Феофания возглавляет монастырь уже 25 лет. А последние 5 лет еще и руководит гостиницами РПЦ: пятизвездочной «Покровской», построенной по программе гостиниц для паломников, и четырехзвездочной «Даниловской» рядом с подворьем патриарха. «Мерседесам» Феофания не изменяет. Но с нулевых годов до десятых ездила на «бюджетных» моделях, а потом перешла на представительский класс. Сменила за это время как минимум четыре машины.
Почему нет? Надо же соответствовать программе «Солидный Господь для солидных господ». Паломники, которые могут отдать минимум 6 тысяч рублей в сутки за одноместный номер в «Покровской», — они, очевидно, солидные господа. Тем более что в качестве дополнительной услуги для постояльцев — проход к мощам Матроны Московской без очереди.
Да и к тому же, по словам главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды (в интервью «РГ»), «патриарх говорил не раз, что уровень жизни священника должен соответствовать уровню жизни среднего прихожанина в храме. Потому что священник питается от храма, от алтаря».
Вроде логично. Богатый приход — богатый поп.
Только вот пройдешься от «Таганской» до монастыря мимо грязных христорадников, постоишь часа полтора в очереди к мощам Матроны вместе с отчаявшимися, и откуда-то возникает: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?» Это Христос говорил о лицемерах.
В том же интервью Легойда сказал: «Давайте будем реалистами: 12 человек три года ходили с Богом. Не с патриархом, не со святым — с Богом! Он мертвых воскрешал, исцелял больных, ходил по воде у них на глазах, но один из 12 взял и предал его за 30 монет. Почему мы считаем, что можем создать церковь святее той, что основал Христос? Это невозможно». И еще добавил, что люди, спорящие с Церковью, спорят не с ней, а со своим представлением о ней.
Но откуда берется это представление? Да все оттуда же. В ушах звучат слова священноначалия о смирении, нестяжании, притча про верблюда и игольное ушко... А в глазах у народа — «Мерседесы» игуменьи, стыдливо затертые с запястья патриарха часы за миллион, от которых на фото только отражение в лакированном столе осталось, протоиерей из Тверской области Вячеслав Баскаков в «Луи Виттоне»...
И самое важное — отсутствие «озвучки» от РПЦ. Ноль реакции.
Вот на историю с «Мерседесом» например. Представитель Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом и СМИ Александр Хреков заявил: «Мы не комментируем эту тему. Ничем не можем помочь, к сожалению». Зампред Синодального отдела Вахтанг Кипшидзе: «Комментария не будет. Мы от комментариев отказались». Совершенно снобистское отношение — не ваше, мол, дело. Но тогда откуда взяться нормальному отношению к РПЦ?
Дьяк Кураев по этому поводу горько заметил: «Эка обленились легойды. Им же деньги платят, служебные авто того же класса предоставляют именно за раздачу комментариев».
Неужели так страшно обозначить позицию церкви? Какой бы она ни была, но это стократ лучше надменного молчания. Да и чего бояться, если дом построен на камне?
Или все же невыносимо стыдно?
Схиигумен Сергий, захвативший Среднеуральский женский монастырь, требующий от Путина сложить полномочия и запрещенный РПЦ в служении, недавно показал все свое имущество — гроб. Может быть, он сумасшедший. Но ему не стыдно.