Издание Politico, ссылаясь на данные американской разведки, сообщает новую «точную дату» начала российско-украинской войны – «после 20 февраля». А Washington Post добавляет: «отвод российских войск от границы – преднамеренная уловка». Война, мол, начнётся со дня на день. Поверим им на слово?
Операция «Эвакуация»
Всю неделю европейские посольства эвакуировались из Киева во Львов. За европейцами последовали американцы с израильтянами. Кстати, почему во Львов, а не в Варшаву или Вильнюс, ведь говорилось, кажется, о полномасштабном российском вторжении на Украину? Или и в самом деле имеется некая келейная договорённость Москвы и Вашингтона о судьбе пяти западных областей – Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской, Волынской и Ровенской? Самое же примечательное – то, что 17 февраля над российским посольством в Киеве пошёл густой дым. Думали – пожар. Но представитель посольства уверил, что никаких экстраординарных ситуаций в здании не возникало. Жгут документы, предположили жильцы соседних домов. Кстати, точно такой же дым они видели в феврале 2014-го.
Почему же в российском посольстве жгут документы, если Российская армия вот-вот вторгнется в украинскую столицу? Не потому ли, что дипломаты в курсе реального сценария? А он, похоже, таков: пять вышеупомянутых западных областей уходят под условный протекторат Вашингтона, ещё две, Буковина и Закарпатье, передаются Бухаресту и Будапешту соответственно. А Харьковская, Запорожская, Херсонская, Николаевская и Одесская области вливаются в Новороссию – вместе с двумя народными республиками Донбасса. Тем временем в центральной части Украины – и в Киеве в том числе – начинается «гуляй-поле». Националисты против законных властей. Гражданская война? А она уже и так идёт восьмой год. То, что готовится, лишь её перенос из Донбасса прямиком в Киев.
Знают ли об этом в Киеве? Разумеется. Глава департамента муниципальной безопасности Киевской городской государственной администрации (КГГА) Роман Ткачук сообщает о планах мэрии по эвакуации населения. «В городе останутся только работники критической инфраструктуры и ВСУ. И те, кто не захочет уезжать». Видимо, придётся остаться подавляющему большинству горожан – у КГГА просто нет столько техники, чтобы вывезти из трёхмиллионной столицы всех желающих. Накануне мэр Киева Виталий Кличко подтвердил: в каждом районе уже созданы комиссии по вопросам эвакуации населения. Заодно готовят и бомбоубежища. Между тем Варшава объявила о готовности принять до миллиона беженцев с Украины – это подтвердил замминистра национальной обороны Польши Войцех Скуркевич. «Польские власти готовятся к приёму беженцев с Украины уже несколько недель». Полностью готова вся инфраструктура в районе пограничных переходов. Беженцев там будут распределять по группам и отправлять в глубь страны. Занятно, что беженцами поляки готовы считать только тех, кто намерен бежать из восточных и центральных областей Украины. Про Львов и четыре западные области – ни слова. Полякам явно что-то известно.
Атака начнётся с моря
А в Донбассе тем временем – эскалация. Интенсивность стрельбы такая, что военные уверяют: подобного не было с 2015 года. И хотя на «первой линии» фронта по-прежнему действует официальный запрет на стрельбу, негласно командование ВСУ с прошлой среды отдало устное распоряжение подразделениям открывать огонь, сообщает киевское издание «Страна». «Командиры подразделений больше не требуют отчётов по поводу выстрелов в сторону противника». На позициях это неофициальное указание было воспринято военными буквально: разрешили стрелять в любой ситуации. Обострение в Донбассе совпало с визитом «в зону ООС» Зеленского. «Произошло то, что должно было произойти, – цитирует «Страна» свой источник в украинском военном командовании. – У кого-то не выдерживают нервы, и он нажимает на спусковой крючок. Дальше начинается эффект домино. Если такая ситуация сохранится, всё пойдёт по нарастающей».
