Призрак бродил по России — призрак дистанционного обучения. И вот он материализовался. Не везде, но то ли еще будет. А ведь мы уже встречались с ним весной этого года. И нам не понравилось — и детям, и родителям, и педагогам. Редкое, как для смутных времен, единодушие.
Впрочем, говорят, в дистанционном образовании имелись и свои плюсы. К примеру, школы привлекли детей к огромному количеству онлайн-конкурсов и олимпиад. Вузы создали и продолжают успешно наполнять всероссийскую базу онлайн-курсов. Да и вообще, люди побывали в гостях друг у друга. Узнали расцветку ковров и обоев, к примеру. Главное, чтобы не желтая, как в комнате у Раскольникова. Но засим плюсы почти исчерпались. А вот минусов у дистанционного обучения куда больше.
Тут надо понимать, что коронавирус не стал причиной онлайн-занятий. Нет, он лишь ускорил давно запущенные процессы. В онлайн-образование ежегодно вкладываются триллионы долларов. И в перспективе это едва ли не самый выгодный товар. Недаром же говорят: люди — это новая нефть. А те всегда хотят «учиться чему-нибудь и как-нибудь».
Вот что об этом говорит доктор экономических наук Константин Антипов: «Сегодня любой желающий может получить цифровой «диплом» или «свидетельство» об окончании того или иного курса практически любого университета из всемирной десятки лидеров высшей школы. Для университетов это возможность заработать громадные деньги, для сотен миллионов людей, имеющих гаджет и минимальные навыки коммуникации во Всемирной сети, — это возможность получить диплом Оксфорда за скромную плату».
И тем самым обесценить любой диплом. Потому что в мире, где знания получают через экран, он ничего не стоит. И как, к примеру, учить живописи или хирургии? Когда-нибудь ведь придется оперировать пациента в реальности. Вы бы хотели, чтобы вас разрезал хирург, получивший диплом по Интернету?
Хотя чего сетовать, если процветает даже дошкольное образование для детей. Чем бы дитя ни тешилось — лишь бы оно не вешалось. Впрочем, и книги давно пишут роботы — литературные негры-андроиды. И это не сюжет из отличного романа Виктора Пелевина iPhuck 10, где действовал Порфирий Петрович, но фактическая реальность.
Если отбросить маркетинговую риторику, то аргументы сторонников дистанционного обучения, по сути, сводятся к одному: таково будущее, и противиться ему бесполезно — оно все равно наступит. Согласитесь, напоминает бородатый анекдот: если вас насилуют — постарайтесь расслабиться и получить удовольствие. Хотя будущее действительно таково — и оно уже наступило. Крутит гаджет в когтистых лапах. И, как в старой песне Sex Pistols, доказывает, что оно, это будущее, невозможно.
Жан-Жак Руссо говорил, что прогресс не дал нам ничего, кроме падения нравов. С данным утверждением можно спорить, но трудно возражать, если у нас реально есть жесткий дефицит интеллектуальных профессий. И я сейчас говорю не о трейдерах, нет, а прежде всего, об инженерах. Кто забыл, как они выглядят, перечитайте романы Даниила Гранина «Искатели», «Иду на грозу» и «После свадьбы» о молодых ученых, изобретателях.
Да, мы, в общем-то, уже смирились с тем, что забыли, как осваивать космос. Об этом помнят разве что старики, но им, как сказал бы Кормак Маккарти, здесь не место. Впрочем, под угрозой вещи куда более приземленные. В стране ливневки не могут сделать, да и с канализацией беда. Трубы-то онлайн не прочистишь. Придется, наверное, звать старого сантехника Петровича, чтобы пахнущий махоркой аксакал спас дивный новый мир от фекалий.
Давайте откровенно: со всеми этими гаджетами и модными онлайн-штучками гениев в мире прибавилось? Только честно. Полагаю, что нет. Скорее, даже наоборот. А в некоторых сферах — вообще катастрофа.
