Минпромторг поддержал идею развития в России фудшеринга: торговые сети смогут бесплатно отдавать малоимущим продукты с истекающим сроком годности. Это уже не первая попытка решить проблему рационального использования продуктов, находящихся «на грани». Решат ли её на этот раз? Часть торговых сетей, к слову, эту систему уже начала тестировать.
«Нас заставляли все эти продукты “не первой свежести” продавать. Молочку так выставляли — авось прокатит, на охлаждёнке перебивали дату и кидали в заморозку. Колбасу промывали и отправляли в нарезку, — рассказывает она. — Сколько раз я ругалась, говорила, что не буду это продавать, прятала за стеллажами. Так меня за это наказали рублём. Подала в суд — выиграла. Но сколько это стоило нервов! В сетях цены и так установлены уже с учётом просрочки, продуктов нетоварного вида и краж. Но руководство об этом обычно умалчивает. А продавцы, боясь потерять работу, идут на подобные авантюры».
«Просрочка» по контракту
В Свердловской обл. крупные торговые сети заключают с жителями региона контракты: внеся ежемесячную оплату, люди каждый вечер перед закрытием магазина забирают набор продуктов, срок годности которых только-только истёк или истекает в ближайшие сутки. Так магазин имеет хоть небольшой, но доход вместо потерь, а люди получают продукты — не первой, конечно, свежести, но вполне пригодные, например, для переработки.
«Мы с женой не афишируем, что пользуемся такой “услугой”, есть в этом что-то унизительное, — рассказывает житель Екатеринбурга Матвей Колесов. — Но в условиях драконовского роста цен выбирать особо не приходится. Да и продукты в “пакете” просрочки разнообразные: молочка, полуфабрикаты, колбасные изделия, кофе, чай, овощи, печенье, конфеты, даже торты иногда. Колбасу, к примеру, жена пускает в пиццу, молочку — на блины и оладьи».
А кто-то пускает такие «продуктовые наборы» на корм животным. «На детских смесях, йогуртах, кефире и молоке у нас благополучно окрепли поросята, — отмечает житель Сухого Лога Павел Игнатьев. — У многих три четверти просрочки идёт скотине. Это неплохо выручает, поскольку корма сегодня «золотые». Хотя и просрочка подорожала. Если ещё месяца три-четыре назад мы платили в месяц 7500, то сейчас — 10 тыс. руб. Люди сперва скисли, но потом скооперировались и стали пользоваться «услугой» вскладчину. В любом случае это выгодно. Не зря же на заключение контракта «лист ожидания» имеется. Люди порой месяцами ждут, пока кто-нибудь «сольётся».
А в ставропольских пабликах в июне появилось видео, как жители города разбирают просроченную продукцию сетевых магазинов у мусорных баков. Кадры были сняты в одном из самых густонаселённых районов — Юго-Западном. На видео видно, как мужчина и женщина в красной униформе — видимо, сотрудники магазина — выгружают товары из тележки. Продукты в коробке и по отдельности они кладут в мусорные баки, откуда их и разбирают люди. Несмотря на то что вся просроченная продукция должна утилизироваться по определённым нормативам, у персонала магазина, видимо, рука не поднялась загубить столько продуктов.
Между тем возникает вопрос, насколько законны (пусть и безусловно гуманны) действия сотрудников магазина. Как объяснил коммерческий директор ставропольской сети продуктовых магазинов «Закрома» Вячеслав Медведев, просроченная продукция, в зависимости от условий договора, или возвращается поставщикам, или складывается в закрытые контейнеры и потом утилизируется специальными службами. Такие контейнеры даже на улицах замыкаются замками. «Мы не считаем правильным предлагать просроченные товары людям, это небезопасно для них. Есть ещё один вариант — отдавать их животноводческим хозяйствам, например свинофермам, некоторые из них забирают “просрочку”. А на продукцию с истекающим сроком годности мы значительно снижаем цены», — сказал Вячеслав Медведев.
«Просто цены сделайте доступными!»
Индивидуальный предприниматель, владелец продуктового магазина в с. Крапивна Тульской обл. Евгения Сварыгина считает, что такую роскошь, как излишнее количество товара, могут себе позволить лишь крупные сети.
— Что такое «просрочка», нам неведомо в принципе, — рассуждает Елена. — Мы заказываем продукты ограниченными партиями, исходя из потребностей наших покупателей. Поэтому товар у нас и не залёживается. К идее бесплатной раздачи супермаркетами продуктов с истекающим сроком реализации как потребитель я отношусь нормально, а с предпринимательской точки зрения — не очень. Ведь несмотря на предполагаемое введение налоговых льгот для магазинов — участников программы, риски убытков остаются.