Тем временем Зеленский на военном катере и в сопровождении главы Совбеза Данилова отправился под Новоазовск. Устроить военную авантюру у порта ДНР, а не у линии соприкосновения, где её все ожидают, – неожиданный и неплохо продуманный ход. Дело в том, что соединения народной милиции там сравнительно немногочисленны – большая их часть стянута под Донецк и Луганск. Кроме того, поблизости почти нет российских войск (а те соединения 8-й армии, что стоят под Ростовом – сухопутные). Большая часть военно-морской группировки ЧФ – в нейтральных водах невдалеке от Одессы и под Севастополем. Таким образом, атаке военных катеров Украины просто некому будет помешать. Во всяком случае, в первые пару-тройку часов. «Высадка украинского десанта у Азовского моря для захвата территорий народных республик вполне возможна, – подтверждает бывший глава Совбеза ДНР Александр Ходаковский. – В контексте предполагаемых действий Украины выброска десанта на азовском побережье не только вероятна, но и просто закономерно там предусматривается».
Олег Царёв, бывший депутат Рады и, по данным американских СМИ, будущий «пророссийский диктатор Украины»
– Объясню, почему война почти неизбежна. Президент США намерен запросить у конгресса рекордный оборонный бюджет на будущий год – 770 млрд долларов. Мнимое или настоящее вторжение России на Украину приведёт к росту военных бюджетов стран НАТО и соответственно к росту прибыли американских военно-промышленных компаний. Но долго такую истерию на одних виртуальных новостях не продержишь. Если США захотят «продолжать банкет», им придётся организовывать реальные военные действия между Россией и Украиной. Значит, надо быть готовыми к провокациям в Донбассе.
А накануне в Мариуполь (от Новоазовска – рукой подать) неожиданно нагрянул олигарх Ринат Ахметов, прихватив с собой миллиардера Вадима Новинского. Несколько дней назад оба они, как сообщала украинская пресса, покинули страну и отбыли за рубеж, а тут – вернулись. С чего бы вдруг? В Мариуполе Ахметов проводил встречи с доверенными людьми, которых он оставляет на хозяйстве, – в случае если ВСУ по приказу Зеленского всё-таки осуществят военную авантюру под Новоазовском и в итоге Мариуполь спустя семь лет всё же войдёт в состав ДНР. Главный украинский порт на Азовском море – транспортный узел, жизненно важный для металлургических и горнодобывающих комбинатов Ахметова. По сути, весь экспорт Ахметова завязан на этот порт. А главным «смотрящим» будет Новинский – «миноритарный партнёр» Ахметова и бывший гражданин РФ. Однажды, весной 2014-го, Ахметов уже сделал ошибку, сбежав из Донецка, не оставив там своего порученца, который смог бы «порешать вопросы» с новой властью. Теперь олигарх готовится загодя, зная о планах Зеленского касательно Новоазовска. Последствия предсказуемы – потеря Мариуполя. А остаться без морского порта для Ахметова означает утратить возможность сбыта своей продукции.
Провокация как казус белли
На прошлой неделе в Совбезе ООН состоялись слушания по украинскому вопросу. Выступал госсекретарь США Энтони Блинкен, рассказывал о целях вторжения России на Украину (хотя было уже 17-е, а вторжение было назначено на 16-е). «Эти цели, – пугал Блинкен, – включают столицу Украины Киев. Потом российские ракеты и бомбы будут падать по всей Украине. Связь будет заблокирована, кибератаки выведут из строя ключевые украинские институции. После этого российские танки и солдаты пойдут в наступление». А ещё Блинкен предупредил, что нападение на Украину может начаться «с реальной или мнимой химической атаки». «Россия планирует создать предлог для нападения, это может быть сфабрикованный теракт, обнаруженные массовые захоронения, инсценированный удар беспилотника или атака с применением химического оружия». Вот кстати, о химическом оружии. В конце декабря министр обороны Сергей Шойгу, помнится, сообщал, что американские наёмники из частных военных компаний готовят химическую атаку в Донбассе. «Для совершения провокации в городах Авдеевке и Красный Лиман доставлены резервы неустановленного химического компонента». Пришёл, стало быть, черёд?
