Ну какой же Новый год без Деда Мороза, салата оливье, шампанского и «Иронии судьбы...»? Действительно, эта комедия - самый любимый новогодний фильм в нашей стране.
Казалось бы, в истории про напившихся в бане друзей, отправивших по ошибке из Москвы в Ленинград не того собутыльника, должны звучать простенькие веселые песенки. И вдруг - печальные романсы на стихи Цветаевой, Пастернака, Ахмадулиной, Евтушенко и других серьезных поэтов, которые не исполнишь хором у елки. Сразу восемь песен! Почему?
«Мне хотелось создать ленту не только смешную, но и лирическую, грустную, насыщенную поэзией, - объяснял Эльдар Рязанов. - Не существовало буквально ни одного человека, который не указывал бы мне на неуместность этих грустных и сложных стихов в легкой, где-то анекдотической, комедийной ткани сценария. Но я-то знал, что хочу сделать картину, где переходы от веселого к печальному, от грустного к смешному будут ее особенностью. Только один человек безоговорочно поддержал меня - композитор Микаэл Таривердиев. И я благодарен Таривердиеву, что он не уговаривал меня «обогатить» аккомпанемент песен оркестровкой и пошел на самоограничение ради общего замысла. И песни в фильме звучали только под скромные гитарные переборы, доступные любому дилетанту, в том числе и нашим героям».
«Развели консерваторию!»
Микаэл Таривердиев попал на фильм случайно. В 1974 году он вместе с Рязановым отдыхал в Пицунде. Но знакомы они не были. «Иду я однажды к столовой, - вспоминал композитор, - а на приступочке сидит Эльдар и напевает: «На Тихорецкую состав отправится, вагончик тронется, перрон останется». И говорит, что песенка эта народная, автора у нее нет. И она войдет в его новый фильм «Ирония судьбы». «Что это за разговоры! - возмутился я. - Эта песня моя».
Он сочинил «На Тихорецкую...» еще в 1962-м для спектакля «Друг детства» по пьесе, которую Ролан Быков ставил в «Ленкоме». Оттуда песня «ушла в народ». Ее пел, кстати, молодой Высоцкий.
У Рязанова в тот момент была большая проблема. Постоянный соавтор, композитор Андрей Петров писал музыку для снимавшегося в СССР советско-американского фильма «Синяя птица» со звездами Голливуда Элизабет Тейлор, Джейн Фондой, Авой Гарднер. Сдернуть друга на «Иронию...» было нельзя. На дворе разрядка между СССР и США, «Синяя птица» - политический заказ!
К тому же Рязанов опасался, что сочинить сразу восемь шлягеров одному композитору не под силу. Думал раздать тексты нескольким мэтрам типа Яна Френкеля. И тут случайно подвернулся Таривердиев. Режиссер вручил ему сценарий, пусть напишет несколько песен.
Микаэл Леонович быстро сделал все песни, Эльдар Александрович их принял.
«Когда я прочел сценарий «Иронии судьбы...», очень удивился, - рассказывал композитор. - Жанр ни под какое определение не подходил. Для меня этот фильм - рождественская сказка. О том, что все мы - независимо от возраста - ждем, когда с неба свалится на голову принц или принцесса. Прекрасные, очаровательные, любящие, которые нас поймут, как никто до этого не понимал... Фильм делался к Новому году, это был специальный заказ телевидения, поэтому все говорили, что картина должна иметь запоминающиеся песенки - куплетные, с простыми словами. А тут «развели консерваторию, романсы». Да еще на такую сложную поэзию. Мол, это загубит картину. Эльдар Рязанов оказался прекрасным товарищем. Мы оборонялись спина к спине. Хотя и сами испытывали страх. Успех песен из «Иронии судьбы» стал для меня полной загадкой».
Тридцать дублей Аллы
С певцом проблем не было. Композитор познакомил режиссера с бардом Сергеем Никитиным. Тот быстро нашел нужные интонации, мастерски исполнил «Если у вас нету тети», «Я спросил у ясеня», «Со мною вот что происходит», «Никого не будет в доме». На каждую песню хватило 3 - 5 дублей.
Зато с певицей им пришлось помучиться! Композитор долго искал, кто споет за Барбару Брыльску «По улице моей который год», «Мне нравится, что вы больны не мной», «У зеркала», «На Тихорецкую состав отправится».
«Я пробовал очень многих. Была такая прелестная певица Валя Пономарева - она пробовалась, кто-то еще. Это было хорошо, но все же не подходило. Тогда я попросил Раису Александровну Лукину, замечательного музыкального редактора, найти Пугачеву», - вспоминал композитор.
Пугачева еще в 1969-м исполняла «за кадром» песни Таривердиева в фильме-сказке «Король-олень». Вот он о ней и вспомнил. Во время съемок «Иронии...» Алла еще не была звездой, гастролировала по провинции с ансамблем «Веселые ребята».
«Работали мы с ней много, около месяца. Хотя, казалось бы, поет всего четыре романса. Вообще, конечно, ей трудно с нами было. Эльдар требует одного, я - другого. Совсем замучили ее. На каждую песню было сделано по тридцать дублей. За целый день писали по одному романсу. В итоге она записалась замечательно».