Дистанционное обучение дает лишь информацию — сухую и невкусную, как прошлогодняя тарань из супермаркета. А как быть с эмоциями, с чувствами? Ведь одну и ту же информацию можно преподнести совершенно по-разному. И согласитесь, из школы мы помним тех педагогов, которые смогли достучаться до наших сердец. Уж простите за эту правдивую патетику. И на встречи выпускников в родные школьные стены мы приходим за теми эмоциями, за теми переживаниями. К кому станут приходить будущие выпускники? К айпадам?
Дистанционное обучение полностью исключает важнейшую функцию педагогики — воспитательную. Но ведь именно ее, прежде всего, выполняли школы и вузы. Да, тангенсы и котангенсы забудутся, а вот переданная мудрость, умение общаться, выживать — останутся. Впрочем, нужны ли они, эти умения, в новом мире, где айфон в айфон лица не увидать?
При этом дистанционное обучение нельзя рассматривать вне общемировых процессов. А суть их такова, что мир стал цифровым и индустрия 4.0 превратилась в религию. Однако есть разница между тем, что нам обещают, и тем, что предстоит на самом деле.
Ведь цифровой мир — это тюрьма, одна из главных задач которой — отрезать 99 процентов населения от ресурсов планеты, превратив народы в биомассы. В конечном же итоге человек должен контролироваться простейшими командами («ок, компьютер») и существовать для выполнения таких же простейших функций. Собственно, этому учат с детства: малыши участвуют в бесконечных флешмобах и челленджах, выкладывают жизнь в сторис, снимают определенные видео в Тик-Ток — совершенные рабы совершенного мира.
Ну а как же быть со свободой, которую нам пообещали? Для ее иллюзии цифровой мир генерирует причастность к происходящему. Просматривая ленту новостей, социальные сети, вы думаете, что вы в курсе событий, что вы их активный участник. На деле же вы лишь пассивный наблюдатель. И отключить вас преступно легко: достаточно просто заблокировать счет или отрубить электричество.
Цифровой мир — это мир нищих рабов, мир клерков. Когда-то я читал роман Дугласа Коупленда «Рабы Майкрософта». Хорошее название, хороший замысел, но жизнь, как всегда, оказалась фантастичнее вымысла: «Человеческий контакт — сегодня главная роскошь», — пишет New York Times. И действительно, богатые отправляют своих детей в пансионы, где используются старые, проверенные методы обучения. А вот для бедных придумали дистанционное образование, онлайн-медицину и прочую дрянь, симулирующую доступность благ, доступность мира.
Человека учат верить в единый глобальный мир, где все блага как бы рядом. Но в реальности этот человек гаснет в полном одиночестве, подключенный к мировой Сети, бесконечно генерирующей чувство страха. Потому что страх, накачка им — лучший метод управления биомассой. Он в нужный момент позволяет аккумулировать энергию биомассы, чтобы направить ее против новоназначенного врага. Им может стать Муаммар Каддафи, Саддам Хуссейн или учительница, сфотографировавшаяся в купальнике.
В «Ледяной трилогии» Владимира Сорокина персонажи ищут своих братьев и сестер со спящими сердцами. Для пробуждения их бьют по грудной клетке ледяным молотом, взывая: «Говори сердцем!» Что ж, это литература, постмодернизм, но нечто похожее в мире оцифрованных рабов вполне возможно. Ведь все больше людей сегодня засыпают, подключаясь к матрице.
В книгах или фильмах в таких случаях обычно происходит бунт — и приходит спаситель, Нео или Джон Коннор — не суть. Однако, боюсь, в реальной жизни каждый сам должен стать для себя спасителем. Точь-в-точь в соответствии с классической фразой из Ильфа и Петрова. С одной только поправкой: «Спасение оцифрованных — дело рук самих оцифрованных». Так что, возможно, самое время сойти с дистанции. Как говорил герой антиутопии Оруэлла «1984»: «Если ты в меньшинстве — и даже в единственном числе, — это не значит, что ты безумен».
А рецепт? Он одновременно сложен и прост. Важно, как говорят на бессмысленных психологических курсах, остаться собой. Фокус в другом — и вот это уже архитрудно — осознать, кто ты на самом деле.