«Рынок автомобилей с пробегом в России уверенно растет. В июне 2016 года объем рынка легковых автомобилей с пробегом в России составил 450 тысяч машин. Это на 12,4% больше, чем в 2015 году, сообщает аналитическое агентство «Автостат». Это плохой признак: россияне перестали покупать новые авто.
В январе падение продаж новых машин составило 29,1% (в сравнении с январем 2015 года). В феврале оно замедлилось до 14,3%, а в марте рынок даже немножко подрос. Но апрель стал для автодилеров худшим месяцем за последнее десятилетие — и именно по продажам новых авто. С нашего рынка из-за потери перспектив начали уходить даже китайские модели, а продукция «АвтоВАЗ-а» заняла сразу аж 9 позиций в топ-10 самых популярных автомобилей на российском рынке. И вовсе не потому, что сбылось давнишнее пожелание Михаила Горбачева и волжский завод вдруг стал законодателем мировой автомобильной моды. И не потому, что на тольяттинскую продукцию вырос спрос — просто другие бренды продавались еще хуже. В мае новое падение составило еще 14,5%, в июне рынок потерял 12,5%... Это уже похоже на крутое пике.
Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса дважды пересматривал за эти полгода свой прогноз продаж на 2016 год и пока остановился на цифре 1,44 млн штук — то есть с падением на 10,3% в сравнении с 2015 годом и почти вдвое меньше, чем до начала кризиса: в 2013 году россияне купили 2,78 млн новых авто, в 2012 году — 2,93 млн.
Самой продаваемой моделью в России по итогам первого полугодия 2016-го среди новых машин стала Hyundai Solaris с показателем 45 930 автомобилей (-14,5%). Второй результат показала Lada Granta — 43 967 реализованных машин, что на 30,8% меньше по сравнению с прошлым годом. На третьем месте оказалась KIA Rio, чьи продажи составили 39 454 авто (-7,6%).
Зато на вторичном рынке легковых автомобилей объем продаж вырос на 11% и составил порядка 2,5 млн машин. Такие цифры очень напоминают российский авторынок конца 90-х, на котором тоже преобладали автомобили б/у. Но тогда общество было на подъеме: чуть ли не каждый купивший подержанную иномарку, оценив ее в сравнении со своим «жигуленком», «Волгой» или «москвичом», почти сразу начинал присматриваться к новой машине. Сегодня же все ровно наоборот: вместо более качественной и престижной машины многие выбирают ту, что попроще и подешевле...
Есть и другая особенность у текущего момента: сегодня подавляющее большинство подер-жанных машин, выставляемых на продажу, имеют иностранное происхождение, но «российский пробег». Ввоз подержанных иномарок из-за рубежа давно вышел из моды вслед за значительным повышением на них таможенных пошлин.
А в результате качество эксплуатируемого российского автопарка заметно снижается. Во-первых, он стареет: за последний год средний возраст автомобиля в России хоть и незначительно, но увеличился — с 12,4 до 12,5 лет. Всего в трех регионах России средний возраст автомобиля к началу 2016 года составил менее 10 лет: Республика Татарстан (9,3 года), Ханты-Мансийский АО (9,9 лет) и Москва (9,9 лет).
Для сравнения: в странах Евросоюза средний возраст автомобилей держится в пределах 8,3 лет, в том числе в Великобритании 7,3 года, во Франции — 8,2, в Германии — 8,3. Зато в Словакии — 11,5, в Эстонии — 12 лет.
У нас — больше. Исследование «Автостата» показало, что самые старые автомобили ездят по дорогам Дальнего Востока: средний возраст машин в Камчатском крае составляет 20,9 лет, в Приморском крае — 20 лет, на Сахалине — 19,2 года. А поскольку качество российских автодорог остается весьма далеким от мировых стандартов, снижается и надежность приобретаемых автомобилей с пробегом, если этот пробег преимущественно российский.
Впрочем, специалисты отечественного авторынка отмечают, что в последнее время покупка даже подержанного автомобиля становится для среднего россиянина очень даже серьезной проблемой. Еще в прошлом году компания Carprice, проанализировав данные о продажах автомобилей с пробегом у 650 российских дилеров, зафиксировала подорожание в среднем на 37-40%.
