Доля пожилых в России к 2046 году вырастет почти до 27% — с 24% сейчас, прогнозирует Росстат. РБК разбирался, как демографическое старение населения может повлиять на темпы роста ВВП, пенсионную систему и структуру экономики
К началу 2046 года численность граждан старше трудоспособного возраста в России достигнет 37,3 млн человек, или 26,9% населения. Это следует из обновленного демографического прогноза Росстата, который изучил РБК (прогноз составлен с учетом переписи населения, проведенной в 2021 году; он не учитывает население, проживающее в новых регионах России).
К 2043 году доля старшего поколения перекроет рекорд в истории России, достигнутый по итогам 2018 года перед началом пенсионной реформы (25,8%), а к концу прогнозного периода (1 января 2046 года) вырастет до 26,9%, то есть на 2,4 п.п., или примерно на 1,5 млн человек, по сравнению с фактической оценкой на начало 2023 года, следует из прогноза Росстата.
Как будут меняться доли пенсионеров и работающих до 2046 года
Верхняя формальная граница трудоспособного возраста, равная общеустановленному пенсионному возрасту, поменялась в 2019 году (впервые с 1932 года), когда в России началось поэтапное увеличение возраста выхода на пенсию. Если к моменту распада СССР в России доля граждан старше трудоспособного возраста составляла менее 20%, то с середины 2000-х она начала относительно быстро расти и к моменту официального старта пенсионной реформы достигла рекордных 25,8%.
Доля населения в трудоспособном возрасте сокращалась с середины 2000-х, а это повышало риски разбалансировки солидарной (распределительной) пенсионной системы. Если бы не было повышения пенсионного возраста, трудоспособное население к концу 2023 года сократилось бы до 53,8% всего населения, что почти на 4 п.п. меньше показателя с учетом пенсионной реформы, а в дальнейшем этот разрыв бы только нарастал, следует из статьи 2023 года исследователей с экономического факультета МГУ Ирины Калабихиной и Зарины Казбековой (.pdf). К 2028 году пенсионный возраст достигнет 65 лет для мужчин и 60 для женщин, увеличившись по сравнению с 2018 годом на пять лет.
Дополнительно, но в гораздо меньшей степени на возрастную структуру населения повлияла пандемия коронавируса: ковидная сверхсмертность наблюдалась прежде всего в пожилых возрастах, повышая тем самым долю трудоспособного населения. «Эффект пенсионной реформы значительно сильнее эффекта пандемии», — отмечают Калабихина и Казбекова.
За счет расширения границ трудоспособного возраста из-за пенсионной реформы доля граждан, достигших возраста выхода на пенсию, будет снижаться вплоть до конца 2027 года, когда она достигнет 22,5%, следует из оценок Росстата. Затем же, и это совпадает с завершением пенсионной реформы, она вновь начнет возрастать.
Прогнозируемый Росстатом с конца 2020-х годов рост числа пожилых россиян не до конца понятен, считает заведующий международной лабораторией исследований населения и здоровья НИУ ВШЭ Евгений Андреев. С одной стороны, он может быть связан с увеличением ожидаемой продолжительности жизни, рассуждает эксперт. Но рост интегрального показателя (ожидаемая продолжительность жизни при рождении) прогнозируется довольно умеренный (не превысит 80 лет на горизонте до 2046 года), а в старших возрастах рост показателя может оказаться еще меньше, а потому вряд ли сможет стать единичным фактором роста числа пожилых, отмечает Андреев. Одновременно Росстат не прогнозирует спада смертности на прогнозном горизонте, а поколения 1960–1970-х годов, которые будут выходить на пенсию в обозначенный период, были не самыми многочисленными — рост рождаемости пришелся на 1980-е годы, указывает эксперт.
На изменение доли населения выше трудоспособного возраста оказывает влияние постепенное повышение пенсионного возраста от 55 до 60 лет для женщин и от 60 до 65 для мужчин, сообщили РБК в пресс-службе Росстата. «Одновременно страна переживает период демографического старения, когда рост продолжительности жизни населения благодаря улучшению качества жизни и системы здравоохранения сопровождается низким уровнем рождаемости (ниже границы простого воспроизводства — менее двух детей на одного человека)», — подчеркнули в ведомстве. «Синергетическое влияние этих и ряда других факторов приведет к тому, что до 2028 года доля населения старше трудоспособного возраста в структуре населения будет снижаться, но после 2029 года постепенно начнет расти», — добавили там.