Доходило до слез, подтверждала Пугачева. «Если все эти дубли прослушать, раз 30, наверное, я спела, и все по-разному, можно было бы целый диск выпустить». Проблема заключалась в том, что композитор убирал эстрадно-попсовые нотки, которые прорывались, когда Алла исполняла романсы. И добился-таки своего.
Удивительно, но факт! После премьеры знаменитой картины Алла Борисовна никогда не исполняла эти песни со сцены. Поначалу из деликатности, утверждает народная артистка СССР. Дескать, было неудобно выдавать секрет, что это поет не Барбара Брыльска. «Потом, когда узнали, что пою я, все равно мне было ни к чему петь... Мне было достаточно того, что каждый год они звучат с телеэкрана».
Ой, лукавит Алла Борисовна! В Советском Союзе эти песни звучали с телеэкрана вовсе не каждый год. Музыкальный ларчик открывается просто. Спустя три месяца после телепремьеры «Иронии...» певицу пригласили на популярнейшую тогда передачу «Кинопанорама». Алла должна была вживую спеть романс на стихи Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной», а Таривердиев - аккомпанировать ей на рояле. Но уже в «Останкино», на репетиции перед съемкой Алла исполнила песню по-своему, не как в фильме. Она уже получила Гран-при на международном конкурсе «Золотой Орфей», стала звездой. Вышла ее пластинка «Арлекино» тиражом 14 млн экземпляров! Видимо, певица решила проявить характер, отомстить режиссеру и композитору за десятки дублей. Микаэл Леонович пытался уговорить ее вернуться к прозвучавшему в фильме варианту, но Алла стояла на своем.
«Ее манера пения крайне не понравилась автору, - вспоминал Рязанов. - И Микаэл - он был очень принципиален - сказал: «Алла, я запрещаю петь тебе мои песни». У обоих были те еще характеры! И Алла больше никогда не пела песни из «Иронии судьбы...».
В итоге в «Кинопанораме» прозвучала фонограмма. Певица обиделась.
Для исполнения же романса «Мне нравится, что вы больны не мной» на сцене Таривердиев выбрал популярный тогда дуэт Галина Беседина - Сергей Тараненко. И много с ними репетировал.
БЫЛ ЕЩЕ СЛУЧАЙ
«Нечесаная девица в мини-юбке»
В декабре 2019 года Алла Борисовна выдала в эфире Первого канала сенсацию. Дескать, она сама могла сыграть в знаменитой новогодней комедии главную героиню вместо Барбары Брыльской! «Рязанов вдруг меня пригласил сниматься в роли Нади. Но так получилось, что я не подошла. Он сказал: «Молода, нет в глазах того, что надо».
На самом деле на роль Нади Шевелевой пробовались Людмила Гурченко, Валентина Талызина, Светлана Немоляева, Ольга Волкова, Антонина Шуранова...
«Все актрисы работали превосходно, точно, талантливо, - утверждал режиссер. - Но их личные качества не совпадали со свойствами героини. Одна при поразительной нюансировке чувств была несколько вульгарна. Скорее получилась бы история об однодневной интрижке. Другую предал киноаппарат: очарование неправильных черт лица пропало, и осталась одна некрасивость. Третья оказалась начисто лишенной юмора... А сроки съемок неумолимо приближались! И тут мне вспомнилась актриса из довольно среднего польского фильма «Анатомия любви» - Барбара Брыльска».
«Анатомия любви» - картина 1972 года, где Барбара сыграла главную роль. В советском прокате она шла с сокращениями постельных сцен. В Польше тогда были более свободные нравы. Эльдар Рязанов позвонил в Варшаву сексуальной актрисе, пригласил на пробы. Барбара приехала в Москву и после положенных проб получила главную роль.
Пугачеву же Таривердиев выбрал для озвучки песен, когда съемки уже шли. И вопроса о замене Барбары на Аллу даже не стояло. Эльдар Александрович вообще прежде не слышал о ней. Дочь режиссера Ольга Рязанова вспоминала, как однажды, вернувшись домой, отец рассказал, что Микаэл Таривердиев привел начинающую певицу. На отца та произвела впечатление «нечесаной молодой девицы в мини-юбке».
Словом, Пугачева выдала сенсацию, когда режиссер и композитор уже умерли и не могли опровергнуть ее слова. Сами они о том, что певица могла претендовать на главную роль, в мемуарах и интервью никогда не упоминали. Это просто пиар-ход, на которые Алла Борисовна всегда была большая мастерица.
КСТАТИ
Обошлись без «аллилуйя»
Знаменитое стихотворение Марины Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной» состоит из трех восьмистиший. В фильме Алла Пугачева пропела только два из них. Вот что осталось за кадром:
«Мне нравится еще,
что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное мое,
мой нежный, не
Упоминаете ни днем,
ни ночью - всуе...
Что никогда
в церковной тишине
Не пропоют над нами:
аллилуйя!»
Еще на стадии подготовки сценария чиновники обвиняли режиссера в пропаганде пьянства, безыдейности главных героев, песнях на декадентские стихи. А уж прославление церковного венчания в атеистическом СССР («церковная тишина», «аллилуйя») и вовсе поставило бы на новогодней комедии крест.
Поэтому Рязанов и Таривердиев сознательно не включили эти восемь строк в романс.