В Свердловской, Тюменской и Челябинской областях оперативниками ФСБ проведено 27 обысков, в ходе которых задержано 69 человек, связанных с террористическим подпольем. А ведь нам, кажется, обещали «остановить террор на дальних подступах». Почему же он уже под самым нашим носом? Ответственность за нападения на посты ДПС в Подмосковье ожидаемо взяла на себя запрещённая в нашей стране террористическая группировка «Исламское государство». Ликвидированная в Петербурге банда также присягала ИГ на верность. Халифату служили и задержанные на Урале. Выходит, обещанный России ближневосточными террористами джихад уже начался?
Если про московские и питерские атаки центральная пресса поведала народу хоть что-то, то про события на Урале СМИ почему-то отмолчались. Что же, заполним, так сказать, информационную брешь. Недавние задержания и обыски в Свердловской, Тюменской и Челябинской областях были связаны с неким сообществом «Рохнамо ба суи давлати исломи» (в переводе с таджикского – «Путеводитель в исламское государство»), вербовавшим боевиков в ряды запрещённого в нашей стране ИГ. Активисты «Рохнамо» распространяли не только религиозную, но и откровенно людоедскую литературу (в том числе и увлекательное иллюстрированное пособие на тему «Как правильно зарезать человека»), а также собирали деньги «на помощь халифату» и боевое оружие. При обыске у них изъяли три пистолета с боеприпасами к ним, четыре гранаты, полкило пластита, пять тротиловых шашек и ещё кое-что по мелочи. Оружие в отличие от денег пересылать за рубеж радикалы не собирались, планируя воспользоваться им в России. Вероятно, по примеру единомышленников из Москвы и Питера. Обратите внимание: это не десятилетиями тлеющий Дагестан – это Урал. Тихий, спокойный Урал. Хотя, казалось бы, где он, а где экстремисты-таджики?!
Чтобы обуздать террористов, нужно прежде навести порядок с мигрантами
Бесконтрольное проникновение в Россию центральноазиатских гастарбайтеров и их хаотичное на первый взгляд расселение ожидаемо перешло в новое качество: сегодня «понаехавшие» таджики запросто могут взбудоражить несколько регионов нашей страны от Подмосковья до Урала. Едва ли сложившуюся ситуацию следует упрощать, сводя суть проблемы к некоему экстремистскому ядру, плодящему последователей, собирающему деньги для «чёрного халифата» и готовящемуся убивать. Всё намного сложнее и страшнее: неуправляемые диаспоры способны плодить подобные экстремистские ядра десятками, в то время как официальное руководство этих самых национальных диаспор давно уже их не контролирует – за редчайшими исключениями. В ряде регионов это сумели признать, отринув прочь ложную и становящуюся опасной политкорректность. Неспроста же губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий объявил: «Ограничивая сферы трудоустройства мигрантам, работающим у нас по патентам, мы повысим национальную безопасность». Возможно, потому в Новосибирске сегодня всё тихо, а буквально по соседству, в Челябинске и Тюмени, – увы.
Для начала Городецкий запретил мигрантам вести преподавательскую и финансовую деятельность, работать на предприятиях общественного транспорта, в компаниях, занимающихся торговлей лесоматериалами, добычей полезных ископаемых и производством детского питания. «Мы должны быть уверены, какого качества специалисты поступают на наш внутренний рынок труда, – прокомментировал этот запрет губернатор. – Это вопрос нашей национальной безопасности». А в некоторых регионах тот же общественный транспорт, по сути, отдан на откуп диаспорам. На первый взгляд какая разница, кто занимается перевозкой людей в маршрутках – таджикский приезжий или переселенец из Нечерноземья? Но разница тем не менее есть: на днях местные власти в Подмосковье прикрыли несколько маршрутов из-за царящего там бардака, а недовольные мигранты-водители устроили беспорядки, итогом которых и стало вооружённое нападение на пост ДПС. А что вы хотите – у мигрантов полно оружия. И что там у них в головах – экстремистские призывы из запрещённых изданий или что-то иное – кто знает.