При этом популярные модели прибавили в цене даже несколько больше благодаря повышенному спросу: в частности, средняя стоимость бессменного бестселлера среди подержанных иномарок Ford Focus выросла с 310 тысяч рублей до 470 тысяч, то есть более чем в 1,5 раза.
Тем не менее даже в нынешнем году, по данным «Автостата», наиболее массовый запрос в поисковике по базам данных говорит о том, что больше всего люди ищут автомобиль по цене от 300 до 500 тысяч рублей. Однако нынче даже ценник на Lada Vesta производства «АвтоВАЗа» превышает полмиллиона (от 529 тысяч рублей без скидки по утилизации). Дешевле лишь Lada Granta, Kalina или Priora, хотя они считаются автомобилями «вчерашнего дня». Но на ту же Lada Granta ныне приходится более трети общих продаж Lada в стране. В зависимости от кузова и комплектации рекомендованные розничные цены составляют 383 900-571 200 рублей. В итоге покупатель оказывается перед выбором: взять новую Lada — или иномарку, но не очень новую?
Аналитики «Автостата» утверждают, что наибольший выбор предложений дает «народная» марка Renault. Средняя цена на трехлетний Renault Logan 2013 года не превышает 350 тысяч рублей, правда, за эту цену автомобиль вряд ли будет хорошо оснащен. Модель традиционно востребована, однако, как правило, интенсивно эксплуатируется, поэтому стоит подумать: надолго ли ее еще хватит?
Корейские «народные иномарки» трехлетней давности, в частности Hyundai Solaris, уже заметно дороже (482 тысяч рублей). Но в диапазоне от 300 до 400 тысяч можно выбрать подержанный автомобиль из семейства General Motors, которые теперь существуют преимущественно на вторичном рынке. По большинству же «японцев» придется ограничиться машинами 2009 года выпуска. К примеру, только после 7 лет эксплуатации снижается ниже полумиллиона рублей цена на Toyota Corolla и Auris.
«АвтоВАЗ» им не конкурент: попытка недавно уволенного генерального директора Бу Андерссона повысить качество выпускаемых в Тольятти машин стоила ему кресла: убытки завода в 2015 году составили 74 млрд рублей. Как будет вытаскивать предприятие из долговой ямы новый глава автогиганта француз Николя Мор, который прежде возглавлял румынcкую Dacia, пока неизвестно. Тем более зловеще прозвучало заявление министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова о том, что правительство не будет поддерживать завод, поскольку необходимости в этом для предприятия нет.
Но недавно стало известно о намерении властей списать часть долга «АвтоВАЗа» — 20 млрд рублей из 51 млрд. Однако росту продаж эта мера едва ли поможет. В итоге завод, видимо, продолжит сокращение персонала не только на самом предприятии, но и в дилерских центрах. «Точечные увольнения» идут и на других российских автопредприятиях — и это уже сверх 10-процентного сокращения штатов в прошлом, 2015 году.
С прошлого года еженедельно в СМИ появляются новости о закрывающихся дилерских центрах в разных городах нашей страны. По данным «Автостата», ныне их осталось не более 3800 — столько же, сколько было в 2012 году, до начала падения авторынка.
Серьезных улучшений на рынке в ближайшее время точно не предвидится, утверждают эксперты Института социальной политики Высшей школы экономики. Почти за полтора года падения (апрель 2016-го к октябрю 2014-го, последнему месяцу, когда доходы росли) реальные доходы россиян сократились на 9%. А с января 2015 года смещается в сторону бедности субъективная оценка потребительских возможностей большинства российских семей.
P.S. Хотя наш Росстат зафиксировал снижение числа бедных в I квартале 2016 года в сравнении с тем же периодом 2015-го (на 200 тысяч, до 22,7 млн человек), перемены на автомобильном рынке страны наглядно демонстрируют ухудшение социального самочувствия среднего класса. Ему уже не до новых покупок: Тем более на четырех колесах. Тут на своих двоих бы удержаться...