА, такая норма складывается главным образом из-за цены. Если исходить из того, что по стандартам ВОЗ ежедневно нужно потреблять 200 граммов белка, говядина в российском рационе составит лишь 10%. Маловато.
Но мы здесь не о вкусной и здоровой пище, а о жонглировании цифрами. Данные Минсельхоза опровергает даже официальная информация Росстата. В январе текущего года розничная цена бескостной говядины составила 662 рубля за 1 кг, что на 59% выше стоимости свинины и в 2,8 раза дороже мяса птицы. В конце 2022-го ценник на говядину вырос на 16%, в то время как стоимость свинины не изменилась, а куриного мяса даже снизилась на 2,6%. А ведь 16 лет назад говядина стоила на 12% дешевле свинины. Как же так, почему вдруг такая метаморфоза? Для сдерживания цены на говядину беспошлинная квота на импорт составила в прошлом году 200 тысяч тонн, в нынешнем — 100 тысяч тонн. А всего в прошлом году в Россию было импортировано 320 тысяч тонн говядины. Но и этого, как оказалось, мало: цена растет, потребление падает.
Гендиректор Национального союза производителей говядины Роман Костюк в интервью «Парламентской газете» все объяснил. Причин для подорожания немало: от вымирания малых и средних предприятий до ненормального соотношения молочного и мясного производства. Так, в России сейчас на одну мясную корову приходится шесть молочных, тогда как в мире на каждую молочную — 3-5 мясных. Вот какие «перегибы на местах»...
А еще, по словам Костюка, у нас сокращается поголовье крупного рогатого скота. С начала 2010-х не было ни одного года, когда оно прирастало или хотя бы оставалось на прежнем уровне. Получается разнобой: Минсельхоз рапортует о приросте, а производители заявляют о сокращении. Кто-то явно лукавит.
По законам рынка, если цена на товар растет, его начинают производить все больше: если цены растут, то налицо нехватка товара. Вот и весь бином Ньютона.
Это правило можно проверить и на сыре. Он на российских прилавках давно по цене обогнал европейские аналоги. И все под стоны фермеров, жалующихся на бросовые цены на молоко, литр которого оценивается скупщиками в 30-40 рублей. О том, почему в магазинах молоко в два раза дороже, мы сейчас не будем, это старая песня. Хотя о затоваривании молоком говорят все кому не лень. Казалось бы, излишки молока должны использоваться для производства сыра. Вместо этого, утверждают эксперты, сельхозпроизводители пускают под нож поголовье крупного рогатого скота. Избавляются от нерентабельных средств производства. И при этом цена на мясо все равно растет. Вот она, загадочная экономика России!
Известно, что для производства 1 кг сыра нужно 10 литров молока. Между тем сырная продукция (иначе назвать язык не поворачивается), предлагаемая через сетевые магазины крупными производителями, колеблется вокруг тысячи рублей за кило. А «фермерские» сыры доходят до 5 тысяч за кило, хотя делаются вроде бы из тех же 10 литров молока.
В лучшие годы мне доводилось бывать на небольшом греческом островке. Там местные сыроделы реализовывали продукцию по 10-15 евро за 1 кг. И из года в год цена не меняется. На прошлой неделе получил по случаю кусочек пармезана из Италии. Как он был по 20 евро пять лет назад, так и остался. Пока еще не закрытый канал «Телепутешествия» время от времени показывает, как сыры производят вручную даже в Высоких Альпах Австрии и Швейцарии. При этом сыр доступен всем в дряхлеющей Европе. А в это время наш Минсельхоз утверждает, что у нас производство сыров смогло закрыть потребности потребителей даже в сегменте люксовых сортов, ранее поставлявшихся из-за границы. Но по каким ценам? И почему при избытке молока цена на сыр продолжает расти?
В поиске нормального сыра по приемлемой цене забрел на «фермерский» рынок в Москве. Оказалось, они по большей части сейчас не работают. Вот и здесь уже больше месяца шикарные павильоны простаивают. Раньше радовал глаз (но не кошелек!) сыр удачливого подмосковного сыродела по цене от 1800 до 3500 за кило, теперь и этого нет. А на рынках выходного дня за прилавками под тентами торгуют южане по большей части импортными овощами и фруктами. Фермерских сыров и самих фермеров я там не обнаружил. Много лет власти обещают открыть в столице настоящий фермерский рынок, где любой сельхозпроизводитель, минуя посредников и бюрократию, мог бы сбыть свой товар. Но обещания всякий раз выливаются в очередной оптовый рынок для перекупщиков. Москва, как и другие российские мегаполисы, закрыта для малых производителей.
Впрочем, росту цен на еду найдется еще масса объяснений. Тут и дорожающие топливо, электричество, транспорт, корма, закваски, оборудование. Но что мы все о говядине да о сыре? По данным Росстата, курятина подорожала с начала года на треть и продолжает дорожать. Даже президент удивился и спросил главу Минсельхоза Дмитрия Патрушева: «Чего курятина-то так подорожала?». На что министр бодро отрапортовал, что экономических предпосылок для увеличения цен нет, а производители уже начали их снижать.
Предпосылок, как и с сыром, действительно нет, ведь зерна-то у нас завались. А несознательные куры дорожают. И тут еще на днях Росстат объявляет, что с начала года яйца в среднем по стране подорожали на 21,16%. Выросли цены на капусту (22%), сахар-песок (17%), баранину (16%), яблоки (15%), свинину (12%), морковь (11%): Апельсины и мандарины у нас не растут и Минсельхозу неподвластны. Но и они наряду с куриным мясом оказались среди рекордсменов подорожания. Цены на апельсины выросли на 70%, на мандарины — на 63%. Да и бананы не дремали, подорожав почти на 50%. А это, между прочим, «социально значимый товар», выросший в цене за 10 лет втрое. Тут, понятно, винят курс рубля к доллару. Однако и сейчас, когда курс достиг 80 рублей за доллар, бананы с апельсинами не подешевели.
А в это время
Несмотря на все разговоры у нас про то, что удорожание продовольствия — мировая тенденция, по данным Продовольственной программы ООН, весь 2022 год продукты в мире в основном дешевели. Тенденция к небольшому росту проявилась лишь в середине текущего года. А если взять, например, Китай, то там продукты если и дорожают, то в рамках реальной инфляции — на 2-3%. А во второй половине текущего года в КНР была зафиксирована дефляция, цены на многие продукты падали. В октябре, когда у нас наблюдался бурный рост цен, там основные сельхозпродукты (яйца, мясо, овощи) дешевели. Может, все дело в том, что при всем буйстве рынка государство там стоит на страже интересов потребителя — народа, в переводе на китайский? И за такие скачки цен и перекосы в Пекине бравурным докладом из курятника не отделаешься.