Как минимум 300 млрд рублей — такой оборот поддельных товаров и неучтенной продукции в России. Все это — контрафакт. Эти изделия и напитки не проверяли контрольные органы, с них не были заплачены положенные пошлины и акцизы, налоги. Часть из такого фальсификата — та же ядовитая бурда от бренда «Мистер Сидр» — унесла жизни десятков людей. Одежда марки «абибас», наверное, принесла меньше вреда. Потери и разрушения от некачественного бетона становятся заметны не сразу, а когда построенный с его помощью дом начнет разрушаться, вряд ли кто-то вспомнит, что именно клали в строительный раствор про возведении. Опрошенные aif.ru эксперты перечислили основные группы товаров, на которых жулики выручают деньги, ставя в опасность наши жизни и здоровье.
Чтобы было понятно — 300 млрд рублей страна потратила на борьбу с коронавирусом, примерно с таким же годовым бюджетом живут Краснодарский и Ставропольский края.
Выпить и покурить
Почти половина нелегального оборота приходится на слабоалкогольные напитки, подсчитал юрист, член генерального совета «Деловой России» Александр Хаминский. Разливное пиво не маркируется, для его выпуска не нужна такая же строгая лицензия, которую получают водочные заводы и другие, работающие со спиртом.
"Из 800-900 млн декалитров пива, производимого в России в год, на разливное приходится менее 8%, а с учетом количества точек розничных продаж, пивных, кафе и ресторанов, в которых пиво разливается из бочек, этот показатель может составить порядка 20%, — говорит Хаминский. — Этот напиток часто варят в кустарных условиях, используя концентраты, усилители вкуса и спирт для придания определенной крепости. В отличие от пива в потребительской таре, разливное не маркируется и не поддается учету".
Дальше — простая арифметика. «Неучтенного» пива получается как минимум 100 млн декалитров, что в денежном выражении — 150 млрд рублей. В том числе 25 млрд рублей — потери бюджета от недополученных акцизных платежей и сборов.
Производитель «Мистера Сидра», по подсчетам экспертов, только на уходе от акциза и НДС имел больше 3 млн рублей дополнительной незаконной выручки каждый месяц.
Подсчитать объемы нелегальной водки сложнее, признает Хаминский. Производство крепкого алкоголя контролируют более строго, а по официальной статистике в розлив отпускают только 2% выпущенной водки, остальное продают в бутылках с акцизными марками, их сканируют при продаже.
«В одном из спальных районов Москвы провели наблюдение: волонтеры подсчитали количество покупателей в магазинах, имеющих отделы со спиртным, и посетителей так называемых наливаек и других подобных заведений, — продолжает эксперт. — Результаты удивили: и тех, и других оказалось практически поровну. Да что там говорить, если в центре Москвы есть множество баров, на окнах которых красуется реклама „водки дня“ и „виски дня“, разливаемых из пластиковых канистр».
Табак и табачная продукция, проданная в обход официальных каналов, нанесли ущерб бюджету на 81,5 млрд рублей, подсчитали эксперты Национального научного центра компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции. Правда, доцент кафедры экономической статистики РЭУ Ольга Лебединская полагает, что эта оценка несколько занижена и можно говорить об ущербе в 115 млрд рублей.
Бетонные трудности
Пятая часть цемента в России — подделки, уверяет основатель и гендиректор компании «Главснаб» Федор Васильев. В деньгах это порядка 100 млрд рублей. Раньше было еще больше — от части производителей контрафакта удалось избавиться. Но все равно много.
«Качество цемента трудно оценить „на глазок“, этим пользуются поставщики контрафакта, — объясняет Васильев. — Чтобы выяснить хорош ли цемент, надо протестировать его на небольшом фрагменте. Если он не наберет прочность за 28 дней — у вас подделка. Но вот вернуть в магазин некачественные стройматериалы можно только в течение 14 дней. И это проблема».
Кабели и провода сомнительного происхождения — примерно 15% рынка, таких продают почти на 3 млрд рублей за год. По остальным стройматериалам на долю контрафакта приходится от 5% до 30% продукции. Больше всего ее всплывает в период высокого спроса: сезон начинается, цены растут, все торопятся закупить необходимое, и тут появляются поставщики того, чего брать бы и не стоило, хотя очень хочется.
