На площадку приглашаются
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Ольга ВИТРЕ. Культура
В здании нижней палаты парламента собрались те, кто снимает, продюсирует и продает кино или же обучает важнейшему из искусств. Круглый стол «Развитие отечественной кинематографии: принципы государственной поддержки и критерии эффективности» продолжил традицию «звездных» совещаний на площадке Комитета Госдумы по культуре. Карен Шахназаров, Владимир Хотиненко, Сергей Урсуляк, Алексей Учитель, Федор Бондарчук, Владимир Грамматиков и другие мэтры киноиндустрии три часа обсуждали проблемы российского экрана, искали решения и компромиссы.
Глава комитета Елена Ямпольская не раз подчеркивала, что именно от профессионалов в конкретных областях культуры депутаты ждут оценки готовящихся законодательных инициатив или даже прямых подсказок. Кинематограф, впрочем, тема особая.
— Мы очень хотим, чтобы наше кино не только смотрели, но и любили, чтобы появлялись новые любимые народом киногерои, чтобы нынешние молодые люди через 20–30 лет с той же ностальгией пересматривали фильмы своей молодости, как это делаем мы с вами.
Но чтобы зритель вновь начал любить отечественное кино, оно должно вновь полюбить своего зрителя. Поэтому за два дня до праздника святого Валентина мы позвали вас фактически поговорить о любви, — такими словами открыла мероприятие Елена Ямпольская.
Но разговор о любви... к кино все же начался именно с денег. Сколько государство тратит на отрасль, рассказала присутствующим директор департамента кинематографии Минкульта Ольга Любимова:
— В 2018 году сумма государственной финансовой поддержки на кинематографию составила почти 9 млрд рублей. Министерством оказана поддержка 130 игровым проектам, из них 85 фильмам через Минкульт, остальным с помощью Фонда кино, а также 239 анимационным фильмам, 271 неигровому видеофильму по различным тематикам, — сообщила Любимова.
Директор профильного департамента Минкульта также отметила международные успехи российского кино в 2018 году.
— Стоит упомянуть Берлинский фестиваль с «Довлатовым» и многострадальную «Айку», которую в нашем департаменте ждали много лет, — вошла в шорт-лист «Оскара» от Казахстана. В Канне картина была представлена от России, актриса получила награду за «Лучшую женскую роль». В Карловых Варах специальный приз получили «Подбросы» Ивана Твердовского.
Подробностей к выступлению Ольги Любимовой добавил исполнительный директор Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии Вячеслав Тельнов. Фонд кино ежегодно распределяет около трех млрд рублей. Процедура конкурса проходит в три этапа: на первом — анализируются сценарии, второй — оценка заявки экспертами, и третий — питчинг, или презентация проекта авторами, которая транслируется онлайн.
— На этот раз Фонд кино начал принимать заявки в конце декабря 2018-го, — напомнил Вячеслав Тельнов. — Соответственно организации получат деньги в апреле-мае, на два месяца раньше, чем в прошлом году. Это значит, что многие компании войдут в съемочный период летом — важнейшее время для работы.
Помимо поддержки сферы кинопроизводства Фонд кино вместе с Минкультом модернизируют кинотеатры в малых городах. Сегодня таких кинозалов 811, отметил Тельнов. А в ближайшие шесть лет их численность вырастет до двух тысяч. Также директор Фонда кино сообщил, что в 2018 году на российские фильмы в кинотеатрах было продано около 58 млн билетов. Это чуть менее трети от всех проданных билетов.
Представители профильных ведомств рассказали и о критериях эффективности киноработ, сделанных на бюджетные деньги. Ими являются экспертные оценки, качество сценария, востребованность, сметная стоимость проекта и награды на фестивалях.
— Нам крайне важно, чтобы то кино, которое мы поддержали, зритель увидел: мы все-таки распределяем средства из бюджета страны, — подчеркнула Ольга Любимова.
К теме творчества вернул участников круглого стола генеральный директор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров.
— Фильмы снимаются и куда-то исчезают. Если пойдем в народ, к знакомым и друзьям, то убедимся — российское кино вообще-то не смотрят. Сегодня существует некий перекос: мы говорим о цифрах и процентах, но забываем о качестве фильмов, о художественной составляющей, — точно подметил Карен Георгиевич.
Глава «Мосфильма» подчеркнул, что в мировом масштабе российское кино, увы, почти незаметно. Хотя, по мнению мастера, в целом киноиндустрия в нынешнее технологичное время переживает настоящий ренессанс.
— Все смотрят кино: на мобильниках, на компьютерах, везде, даже на пляже. Раньше книги читали, а теперь переключились на фильмы. Это неизбежность, — сказал Шахназаров.