Трудно ловить чёрную кошку в тёмной комнате
Вот как объясняет происходящее специалист по Ближнему Востоку Константин Стригунов: у запрещённого в России «Исламского государства» особенная иерархическая структура, подобная любой современной сетевой организации. Допустим, в той или иной стране появляются некие автономные группы, обладающие реальным весом, представительные и небедные. В случае с Подмосковьем это могут быть таджикская или киргизская (ошская) диаспоры. На Урале – те же таджики или узбеки. Представители халифата не стремятся затянуть всю диаспору в сферу своих интересов – вербуют отдельных людей, не требуя от них немедленной активности. «Запрещённое в России «Исламское государство» может не тратить никаких особых ресурсов, – разъясняет эксперт. – Его эмиссарам достаточно создать эффективный образ в глазах неофитов и проводить пропаганду. А дальше действия происходят в автоматическом режиме – халифат начинает задействовать своих новых партнёров». Ещё вчера таджикские таксисты с маршруток были идейно не обременёнными гастарбайтерами, которых не интересовало ничего, кроме выручки, но на волне социального недовольства, вызванного отменой нескольких маршрутов, они легко перепрофилировались в «народных мстителей», двинувшихся громить и расстреливать дорожных инспекторов. Сегодня они обстреляли пункт ДПС, а завтра халифат объявит, что джихад в России идёт полным ходом.
К чему забрасывать диверсантов в Россию, если можно найти недовольных таджиков и выставить их адептами халифата? При этом будут и взрывы, и стрельба, и покойники – всё как на Ближнем Востоке! У репортёров – «картинка», у халифата – пиар на крови, а у российских правоохранителей – головная боль. Попробуй-ка отыщи несколько ранящих игл в более чем 10-миллионном стоге трудовых мигрантов! «Это действительно большая угроза, – убеждает Константин Стригунов. – Даже частично выявить ячейки недовольных или конкретных индивидуумов, на которых оказала влияние экстремистская идеология, проблематично, а полностью – практически невозможно». «Обработанные» водители маршруток, не задействованные в наскоках на посты ДПС, завтра смогут самостоятельно заниматься вербовкой, запросто перемещаясь по России. Из задержанных на Урале 69 адептов халифата треть – гастарбайтеры из центрального округа.
Алексей Филатов, вице-президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»:
– В таких условиях, как сегодня, профилактическую работу вести крайне сложно. Тем не менее она проводится – постоянно и незаметно для окружающих. Инциденты в Подмосковье и Петербурге – скорее исключения из правила. Всё-таки давайте признаем очевидное: полноценных терактов, таких как, к примеру, во Франции, в России не происходит. Это не говорит о том, что нет желающих их совершить, – нет возможности. Силовые структуры у нас очень активно работают. Нейтрализацию экстремистов приходится проводить достаточно часто – и не только на Северном Кавказе. Главное же то, что она всегда проводится загодя, а не постфактум. Мы работаем только на опережение, всегда на шаг опережая террористов. Именно поэтому наши граждане не сталкиваются с такими проблемами, какие были недавно в Париже, Брюсселе или Ницце.
100 тысяч потенциальных террористов и 10-миллионная база вербовщиков
Знаете, сколько зарегистрированных пользователей из России и стран СНГ было в сети «Рохнамо»? Более 100 тысяч! «Человеческого ресурса» у халифата – сколько угодно. Как минимум 10 млн мигрантов из Центральной Азии. А уж с деньгами нет проблем и подавно. По оценке замглавы администрации президента России Магомедсалама Магомедова, в минувшем году 198 уральских неправительственных организаций получили из-за границы более миллиарда рублей. Львиная доля этих средств направлена на «мягкую вербовку» недовольных мигрантов. Так в нашей стране и создаются ячейки запрещённого ИГ. Нужны беспорядки – они возникают, как по звонку. Как заметил профессор кафедры мировой экономики УрГЭУ Евгений Ющук, сегодня благодаря Интернету агитаторам экстремистов удаётся недорого достигать своих целей, не опасаясь быть пойманными за руку: «Действуя через Всемирную паутину, экстремистские идеологи не опасаются арестов, как правило, оказываясь вне российской юрисдикции. Интернет сегодня стал не только коллективным пропагандистом и агитатором, но и организатором людей».
Остановить терроризм «на дальних подступах» уже невозможно, убеждён профессор Московского государственного лингвистического университета, исламовед Роман Силантьев: «Операция на Урале не первая и не последняя, они нынче проводятся практически еженедельно. То в столичном регионе кого-то поймают, то в Волгоградской области, то в Красноярском крае. Теперь дошла очередь до Урала. Обычная, к сожалению, ситуация». В Челябинской области положение отягощено тем, что там оставалось множество недобитых ваххабитских ячеек – сегодня успешно проводится их перековка «под халифат». «В Челябинской области неблагополучные места – Чебаркуль, Озёрск, – перечисляет эксперт, – некоторые города горнозаводской зоны. Ваххабиты постепенно выстраиваются под запрещённое в России «Исламское государство».