Число самых молодых россиян (до 15 лет; официальная нижняя граница трудоспособного возраста), напротив, будет сокращаться — с 18,5% населения в 2023 году до 15,6% в 2046-м (в абсолютном выражении за этот период их станет меньше на 5,5 млн человек).
Вклад основной движущей силы экономики — лиц в трудоспособном возрасте — к концу 2045 года вернется приблизительно на уровень 2022–2023 годов и составит 57,5%, несмотря на сокращение их численности в абсолютном выражении на 3,7 млн человек по сравнению с началом 2023-го. Своего пика доля населения трудоспособного возраста достигнет в 2033–2034 годах на уровне 61,8%. Без пенсионной реформы в эти годы доля трудоспособного населения составляла бы около 54,5%, следует из статьи Калабихиной и Казбековой.
Как возрастная структура населения влияет на экономику
Сдвиги в возрастной структуре населения могут влиять на экономический рост. При увеличении доли населения в трудоспособном возрасте на 1 процентный пункт темп прироста реального ВРП на душу населения в среднем в регионах России в 1997–2017 годах увеличивался на 0,27 п.п., оценили в 2022 году те же авторы (.pdf). Преимущественно за счет пенсионной реформы Россия получит положительный «демографический дивиденд» (то есть вклад сдвигов в доле трудоспособного населения в прирост ВВП) по крайней мере до 2036 года, прогнозируют Калабихина и Казбекова.
Однако они признают, что ограничением их подхода является тот факт, что «трудоспособная часть населения в результате пенсионной реформы будет пополняться лицами старших возрастов, уровень занятости и инновационного потенциала среди которых ниже».
Старение населения, или рост количества пожилых людей при сокращении численности граждан в целом (на 7,7 млн человек на прогнозном горизонте), — это вызов для экономики, говорит заведующий лабораторией финансовых исследований Института Гайдара Алексей Ведев.
«Удел всех «стареющих» экономик — переход в околостагнационный рост. На горизонте до 2046 года ВВП России вряд ли удастся расти быстрее, чем на 1,5% в год», — прогнозирует Ведев. При этом в «молодых» экономиках, например в Африке и Вьетнаме, темпы роста превышают среднемировые и составляют более 3,5%. Согласно октябрьскому макроэкономическому опросу ЦБ, ожидаемые средние темпы роста потенциального ВВП на горизонте 2027–2031 годов составляют 1,5%.
Вклад демографических трендов в динамику ВВП обычно разбивают на два компонента — число занятых (экстенсивный) и количество отработанных часов (интенсивный), объясняет экономист Bloomberg Economics по России и Центральной и Восточной Европе Александр Исаков. «Оба компонента будут вносить отрицательный вклад в достижимые темпы экономического роста [в России] в ближайшие годы. По нашим оценкам, снижение числа занятых будет вычитать порядка 0,15–0,20 п.п из темпов роста, сокращение среднего числа отработанных часов — еще порядка 0,1 п.п.», — отмечает экономист.
Впрочем, в значительной мере падение вклада труда в ВВП будет возмещаться ростом человеческого капитала — в частности, уровня образования, оптимистичен Исаков. «Рост человеческого капитала может компенсировать от 1/3 до 2/3 негативного вклада демографических трендов», — оценивает он.
Старение населения влияет на динамику численности рабочей силы: при прочих равных снижение доли молодых сокращает число рождений и, с некоторым лагом, приток рабочей силы на рынок труда, отмечает директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов. Если миграционный приток это не компенсирует, снижается потенциальный экономический рост, констатирует он.
В 2046 году в России будет на 3,7 млн меньше людей в трудоспособном возрасте, чем в начале 2023 года, при том что границы трудоспособности будут выше (16–64 года для мужчин, 16–59 лет для женщин), обращает внимание заведующая центром комплексных исследований социальной политики Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксана Синявская. «Это означает, что либо экономика России должна настолько автоматизироваться, чтобы развиваться в условиях сокращающегося предложения труда, либо для устойчивого развития ей будет требоваться все больше трудовых мигрантов», — рассуждает она.
