Когда в декабре 2008 года умер патриарх Алексий II, началось сражение за вакантное место патриарха между главой Отдела внешних церковных связей РПЦ митрополитом Кириллом Гундяевым и митрополитом Климентом Капалиным, который с 2003 года был управляющим делами Московской патриархии.
В те дни предпочтения многих были на стороне митрополита Кирилла, который виделся экуменически и миссионерски настроенным, дипломатичным, умным и харизматичным лидером. Простой народ его знал в основном по телевизионной передаче «Слово пастыря». Митрополит Климент же выглядел на его фоне достаточно серо, воплощая собой скучный церковный консерватизм.
Но что реально представляет из себя митрополит Кирилл, стало ясно, когда в предвыборную борьбу на его стороне вступил дьякон Андрей Кураев — самый уважаемый на тот момент миссионер РПЦ. Для многих, в том числе и для меня, было жестоким потрясением, когда «дьякон всея Руси» стал «разоблачать» конкурента Гундяева, причем не только самого митрополита Климента, но особо наскакивая на его брата — Тобольского и Тюменского архиепископа Димитрия Капалина.
Отец Андрей Кураев в те дни вылил много грязи на братьев Капалиных, выискивая у них всевозможных блох, стараясь показать всем, как выгоден в отличие от конкурента будет в качестве патриарха «эффективный менеджер» Кирилл Гундяев.
И сработало. На Поместном соборе патриархом был избран Гундяев, а 1 февраля 2009 года состоялась его интронизация.
Кураев был награжден за труды чином протодьякона, митрополит Климент Капалин смещен с должности управляющего делами МП, став всего лишь главой Издательского совета.
Начались первосвятительские труды нового патриарха-миссионера.
Одним из первых важных деяний патриарха Кирилла было его строгое заявление накануне праздника святых просветителей Кирилла и Мефодия (24 мая) — создателей славянской письменности. Патриарх велел всем архиереям не приезжать в Москву чествовать его в день именин, а лучше заняться просветительской работой на местах. Тогда это его решение широко тиражировалось православной прессой: мол, посмотрите какой — не хочет почестей, хочет просвещения!
Правда, в следующие годы первый благородный порыв забылся, и вот уже в 2015 году в этот же праздник Кирилла и Мефодия на Красной площади Москвы устраивается грандиозный церковно-государственный флешмоб, где патриарх вместе с чиновниками, сонмом духовенства и прочим согнанным в принудительном порядке народом поет бодро «…забота у нас простая, забота у нас такая» и другие советские песни. По словам очевидцев, все это действо напоминало бракосочетание государства и церкви, только христианство сменила какая-то другая религия…
Первые годы правления патриарха Кирилла были полны бурными преобразованиями: указаниями развивать миссионерство, социальную работу, образовательную сферу на приходах, в епархиях. Но то, что внешне казалось правильным, на деле оказалось мыльным пузырем: так как для реальных дел не было ни специалистов, ни финансов, ни правильно выстроенной политики, то все свелось к тому, что священников завалили тоннами отчетности, обязали создать кучу организаций на приходе, даже если в храм ходят полторы старушки. Ну, священники «создали» — написали правильные отчеты, поставили в нужных местах галочки, а потом каждый год просто меняли дату в отчете и сдавали заново — и всех это удовлетворяло, правда, каждый год придумывали новую отчетность.
Патриарх создал Межсоборное присутствие, куда вызывались церковные специалисты якобы для выработки четкого отношения Церкви к тем или иным проблемам путем широкой дискуссии как в самом присутствии, так и в целом среди духовенства и верующих РПЦ.
В итоге все это вылилось в бессмысленную демагогию, а все церковные постановления стали просто спускаться сверху с требованием беспрекословного исполнения.
Патриарх придумал систему раздробления епархий якобы для того, чтобы «епископы стали ближе к народу». В итоге, если раньше епархия была равна области, а архиерей сидел в областном центре, то теперь в каждой области стало от двух до четырех епархий с соответствующим количеством мелкопоместных архиереев. Отсюда и получила воплощение в жизнь шутка: «Брошу все, стану архиереем в Урюпинске» — да, уже есть Урюпинская епархия со своим епископом.
Но епископы не стали ближе к народу — они стали ближе к народным деньгам, потому что каждый церковный феодал, даже мелкий, хочет резиденцию, автомобиль высокого класса, соответствующий достаток, отдых, питание и много красивых и дорогих безделушек на груди и на голове. В итоге в несколько раз возросли налоги с приходов так, что для многих бедных храмов это стало удавкой на шее.