Началось, впрочем, не с химической атаки, а с детского садика в станице Луганской, подконтрольной Киеву. «Сегодня был обстрелян детский сад, – негодует британский премьер Борис Джонсон. – Это была типичная операция «под чужим флагом» для дискредитации украинцев, провокация, создающая повод для вторжения России». «Интересно, кто-то ещё верит этим постановкам? – недоумевает киевский юрист Татьяна Монтян. – В стену детсада влетел снаряд, но остались целыми все окна, а с полочек в эпицентре взрыва даже мячики не попадали». Ничего, лиха беда начало, не задалось с одной провокацией – устроят другую. Главком ВСУ Валерий Залужный накануне заверил: его армия настроена воевать за Донбасс до победного конца. И на подконтрольных украинской стороне территориях уже началась эвакуация населения – в связи с готовящимся обострением.
Войны никто не хотел – она была неизбежна
Обострение, уверяет Залужный, спровоцировала готовность Кремля признать народные республики – накануне Госдума почти в полном составе за это проголосовала, направив своё решение президенту на утверждение. Теперь вопрос признания ДНР и ЛНР – дело пяти минут. В Киеве по этому поводу то ли радость, то ли печаль – не понять. «Признание так называемых ЛДНР равнозначно выходу Москвы из Минских соглашений, – вещал на Совбезе ООН постпред Украины Сергей Кислица. – Слабая реакция ООН по аналогичным действиям России в 2008 году привела к оккупации части Грузии». Кислица отметил, что «такой шаг не будет иметь никаких юридических последствий» – но тогда к чему столько пафоса? А вот в партии Зеленского о признании народных республик говорят не иначе, как о поводе начать войну, но не с Донбассом, а с Россией. «Все заявления российских чиновников об отсутствии намерений атаковать Украину не более чем лживая пропаганда, – говорится в официальном заявлении партии «Слуга народа». – Тиражируемые сообщения об отводе войск от границы с Украиной, по данным разведки Украины и разведок партнёрских государств, являются имитацией. С особым цинизмом российские оккупационные войска произвели откровенные акты терроризма против мирных жителей. Призываем вооружённые силы Украины проявить твёрдость в обороне жизней украинцев и территории нашего государства».
Тем временем официальный Пекин 21–22 февраля готовится сделать некое заявление, как указывают в КПК, «глобального значения», в центре которого будет ситуация на Украине. Мы же, суммируя сказанное выше, можем предположить следующее. Киев просто не оставляет Москве никакого иного варианта, кроме как начать военную операцию по принуждению к миру. Часть российской элиты всё ещё пытается свести конфликт к переговорам (они идут восьмой год – и толку?), но Киев просто не оставляет этим, условно говоря, «голубям», никаких шансов. Да и, судя по тексту о письменных гарантиях безопасности от российского МИДа, уже и на Смоленской площади не верят миролюбию западных партнёров. «В отсутствие готовности американской стороны договариваться о твёрдых, юридически обязывающих гарантиях обеспечения нашей безопасности со стороны США и их союзников Россия будет вынуждена реагировать, в том числе путём реализации мер военно-технического характера». «Ширится глас скептиков, уверенно заявляющих о том, что «войны не будет», – резюмирует бывший министр обороны ДНР Игорь Стрелков (Гиркин). – Одна их часть бездоказательно заявляет, что «Путин и Байден поделили Украину», а другая, что «Путин сдался». Я же, совершенно не будучи уверен, что война начнётся 16 или 20 февраля, в её неизбежности, причём скорой, не сомневаюсь нисколько. Вот и увидим, кто окажется прав».
Кстати
За последние пару недель в Москве побывали президент Франции Эммануэль Макрон (их беседа с Владимиром Путиным продолжалась пять часов), канцлер Германии Олаф Шольц (их беседа с президентом России продлилась более трёх часов). Министров иностранных дел и обороны Великобритании Элизабет Трасс и Бена Уоллеса принимали коллеги Сергей Лавров и Сергей Шойгу. Похоже, визиты европейских лидеров в Кремль продолжатся, а значит, ни о какой «дипломатической блокаде» России не может быть и речи. А были ещё визиты президентов Венгрии и Бразилии, 12 февраля состоялся телефонный звонок с президентом США Джо Байденом. Россия, несомненно, вернулась в большую политику.
