"Аэрофлот" в этом году планирует сократить количество иностранных самолётов с двойной регистрацией до 84 штук, следует из целевых значений эффективности компании. Сейчас только в Бермудском реестре оформлено 149 бортов группы, ещё 19 числились в ирландском. Поэтому для реализации планов группе потребуется "очистить" 84 самолёта, подсчитали "Известия". Избавленные от двойной регистрации самолёты перевозчик смог бы поставить на новые туристические направления, полагают эксперты. Но иностранные лизингодатели пока не идут навстречу, поэтому может потребоваться масштабный выкуп бортов в собственность, заключают они.
Группа "Аэрофлот", в которую входят одноимённый перевозчик, авиакомпании "Россия" и "Победа", планирует в этом году снять с регистрации в иностранных реестрах 84 своих самолёта, снизив импортный парк с двойной регистрацией также до 84 штук. Это следует из опубликованных в конце прошлой недели данных итогового отчёта группы за 2022 год ключевых показателей эффективности на 2023-й. "Известия" ознакомились с документом.
Весь импортный парк организации насчитывает 268 Airbus и Boeing, из которых 89 было "очищено" (оформлено только в Авиарегистре РФ) ещё в прошлом году, рассказывал гендиректор авиакомпании "Аэрофлот" Сергей Александровский в интервью РБК в декабре 2022-го.
Таким образом, вместе со снятыми с регистрации за границей 84 новыми самолётами такой зарубежный парк может вырасти к концу года до 64,5%.
Иностранные самолёты российских авиакомпаний в большинстве своём были оформлены до 2022-го в зарубежных юрисдикциях - на Бермудских островах и в Ирландии. В общей сложности начиная с марта прошлого года и до сегодняшнего дня с регистрации в этой администрации было снято 103 самолёта группы "Аэрофлот", сообщил "Известиям" гендиректор авиарегулятора Бермуд(ВСАА) Томас Данстан. Таким образом, в этом году перевозчику удалось дерегистрировать ещё 14 бортов.
-Но я не знаю ни об одном самолёте, находящемся в процессе снятия с регистрации в ВСАА в данный момент, - добавил Данстан.
По информации открытой части реестраВСАА, по состоянию на 22 мая в нём числилось ещё 149 бортов, эксплуатируемых российской группой, - у "Аэрофлота"- 108, у "Победы" - 24, у "России"- 17.
"Известия" направили запрос в авиарегулятор Ирландии, в пресс-службы "Аэрофлота", "Победы", "России", S7, "Уральских авиалиний" и Utair с просьбой прокомментировать статус вывода самолётов из западных авиаадминистраций.
Три компании группы "Аэрофлот" запланировали перевезти в этом году 8,2 млн человек за границу, также следует из целевых значений эффективности. Это будет в 1,5 раза больше, чем в 2022-м (5,3 млн человек). Общий же пассажиропоток - и по России, и за границу - ожидается на уровне 43,5 млн человек, рассказывал на брифинге для журналистов в начале года Сергей Александровский. По итогам 2022-го группа перевезла 40,7 млн человек, что на 11% меньше, чем в 2021 году.
По данным Росавиации, на 24 февраля в Бермудском реестре у российских авиакомпаний было зарегистрировано 745 самолётов. Ещё 36 - в реестре Ирландии (в том числе 19 самолётов "России"). В 2022-м после введения санкций отечественные перевозчики активно перерегистрировали парк из Бермуд в Россию. Из ирландского реестра, по данным источников "Известий" на авиарынке, не было при этом выведено ни одного борта.
- Бермудские авиавласти снимают с регистрации воздушное судно только по запросу законного владельца в соответствии с применяемым законодательством и процедурами ВСАА, - напомнил "Известиям" гендиректор ВСАА Томас Данстан.
Всего за прошлый год из иностранных реестров удалось исключить около 180 самолётов, эксплуатирующихся у российских перевозчиков, рассказывал также в интервью РБК глава Росавиации Александр Нерадько в начале 2023-го. Но процесс дерегистрации в некоторых случаях сложный, лизингодатели ведут себя по-разному, отмечал тогда он.
Двойная регистрация бортов запрещена международными нормами, поэтому многие страны отказываются обслуживать рейсы российских авиакомпаний с такими судами. Для открытия новых зарубежных направлений лучше использовать "очищенные" самолёты, отмечали многие эксперты на авиарынке ещё в прошлом году.
При этом прямой корреляции между регистрацией и возможностями международных полётов нет, говорил гендиректор "Аэрофлота" Сергей Александровский. Кроме двойной регистрации для полётов за рубеж существуют другие ограничения - например, чёрные списки самолётов, которые ведёт минторг США, ограничения по использованию воздушных судов с количеством комплектующих американского производства более 30%, отказ заправлять российские борта.
Как пояснила "Известиям" аналитик "Моих инвестиций" Елена Сахнова, в 2022 году и в первой половине 2023-го из Бермудского реестра выводились самолёты - или взятые в аренду у российских лизингодателей, или уже находящиеся в собственности "Аэрофлота" (десять выкупленных Boeing B777 и восемь Airbus A330). Поэтому сейчас в инореестрах остаются суда, арендованные у западных лессоров.