И в патриархию стали требовать больше и больше денег. Почему? Ну, не стоит заново рассказывать про нанопыль в особой квартире, чудотворные исчезающие брегеты, резиденции и прочую скромную жизнь ученика апостолов — это все и так видят. Скажу лишь, что ко дню рождения Кирилла в прошлом ноябре с одной маленькой епархии собирали сумму в 10 тыс. долларов. А епархий в РПЦ более 300…
А еще, в 2012 году, были Pussy Riot и митинг в поддержку «веры» — то есть патриарха, под охраной тысяч полицейских. Уже тогда патриарх с трибуны заговорил про предателей в рясах — тех, кто смеет критиковать его лично.
На нашем портале «Ахилла» часто пишут священники — анонимно, потому что под своим именем можно только воспевать хвалу «эффективному менеджеру», а правду сказать можно, только надев балаклаву. Вот лишь незначительное количество цитат священников о своем предстоятеле:
«Некоторые священники на службе поминают Кирилла, «добавляя мысленно про себя перед словом «патриарх» слово «заблудший».
«Разрыв между словами и делами патриарха. Какой-то мертвящий холод, которого не было при Алексии II».
«Мы ждали пророка, а получили прокурора…»
«Позиция Патриарха очень проста: если меня кто обидит, то мне Евангелие не указ».
«Патриарха я уважаю и усердно поминаю, конечно, он — наш Главпахан (простите за выражение), деньги и отчеты выбивать умеет. Если что не по нему — растопчет быстро, как и полагается».
«Патриарх-миссионер… Вспоминаю приезд в нашу епархию патриарха Кирилла на освящение собора. Несколько раз со всех приходов были большие денежные сборы, страшная нервозность, вприпрыжку бегавшие благочинные, ор епископа с брызжущей слюной на подчиненных, и страх, страх, страх. Тогда вдруг я понял, встретив каменно-тяжелый подозрительный взгляд патриарха, идущего между двух шеренг выстроенного духовенства, что это не наш отец, а властный господин, выкованный прежней советской церковной системой, прошедший все ее ступени».
«Надо отдать Кириллу должное — он гениальный демагог. Демагог именно в советском, большевистском смысле слова».
«Патриарх — совершенно нормальный, ожидаемый проект кремлевской пропаганды и вполне себе атеист».
Поверьте, так про патриарха думает подавляющее большинство нормального, честного, священства. А остальные просто боятся думать, ибо наказание прилетит даже за наморщенный для размышления лоб.
Но главная проблема нынешнего патриарха даже не в том, что он деспот, или что он любит роскошную жизнь, или что он боится народа, поэтому окружает себя кордонами ФСО. Не только его вина в том, что он выстроил вокруг себя вертикаль власти — трусость и сервильность епископата ему в этом всячески подыграла.
Главная проблема патриарха Кирилла в том, что он лицемер и не стесняется этого. В церковных канонах есть такое понятие: «доброе свидетельство от внешних». Такое, каким, например, обладал патриарх Сербский Павел. Даже патриарх Алексий II пользовался в обществе гораздо большим уважением, несмотря на некоторые негативные моменты биографии.
Современное же светское общество презирает патриарха Кирилла и смеется над ним. Думающая часть верующих РПЦ тоже страдает от того, что у них такой патриарх, по которому судят обо всей церкви. Конечно, есть и те, кто смотрят лишь благолепные службы патриарха по телевизору, слушают его грозные проповеди — такие не верят критике, вслед за церковными чиновниками повторяя мантру об «антицерковном заказе».
А те, кто реально настроен против РПЦ, радостно потирают руки: «Пусть подольше правит Кирилл! Быстрее все развалится!»
Но другие смотрят трезво и понимают, что патриарх-то «не настоящий».
Ваше святейшество, люди ждут от вас подвига — уйдите в отставку. Выйдите на амвон и скажите, глядя народу церковному прямо в глаза: «Простите, я нагрешил, я был фальшивым патриархом, но теперь осознал — ухожу каяться в далекий монастырь в качестве простого монаха».
Тогда вам все простят, ваше святейшество. И вы вновь станете для всех братом во Христе. А не «эффективным менеджером» и председателем ЦК по религиозной части.