Прогноз Росстата предполагает, что миграционный прирост будет положительным на всем прогнозном горизонте и составит более 200 тыс. человек ежегодно. Чтобы сохранить численность населения на уровне 146 млн человек, Россия должна привлекать в среднем как минимум 390 тыс. мигрантов ежегодно (чистый приток), оценивали демографы ВШЭ весной 2023-го.
На более близком горизонте, до 2030 года, экономике дополнительно потребуется 2,3 млн человек, заявили РБК в Минэкономразвития. «Из них половину обеспечим внутренними ресурсами: благодаря накопленному эффекту от пенсионной реформы и росту занятости молодежи. Вторую половину — за счет дополнительного повышения производительности труда в ряде отраслей, более активного привлечения на рынок труда студентов и иных граждан, которые сейчас не стоят на учете в службах занятости. А также за счет привлечения кадров из-за рубежа», — сообщили в ведомстве.
По оценке министерства, благодаря нацпроекту «Производительность труда» к концу 2024 года кадровый дефицит сократится на 130 тыс. человек.
Есть ли риски для пенсионной системы
По прогнозу Росстата, к 2046 году на тысячу лиц трудоспособного возраста в России будет приходиться 740 нетрудоспособных. Большинство из них (63%) составят пожилые люди, оставшуюся долю займут дети до 15 лет включительно. Для сравнения: на начало 2024 года число потенциальных иждивенцев на тысячу трудоспособных россиян не превысит 724 человека, а своего минимума (619 человек) показатель достигнет в 2033–2034 годах, ожидает статслужба.
Количество лиц старше трудоспособного возраста на тысячу трудоспособных граждан достигнет минимума в 372 человека к 2028 году в том числе благодаря полному эффекту от повышения пенсионного возраста, но затем по мере его исчерпания будет возрастать и достигнет показателя 468 человек по итогам 2045-го (это будет больше, чем по итогам 2022 года, — 430).
Соотношение возрастных групп важно для пенсионного и социального страхования, отмечает Синявская. С ней соглашается научный сотрудник лаборатории исследований пенсионных систем и актуарного прогнозирования социальной сферы ИНСАП РАНХиГС Виктор Ляшок. Он указывает, что прогнозируемые показатели несут определенные риски для пенсионной системы.
«Де-факто к 2046 году эффект пенсионной реформы (вводилась с целью снизить нагрузку на бюджет, а также молодых работников, которые делают отчисления в Социальный фонд. — РБК) будет нивелирован. Однако проблемы, скорее всего, начнутся после этого срока, когда немногочисленные молодые люди в категории до 15 лет начнут выходить на рынок труда», — констатирует Ляшок.
В частности, если соотношение лиц трудоспособного возраста и пенсионеров меняется в сторону последних, это приводит к необходимости увеличивать трансферт в Социальный фонд из федерального бюджета, отмечает он. Как следует из проекта бюджета Соцфонда, размер федерального трансферта в 2024–2026 годах будет находиться в диапазоне 31–34% от доходов (в среднем около 5,4 трлн руб. ежегодно).
Реагировать на рост численности пожилого населения можно не только посредством увеличения трансферта в бюджет Социального фонда, но и отменой льгот по страховым взносам для различных категорий, рассуждает профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. В частности, сейчас такими льготами пользуются представители малого и среднего бизнеса, IT-компании.
Помимо последствий для пенсионной системы, рост численности пожилых окажет влияние и на структуру расходов бюджета, отмечает Сафонов. В частности, старение населения закономерным образом приводит к росту расходов на здравоохранение и социальное обеспечение, так как среди пожилых больше инвалидов, лиц, нуждающихся в долговременном уходе и т.д. В 2024 году доля расходов по разделу «Социальная политика» составит 21% всех трат федерального бюджета (став минимальной долей с 2011 года), а ассигнования на здравоохранение составят 4,4% совокупных федеральных расходов, писал РБК.
В расходах расширенного правительства (не только федеральный центр, но и регионы и внебюджетные фонды) расходы на социальную политику займут 11,4% ВВП, или 31% совокупных расходов, в среднем в 2024–2026 годах, а расходы на здравоохранение — около 3,6% ВВП, или около 10% всех расходов, следует из материалов Минфина.
В Минфине перенаправили вопросы РБК в Минтруд.