У покупателей же есть свой рецепт, как решить проблему не проданных вовремя продуктов. «Цены надо сделать доступными людям, а не просроченным товаром их задёшево кормить, — уверена жительница Тулы Лидия Киндеева. — Посмотрите: цены задрали на овощи и фрукты, к творогу вообще не подойти, сметана и молоко в два раза подорожали — захочешь, да не купишь. Так как это всё скоропортящееся, потому и отправляется на помойку. А если бы были доступные цены, люди даже с маленьким достатком могли бы всё это покупать. И выбрасывать ничего бы не пришлось!»
Личный опыт
«Мы отделались лишь предупреждениями»
Иван Зайченко, ресторатор, создатель торговой сети, г. Екатеринбург:
— Идея узаконить и развивать фудшеринг сама по себе очень хорошая, особенно учитывая то, что он и так уже работает в России достаточно давно. Мелкий общепит, кофейни, пекарни часть продукции к концу дня продают с большой скидкой, а то и раздают даром. В этом процессе участвуют некоммерческие организации, волонтёры, пользователи соцсетей... Рынок этот огромен. Значительное число россиян экономят на еде — странно, что государство раньше не обращало внимания на это.
Но у меня в этом плане был достаточно печальный опыт. Ещё в 2019 г., когда открывали свой первый магазин в Екатеринбурге, мы пытались бесплатно раздавать горожанам продукты, у которых только-только закончился срок годности. Просто выставили их на отдельную полку, честно предупредив: это «просрочка». Люди приняли акцию на ура, был большой общественный резонанс. Но вскоре к нам нагрянул Роспотребнадзор. Магазин не закрыли, всё ограничилось предупреждением. Ведомство распорядилось всю некондиционную продукцию утилизировать. Но я до сих пор не понимаю: неужели лучше, когда старики, теряя человеческое достоинство, не у нас товар забирают, а копаются в мусорных контейнерах, выгребая продукты, выброшенные магазинами?
Позднее мы пытались создать бесплатную площадку для дачников, чтобы пенсионеры могли торговать сельхозпродукцией, выращенной у себя на огороде, однако эта акция тоже была запрещена.
Что касается нынешней инициативы Минпромторга, есть большая опасность, что всё уйдёт в разговоры. Кроме того, возникает много вопросов. Например, «истекающий срок годности» — это сколько? Кто и как будет контролировать — что ты продал, а что раздал? Всё это сначала необходимо опробовать в качестве эксперимента: понаблюдать, оценить «за» и «против», изучить соответствующую статистику. Если проект окажется успешным, тогда можно внедрять систему по всей стране...
Станет ли фудшеринг законным?
Как утверждают энтузиасты, занимающиеся фудшерингом в России, развиваться это явление в нашей стране начало в 2012 г. И всё это время распределение продуктов среди нуждающихся остаётся никому не выгодным и вызывающим разные подозрения занятием. Изменится ли что-нибудь после того, как в поддержку «благотворителей-утилизаторов» выступил Минпромторг?
Потери не подсчитаны
В России общие объёмы потерь продуктов питания точно никто не подсчитывал. Росстат называет лишь общий объём пищевых отходов — 17 млн т в год. По оценкам продовольственного фонда «Русь», который занимается фудшерингом с 2012 г., больше всего еды выбрасывают домохозяйства, т. е. мы с вами (40%), дальше по убывающей — торговые сети и производства. На утилизацию иногда могут отправить целую партию товара из-за неправильной маркировки. Надорванные упаковки и мятые банки чаще всего идут туда же и лишь изредка возвращаются на полки как уценённые.
В росстатовскую цифру пищевых отходов не входят данные о западной продуктовой «запрещёнке», которую с 2014 г. продолжают изымать таможенники. Активисты Объединённого народного фронта хотят вернуть в поле общественного обсуждения вопрос использования этих продуктов на пользу обществу.
Налог на доброту
Казалось бы, если есть люди, которые нуждаются в помощи, есть продукты, которые пропадают, есть активисты, которые хотят и могут доставить эти продукты людям, есть торговые сети, которые рады эти продукты отдать, — то что мешает сделать это хорошее дело? Мешает, как выясняется, многое. К примеру, подозрения, что этой бесплатно полученной просрочкой начнут торговать (чего в официальных организациях нет — там продукты получают под роспись). Мешают и нерешённые юридические вопросы. За помощь нуждающимся компании должны платить НДС — 20% (который при обычном списании еды им возвращается в виде вычета). «Часто отказывают, говорят: “Приходите, когда законы изменятся”, — рассказывает президент продовольственного фонда “Русь” Юлиа Назарова. — А до конца 2020 г. требовалось платить ещё и 20%-ный налог на прибыль, в общей сложности получалось до 40%. Но в 2020 г. на встрече с президентом я рассказала о фудшеринге, он дал поручение, и в короткие сроки были внесены соответствующие поправки в Налоговый кодекс по налогу на прибыль».