"Реплики и откровенные подделки чаще всего встречаются на сайтах объявлений, либо когда непроверенная ремонтная бригада навязывает вам покупку стройматериалов именно у них и подешевле, чем в магазине, что само по себе должно навести на мысль, — продолжает Васильев. — В основном это подделки и реплики, среди которых трубы, цемент, кабели, радиаторы отопления, лакокрасочные материалы, различные смеси и жидкости. Если раньше подделывали в основном дорогую европейскую сантехнику, то теперь приходится проверять чуть ли не каждый мешок с цементом".
Машина на три четверти
Автозапчасти и расходники для машин — еще одно минное поле. Контрафакта здесь от 25% до 30%, говорит доцент департамента менеджмента и инноваций Финансового университета при правительстве РФ Павел Трифонов. В деньгах объем нелегального рынка получается равным примерно 90 млрд рублей.
«Чаще всего это свечи зажигания, фильтры, сальники, ремни и элементы ходовой части, — перечисляет он. — Заработок продавцов на контрафакте и сером импорте гораздо выше, чем при торговле оригинальной и брендированной продукцией».
Обычно такие запчасти и продают дешевле, чем настоящие. Сэкономить у жуликов получается за счет ухода от таможенных пошлин, практически полного отсутствия затрат на продвижение — разве что отстегнуть немного мастеру сервиса, который будет впаривать такую продукцию своим клиентам, отсутствия нормальной упаковки.
"Еще хуже ситуация на рынке масел, где доля контрафакта составила в 2022 году около 50%, а в некоторых регионах — до 60%, — добавляет Лебединская. — Объем контрафакта вырос до того уровня, что даже возникла инициатива ввести маркировку автомобильных масел".
Магия с разоблачением
Контрафактная продукция не обязательно должна быть именно подделкой — если полноценный качественный импортный товар не прошел в России все положенные таможенные процедуры, он все равно попадет в эту категорию. А тут открываются большие возможности для навара, считает директор по GR КРОС Петр Кирьян.
«Разница в цене может возникать за счет ввоза более доступной по цене продукции из стран ЕАЭС, — говорит он. — В частности, сигареты имеют более низкий акциз и в опте стоят меньше, чем внутри России отечественная продукция. Привез кто-то ящиками из соседней страны и продает: дешево и без всякой отчетности».
Для «неофициального» алкоголя даже вполне нормального происхождения такими «резервами» понижения цены становятся акцизы.
Другой вариант — это именно подделки.
«В оригинальной таре могут поставлять запасные части или детали других производителей, — говорит Кирьян. — Так мы можем встретить китайские детали в условной упаковке „made in EU“. Заработок тут в том, что покупаете вы их фактически по себестоимости, а продаете со всеми наценками за бренд и страну-производителя».
Борьба с контрафактом — задача Роспотребнадзора и МВД, но у них просто не хватает рук для того, чтобы организовать полноценный контроль за сотнями тысяч, а то и миллионами дельцов черного рынка, считает Хаминский.
«Поддельные „адидасы“, „рибоки“ и „пумы“ без всякого стеснения продают на Ozon и Wildberries, такого же качества „дольче-габбаны“, „лоро-пиана“ и „гуччи“ прочно обосновались на другом маркет-плейсе, — признает Хаминский. — На бесплатной электронной доске объявлений имеются сотни тысяч профилей частных продавцов, каждый из которых продает более тысячи наименований новой одежды в полной размерной сетке. Что интересно, стоимость таких товаров в 10-20 раз ниже, чем на похожие, но продающиеся в официальных магазинах. Причем никто из них не выдаст кассового чека, для оплаты всегда надо будет перевести деньги на личную карту продавца или отдать наличными курьеру. Стоит ли говорить, что весь продаваемый таким образом товар является подделкой».
На фоне всех остальных черных рынков, вполне благополучным смотрится фармацевтический: там годовой оборот контрафакта «всего» 3,2 млрд руб. Причем по-большей части это не подделки, а лекарства, завезенные из-за границы для личного пользования, но вместо этого проданные другим людям.