Второе наблюдение – по итогам визитов канцлера Шольца и президента Макрона. Что-то не видно желания Берлина и Парижа приветствовать Украину в НАТО. Мало того, Старая Европа наотрез отказывает Киеву в его евроатлантических устремлениях. Кстати, Шольц, выступая в Москве, дал понять, что Украину не пустят в НАТО «во избежание войны» – фраза о многом говорит. Именно об этом прямом взаимодействии говорил Владимир Путин в своих письмах лидерам стран ЕС. То, что вместо них нам отвечали из США и из НАТО, порядком всех удивило. Есть шанс разбудить Европу и её сонных лидеров, которые привыкли плыть по течению.
Третье наблюдение. Наши западные партнёры нас регулярно обманывали, можно даже сказать, обманывали системно. Не тащить бывшие союзные республики в НАТО в начале 90-х на словах обещали российскому руководству британский министр иностранных дел Дуглас Хёрд, госсекретарь США Джеймс Бейкер, федеральный канцлер ФРГ Гельмут Коль, президент Франции Франсуа Миттеран. Министр иностранных дел ФРГ Ганс-Дитрих Геншер уверял, что «изменения в Восточной Европе и объединение Германии не приведут к нарушению интересов СССР в области безопасности». Такие уважаемые люди – обманывали? И как теперь поверить на слово не менее уважаемым европейским и американским политикам, что Киев не станет атаковать Донбасс? Нам ведь уже обещали не расширять НАТО на восток – и «кинули». Мы ещё не забыли, как Запад обманул президента Украины Януковича, гарантировав ему безопасность и переговоры с оппозицией под присмотром Берлина и Парижа. В итоге Януковичу пришлось бежать. Позже европейцы согласились продвинуть реализацию Минских соглашений. И опять тишина на долгие годы. А ведь эти обещания были закреплены документально! Вот и сейчас Макрон и Шольц обещали, что Зеленский примет условия «Минска-2» и начнёт их исполнять. Шольц даже дату назвал, когда Зеленский публично провозгласит курс на выполнение соглашений, – 17 февраля. И что же? А ничего – вместо этого Зеленский устроил праздник «победы над Россией».
И, наконец, четвёртое наблюдение. Зачем обострение американцам? Корм ястребам – это лишь один из доводов. Главное – риск перекрытия ГТС Украины ставит под вопрос экспорт России. Ослабляют нашу страну, ставят Европу в большую зависимость от других поставщиков. Кто-то может заметить, что они не заинтересованы в подорожании энергоносителей. И так американская экономика не в лучшем виде. Так тут и основная причина. США заметут под ковёр свои проблемы с инфляцией и дефицитом, но. Текущие проблемы не решить Байдену, а в таких случаях гегемон уже не раз развязывал войнушку для отвлечения внимания.
То, что Старая Европа больше теряет от обострения, чем приобретёт, и так ясно. Подорожают энергоносители, исчезнет значимый рынок сбыта для их товаров и услуг. Да и наша страна, чего там, тоже много теряет – и от западных санкций в том числе. А Украина вообще может потерять самое дорогое – свою государственность.
Но на карте мира притаилась страна, которая однозначно выиграет от обострения. И сейчас притаившийся дракон даже не предпринимает никаких шагов – просто ждёт. Китайцам обострение только на пользу. Они по дешёвке получат российский газ (он им и сейчас обходится по 110 долларов, дешевле, чем немцам) – при рыночных ценах, вдесятеро больших. Туда же придётся направить и всю нефть. Если объявят санкции, то больше нам и продать наше богатство будет некуда. И Россию будут воспринимать как бездонную дыру для сбыта своего ширпотреба, так как другим странам не разрешат торговлю с «объявленным агрессором».
P.S. На прошлой неделе германский журнал «Шпигель» опубликовал архивный протокол под грифом «секретно» – о переговорах в Бонне 6 марта 1991 года с участием министров иностранных дел США, Британии, Франции и Германии. Обсуждались вопросы безопасности Польши и других государств Восточной Европы – участники встречи выразили общее мнение, что их членство в НАТО неприемлемо.