Драматическое (многие говорят «позорное») поражение российской футбольной команды от далеко не самой сильной команды Уэльса и вылет из чемпионата Европы произвёл тяжёлое впечатление. И не только на «спортивную общественность».
Стонам и плачу несть конца. И это вполне объяснимо. За отсутствием заметных экономических успехов, в условиях падения жизненного уровня россиян спортивные достижения были для наших граждан важным болеутоляющим средством, своего рода лёгким наркотиком, позволяющим забыть тяготы жизни. Более того, продолжая традиции советской идеологической машины, спорт являлся одним из базисов, на котором строились и воспитание молодёжи, и пропаганда патриотизма. Рапорты о спортивных успехах, о рекордах, о новых олимпиадах были и остаются важной составляющей кампаний по укреплению любви народа к вышестоящему начальству.
Тенденция, однако…
Эта практика очень органично вписывается и в советскую традицию, и в новейшую тенденцию - «назад в СССР», «в гости к тов. Сталину». Тенденцию, следует заметить, одобряемую значительной частью россиян. Социологи объясняют это углубляющимся разочарованием населения теми уродливыми формами, которые приобрёл у нас капитализм советского типа. Разница в том, что в СССР ежедневные «рапорты об успехах» (трудовых, спортивных, космических, международных) были частью борьбы за «единство партии и народа», а сегодня в условиях падения престижа политических партий это стали называть «единением власти и народа».
Большой спорт со сталинских времён сделался у нас частью большой политики. Кто из старшего поколения не помнит красочные физкультурные парады на Красной площади в присутствии «великого вождя». С 1931 г. такие парады проходили ежегодно. Крепконогие девчата, мускулистые парни, загорелые пионеры. В 1936 г. на физкультурном параде юные спортсмены впервые шли с лозунгом «Cпасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!». Политические физкульт-парады прекратились лишь после смерти Сталина. Последний прошёл в 1954 г., когда миф о «великом вожде» стал подвергаться коррозии.
«Наш уровень…»
Слова министра спорта Виталия Мутко (в этой должности с 2008 г.) по поводу состояния нашей сборной поразили своей откровенностью: «через 30 минут всё стало понятно», «у нас не было даже шансов», «на данный момент это наш уровень». При отсутствии возможностей для реального участия в политике совсем было впавшая в кому оппозиция мгновенно перевела чисто спортивную полемику в дискуссию на тему «спорт и политика». С резкими заявлениями с политическим подтекстом высказались не только либералы, но и лидер коммунистов Г. Зюганов и вождь либерал-демократов В. Жириновский.
Мой старый друг (по характеру вполне миролюбивый человек) после третьего гола в наши ворота кричал мне по телефону: «Сволочи! Всем по кайлу и на рудники!» И, вероятно, желая снизить накал страстей и обвинений в адрес спортсменов и спортивного руководства, спортивные комментаторы чуть ли не на каждой радиоволне сегодня говорят нам: а чего вы, собственно, ожидали? Почему дела в футболе (и шире - в спорте) должны обстоять иначе, чем в других сферах - в экономике, например, или в политике и культуре. Если ведущие экономисты никак не сообразят, нащупали мы дно рецессии или нет. Если у нас дети гибнут в летних оздоровительных лагерях, то почему футболисты должны быстро бегать и быстро соображать?
Новые мечтатели
А ведь и в самом деле и слова, и оценки, касающиеся футбола, прямо коррелируются с тем, что происходит в сфере экономики и политики. Признания В. Мутко в том, что «мы потеряли 6-7 лет в футболе, простояв на месте, и сейчас у нас будет новая система по поиску талантов» - это почти прямая цитата заявлений наших экономистов на недавнем Петербургском экономическом форуме. Разве наша экономика, государственное управление и гражданское общество не топчутся на месте последние 6-7-10 лет? И разве наши политики, министры и депутаты при каждом обострении экономической, социальной и международной ситуации не пытаются вместо реальных реформ подбросить нам «уточнённые» светлые планы на будущее?
У нас стало просто традицией на каждом форуме говорить о новых концепциях развития, одновременно откладывая их на 10-15 лет. Вот и в салонах только что прошедшего Петербургского форума (как в салоне Анны Шерер в романе «Война и мир») снова витали слова о «разработке цикла развития на 2018-2024 гг.». Более того, наши салонные мечтатели (беря пример с товарища Ленина) попытались заглянуть из нашей нынешней «мглы» за светлые горизонты 2030-2035 гг.
А между тем значительная часть поручений президента по актуальным мерам социально-экономического развития либо не выполняется вовсе, либо выполняется формально и частично. Богатая Россия (высшие чиновники, политики, депутаты, главы корпораций) оправдываются: мы бы, дескать, и не прочь двинуть матушку-Россию вперёд, но на реформы нет социально-политического запроса от населения. У населения запрос на стабильность. А бунтует и кричит по бульварам узкий круг людей, «страшно далёких от народа».
На самом деле реформы тормозятся совсем по другой причине. Нынешней высшей элите хорошо живётся и без реформ. Богатая Россия не перестала жировать и при 50-процентной девальвации рубля, и при падении цен на нефть, и при санкциях. Более того, каждый дополнительный год стабильного участия в дележе бюджета и в коррупционных сборах приносит ей всё новые и новые миллиарды. Запас личной финансовой прочности у узкого круга таков, что этому узкому кругу не страшен ни падающий рубль, ни рассыпающийся бюджет, ни даже дефолт.
* * *
Интересный факт: как только рухнул рубль и у народа не стало хватать на гречку, эта богатая Россия мгновенно раскупила весь запас шикарных иномарок - от «Порше» и «Мазерати» в Москве просто проезда нет. Удивительно, не правда ли? Вот и 1-й вице-премьер И. Шувалов искренне удивляется: с чего это россиянам стали нравиться дешёвые (а следовательно, и дрянные) 20-метровые квартиры? Удивление понятно: просто участники шикарных форумов и рядовые пешеходы живут в разных Россиях, смотрят на жизнь из разных окон, едят разный хлеб, ходят по разным улицам и (извините за грубость) подтираются разной бумагой. У них только одно общее: «нет запроса на реформы». Нет и, как утверждают социологи, не предвидится. Зачем же что-то менять?
Но вот какая загогулина: простояв на месте в футболе последние 6-7 лет, мы в итоге сыграли навылет. Так давайте спросим себя: если мы по-прежнему будем верить, что у россиян нет запроса на реформы, не сыграем ли мы завтра навылет не только в спорте, но и в экономике, в политике, в культуре? Не сыграем ли мы, как говорят в народе, вообще в ящик?