К сожалению, 70–80 картин, которые делают в России, теряются в общем потоке. По мнению Шахназарова, наша страна должна производить не менее трехсот фильмов в год. Но поскольку увеличить долю российского кино на рынке за счет госфинансирования невозможно, остается активнее привлекать дополнительные инвестиции.
— Франция с населением 60 млн человек производит 400 фильмов. Фонд поддержки кино, который у них существует, — общественный. Он собирает поступления от наценки на билеты, — разъяснил Шахназаров.
Решение нашей проблемы следует искать в анализе действующей системы кинопроката. Карен Георгиевич предложил, демонстрируя отечественные ленты, устанавливать более низкие цены на билеты. Введение государственных протекционистских мер по отношению к родному кино горячо приветствовал депутат Госдумы, режиссер Владимир Бортко, сославшись, правда, не на Европу, а на восточного соседа.
— Китайская система предполагает резкое ограничение количества иностранных фильмов. Кинотеатры не будут стоять пустыми. Зато станут востребованными наши актеры и режиссеры, через два года все вернется с лихвою, — пообещал Бортко, но поддержки зала не получил.
Разговор о протекционизме ожидаемо не вызвал восторга у дистрибьюторов западных компаний. Генеральный директор «Юниверсал Пикчерс Интернэшнл» Вадим Иванов был категоричен:
— Протекционизм — вопрос тонкий, к нему надо подходить осознанно. Жесткие пути, подобные китайским, приведут к обрушению отрасли.
74 процента кассовых сборов генерируются зарубежным производителем. По мнению Иванова, иностранное кино является становым хребтом киноиндустрии, на нем держится весь прокат. С другой стороны, именно качественная российская продукция должна расширить аудиторию кинозалов, привлекая зрителей от 30 и старше.
Собравшиеся отдельно затронули сегмент детского кино. Создавать качественный и интересный контент для молодого поколения нереально, опираясь исключительно на собственные силы. В этом убеждал сторонников протекционистских мер креативный продюсер «Дисней Россия» Владимир Грамматиков.
— В детском кино нищета разительна. Такие жанры, как фэнтези или сказка, невозможно снимать только «внутри». Мы прошли это на «Последнем богатыре», — разъяснил Грамматиков. — Подросток же не пойдет «на фуфло», он лучше сыграет на компьютере, где сам выберет себе костюм, оружие и героев, с которыми всех победит...
От стратегии к тактике повернул обсуждение председатель Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергей Сельянов.
— Хотелось бы принять закон о запрете «камкординга», предусматривающий хотя бы административную ответственность. В последний год ситуация с пиратской съемкой в кинотеатрах стала просто чудовищной, — возмутился Сельянов.
Глава кинокомпании СТВ также предложил законодательно запретить онлайн-казино, чья реклама предваряет просмотр любой «пиратки» в интернете. Кроме того, Сельянов считает, что пора отредактировать базовый федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии» .
— Хочется его адаптировать к нынешним реалиям в смысле терминов, стандартов, он ведь принимался давно, в другое время. Какие-то существенные вещи тоже сможем затронуть.
Не раз участники круглого стола возвращались к проблеме нехватки профессиональных кадров в сфере киноиндустрии. Федор Бондарчук призвал не повторять ошибки 90-х, не пускать на самотек программы для студентов.
— Тогда отсутствие индустрии вымыло не только педагогов, но и людей, желающих получать профильное образование. Когда в 2004 году выходил фильм Владимира Хотиненко «72 метра», кинопроката в стране попросту не было, — напомнил Бондарчук.
Коллегу поддержал режиссер Алексей Учитель, порекомендовав Минкульту и Фонду кино проводить сборы молодых авторов.
— Мало талантливых ремесленников: сценаристов, режиссеров. Надо переходить на практическое обучение, надо больше давать снимать студентам. Убежден, что необходимо увеличивать количество дебютных картин, — подчеркнул Учитель.
На третьем часу разговора выяснилось, что в России не хватает не только объемов господдержки для кино, но и зрителей.
— Средняя заполняемость экранов — 14 процентов. 86 кресел из ста — пустые, — поделился информацией председатель совета Ассоциации владельцев кинотеатров Олег Березин. Он предложил помогать успешным кинотеатрам, а не плодить новые экраны. — Кинотеатры, которые привлекают много зрителей на российское кино, пусть получают гранты.
А когда Березин перечислил беды современного проката: получение прокатных удостоверений, «раздвижку» релизов и многое другое, стало понятно, что одной беседы в Госдуме для киномэтров явно недостаточно. В итоге поступило предложение создать при Комитете Госдумы по культуре рабочую группу, которая займется разработкой «дорожной карты» по решению прозвучавших за круглым столом вопросов и тех, которые обсудить не удалось.
— Комитет становится площадкой, где сходятся различные сферы и силы, и мы стараемся найти разумный компромисс. Это у нас получается, — резюмировала Елена Ямпольская.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.