Теперь нужно скорректировать статьи 170 и 171 Налогового кодекса. Потребуется также изменение СанПиН — чтобы можно было передавать людям годные продукты с повреждённой упаковкой. А ещё до сих пор отмена НДС на фудшеринг упиралась в твёрдую позицию Минфина. В одном из отзывов ведомства на проект поправок, который зачитали с трибуны форума благотворительных организаций, говорилось: «Отмена НДС будет означать софинансирование государством благотворительной деятельности».
Как быстро устранят помехи?
Теперь Минфин, оказывается, изменил позицию. «Мы обсуждали законопроект с финансовыми властями,— рассказал “АиФ” депутат Госдумы Артём Метелев, один из инициаторов готовящегося законопроекта. — И Министерство финансов, и налоговая служба поддерживают отмену НДС для передачи товаров в распоряжение благотворительных организаций. В этом случае не возникает выпадающих доходов бюджета. Но есть другие риски. К примеру, в Роспотребнадзоре считают, что списанные продукты могут принести вред здоровью потребителей, если благотворительная организация не успеет вовремя доставить их либо нарушит правила их транспортировки и хранения. Поэтому мы готовим к обсуждению в сентябре новую версию законопроекта о фудшеринге с учётом всех замечаний Роспотребнадзора. Она будет включать отмену НДС для товаров и продуктов долгосрочного хранения, не требующих особых условий (консервов, круп, воды), и товаров, не являющихся едой (бытовой химии, одежды). Необходимо будет создать систему транспортировки благотворительных грузов и региональных банков еды. Если всё пройдёт успешно, можно будет приступить к распределению продуктов с небольшим сроком хранения».
Во Франции закон запрещает супермаркетам выбрасывать годные для еды продукты
Родиной фудшеринга считается Германия. Именно в этой стране 10 лет назад зародилось общественное движение, которое в переводе с английского дословно звучит как «делиться едой».
В 2012 г. немецкий журналист Валентин Турн, работая над созданием документального фильма «Отходы», обнаружил, что на помойку попадают миллионы тонн еды (см. инфографику). Так Турн стал одним из вдохновителей идеи фудшеринга. А его единомышленником — автор эксперимента «5 лет без денег» Рафаэль Фельмер, который добывал себе еду на бесплатных раздачах. Затем Фельмеру пришла идея договориться с магазинами и получать от них только что списанные продукты, которые распространяли среди нуждающихся волонтёры.
Со временем Турн и Фельмер создали крупнейший сайт в немецкоязычном интернете, посвящённый фудшерингу (foodsharing.de), которым пользуются жители Германии, Австрии и Швейцарии. Регистрация на нём даёт доступ к предложениям частных лиц, которые готовы поделиться едой. Также через сайт можно забирать еду в магазинах, пекарнях, на рынках. Но для этого уже требуется пройти тест, который позволяет организаторам понять, насколько человек нуждается в бесплатной еде, не будет ли перепродавать полученные продукты и т. д. Для этого на сайте предусмотрено подписание специального соглашения, по которому человек обязуется распространять спасённую еду только бесплатно.
В Германии работают и так называемые «столы раздачи» — в этих пунктах бесплатные продукты распределяют организации, которые забирают их у магазинов. Но пользоваться «столами» могут только те, кто имеет документы от соцслужб или с биржи труда, подтверждающие их статус неимущих или безработных.
В США, где фудшеринг также достаточно распространён, многие (прежде всего фермеры и магазины) пользуются сайтом Cropmobster. Фермеры размещают объявления об излишках урожая овощей и фруктов, а также избытке молочных продуктов. Волонтёры забирают эти товары и отвозят в благотворительные организации, куда приходят нуждающиеся. Часто раздача происходит в определённые дни недели. Люди приходят и выбирают для себя продукты из представленного ассортимента. Сегодня это могут быть арбузы, картофель, персики, хлеб, молоко, а завтра капуста, консервированная кукуруза, печенье и др. В любом случае получается разнообразный продуктовый набор. Единственное, в фудшеринге не встречаются сырые мясо и рыба — им необходимо обеспечить специальные условия хранения. Их можно распространять только в виде консервов.
Во Франции проблему утилизации просроченных товаров решили на законодательном уровне. Там с 2016 г. магазинам площадью более 400 м² запрещено выбрасывать еду, которая пригодна по своему состоянию для питания людей или животных — за это им грозят крупные штрафы. Торговая организация обязана передать продукты благотворительным организациям, а те уже распределяют её между нуждающимися.