За первый уик-энд фильм «Девятаев» при бюджете 625 млн рублей собрал в нашем прокате только 80 млн. Весьма скромный старт для столь амбициозного проекта. Уже понятно, что по результатам проката фильм вернет едва ли половину затраченных на него средств. А из этой половины половина достанется кинотеатрам. Так что можно говорить о финансовом провале. Да и критики встретили «Девятаева» противоречивыми откликами. Что с фильмом не так?
Казалось бы, все правильно сделали авторы «Девятаева». Стартовали за неделю до начала проката на открытии Московского кинофестиваля, обеспечив себе бесплатную раскрутку, которая должна была подогреть интерес к фильму. Не поскупился на рекламу и телеканал «Россия», принявший участие в создании картины. Привлечь зрителей в залы должно было имя режиссера и продюсера Тимура Бекмамбетова — «нашего человека в Голливуде», знающего секреты создания кассовых хитов.
Наконец, в качестве основы для фильма взяли реальную историю фантастического побега из немецкого концлагеря на острове Узедом летчика Михаила Девятаева, который вместе с девятью товарищами в феврале 1945 года угнал самолет «Хенкель» и счастливо приземлился (пусть и на брюхо) на контролируемой советскими войсками территории. Это же готовое кино! Так что грядущий успех фильма казался неминуемым. Но...
Строго говоря, первая и, пожалуй, самая серьезная ошибка состояла в выборе на главную роль актера Павла Прилучного, известного по сериалу «Мажор», где он сыграл избалованного сынка олигарха. Павел — актер крепкий, харизматичный, но, скажем деликатно, крупногабаритный. Говорят, он худел для этой роли, но все равно и рядом не стоит с человеком, прошедшим несколько фашистских лагерей, в том числе и Заксенхаузен.
По воспоминаниям самого Михаила Петровича, он весил после побега всего 38 килограммов. Какая сила духа должна была быть у летчика, чтобы в таком состоянии организовать побег и поднять в небо тяжелый самолет! Да еще самолет вражеский — с незнакомой системой управления, с надписями на немецком языке, которого Девятаев не знал. А тут самолет в небо поднимает холеный «мажор» со спутанной копной волос на голове...
Из фильма мы ничего не узнаем о самом Девятаеве, о его детстве и юности, родителях, собственной семье (в одном-двух кадрах мелькнет жена летчика почему-то в облике телеведущей Дарьи Златопольской), его взглядах, отношении к жизни. Фильм заточен на военной странице биографии героя, воссозданной «близко к тексту» — сиречь к книгам воспоминаний Девятаева. И там, где авторы придерживаются реальной канвы событий — это касается, например, воздушных боев и сцен подготовки к побегу, — фильм выглядит убедительным. Там, где начинается отсебятина, «оживляж», фильм начинает смахивать на киношку.
Одна из самых странных линий фильма — история с выдуманным летчиком Лариным (Павел Чинарев), который якобы был товарищем Девятаева по летному училищу, потом попал в плен и перешел на сторону врага. В фильме он без устали склоняет бывшего боевого товарища к предательству, а когда беглецы угоняют самолет, Ларин отправляется за ними в погоню. В какой-то момент, расстреляв боезапас, даже пытается таранить их самолет. При этом Девятаев почему-то продолжает считать мерзкого предателя своим другом и даже отказывается выдать его имя по возвращении к своим, что, по фильму, становится причиной интереса к летчику-герою со стороны НКВД.
На самом деле реальный Девятаев оказался в длительной 12-летней опале совсем по другой причине. Его как попавшего в плен к врагу, в соответствии с известным сталинским приказом обвинили в измене Родине, лишили воинского звания и даже на некоторое время снова отправили на остров Узедом: по горькой иронии судьбы, немецкий концлагерь стал пересыльным лагерем НКВД. В своих поздних интервью Михаил Петрович с горечью рассказывал, что ему пришлось валить лес, пройти через унизительные проверки и допросы...
Реабилитировали Девятаева только в 1957 году, тогда же присвоили звание Героя Советского Союза, а до того он был поражен в правах. Но эти драматические подробности в фильм не вошли. Как выяснилось, «эскадрилья драматургов» в составе четырех человек даже не ознакомилась с материалами следственного дела. Акценты на репрессивном характере сталинского режима в годы войны, видимо, не вписываются в нынешние идеологические установки Минкультуры и Фонда кино, поставивших на поток создание духоподъемных «патриотических блокбастеров», к которым теперь примыкает и «Девятаев».
С технической, зрелищной стороны фильм сделан лучше, чем, скажем, «Танки», «Несокрушимый», «28 панфиловцев», «Калашников», «Рубеж», «Зоя». Но по части правдивого, объемного освещения военной эпохи ушел от них недалеко. Сам Бекмамбетов в интервью называет свой фильм развлекательным, что, честно говоря, меня покоробило. Выросший на фильмах Сергея Бондарчука, Григория Чухрая, Станислава Ростоцкого, Ларисы Шепитько, Элема Климова, Алексея Германа, я, возможно, отстал от новейших кинотрендов, но «война» и «развлечение» для меня по-прежнему несовместимые понятия. А вот Бекмамбетов в своем фильме-аттракционе с разной степенью успеха старается их совместить.
Сюжетно «Девятаев» во многом повторяет канву недавнего фильма «Т-34». Только там была история побега из лагеря на танке, а здесь — на самолете. Творчески же фильм опирается на компьютерные игры, что стало общим местом в современном российском военном кино. Для этого авторы фильма даже привлекли лучших геймеров мира. Воздушные бои занимают в фильме добрые полчаса, на психологию главного героя, на проработку характеров персонажей второго плана времени осталось не так уж много.
Словом, те, кому интересны в кино самолеты, бои в небе, безудержный экшен, позитивный, пусть и фальшивый, финал, свое удовольствие от фильма могут получить. Те, кому по-прежнему интересны люди на войне, горькая и трудная правда о ней, проклятой, боюсь, будут, как и я, разочарованы.