Резюмируем сказанное выше. За вторую декаду августа халифат атаковал Россию как минимум дважды, и где – в ближнем Подмосковье! Атак в Петербурге и в трёх областях Урала и Западной Сибири удалось избежать, по сути, лишь чудом: оперативники подоспели буквально в последний момент (что, собственно, в известной мере и объясняет незначительные проколы при задержании в Питере). По словам главы ФСБ Александра Бортникова, на оперативном учёте у «конторы» находится 220 потенциальных смертников, за которыми силовики неусыпно следят. Но если принять во внимание информацию, распространяемую рупором халифата, агентством «Амак», на территории России находится более 2 тыс. исламистов, присягнувших на верность запрещённому «Исламскому государству». Быть может, в сложившейся ситуации целесообразнее было бы не следить за потенциальными смертниками, а всё-таки заключить их под стражу – если, конечно, спецслужбам действительно известны места их пребывания?
Кстати
Так, как утром 17 августа – со взрывами и стрельбой, – в Петербурге радикальных исламистов ещё не задерживали. Зато обитатели тихой и мирной Северной столицы в полной мере смогли ощутить, что чувствуют жители дагестанской Махачкалы – там подобные мероприятия силовики проводят чуть ли не еженедельно. Говорят, что питерские власти чуть было не объявили в городе режим контртеррористической операции – в последний момент отказались, опасаясь посеять в городе панику накануне выборов. Кстати, живущих по соседству с террористами питерцев даже не подумали эвакуировать – в той же Махачкале это обязательная программа. В квартире на Ленинском проспекте, на 10-м этаже 16-этажки, засели несколько исламистов из Кабардино-Балкарии – боевики недавно ликвидированного террориста Хизира Лихова. Каким чудом находившимся в федеральном розыске экстремистам удавалось несколько месяцев ускользать от оперативников, можно только гадать. Кстати, сам Хизир Лихов, ликвидированный буквально на днях на автотрассе «Кавказ», едва ли в своей короткой жизни хоть раз встречался лицом к лицу с эмиссарами запрещённого «Исламского государства», которому присягнул на верность. Все его контакты с представителями халифата осуществлялись исключительно посредством Интернета. В соцсетях и по электронной почте он получал задания для своей группы, а оплата услуг производилась на сетевой кошелёк. Неудивительно, что группе Лихова удавалось так долго уходить от возмездия, хотя в розыск её членов объявили аж два года назад. Около половины двенадцатого пополудни в подъезде дома прогремело два взрыва – можно представить, что ощутили живущие в доме пенсионеры! Началась перестрелка. В квартире на 11-м этаже оперативники проломили полы, чтобы пустить газ на 10-й этаж, где находились бандиты. Разумеется, сами они были в костюмах химзащиты – в отличие от живущих по соседству людей. В общем, живьём ни одного террориста не взяли – видимо, забористый оказался газ. Ну а соседям, можно сказать, повезло. Резюмируя, следует честно признать: террористы застали городскую власть врасплох. Почему же власти не эвакуировали всех мирных жителей? «Операцию проводила ФСБ – к ним и обращайтесь», – отрезала представитель Главного следственного управления СКР по Петербургу Снежана Шабельник. Примерно в том же ключе высказались и чиновники из питерской мэрии. Ну, а «контора» традиционно хранит молчание – раз сделали, значит, так было надо. Что же, теперь примерно понятно, по какой кальке могут действовать силовики и в других подобных ситуациях – разумеется, если таковые возникнут. Подробности подмосковного инцидента, произошедшего на 20-м километре Щёлковского шоссе, также заставляют о многом задуматься – в частности, о том, не слишком ли расслабленными чувствуют себя некоторые правоохранители. Как сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк, на пост ДПС напали уроженцы Центральной Азии. Предположительно – потерявшие работу водители маршрутных такси, так же, как и «группа Лихова», участвовавшие в сетевой переписке с вербовщиками запрещённого в России «Исламского государства». Нападавшие атаковали пост ДПС с топорами в руках – их они прикупили в хозяйственном магазине за 20 минут до атаки. При этом нападение произошло средь бела дня, но полицейские поначалу даже не подумали обороняться, пропустив несколько ударов. Чтобы совсем не убили, пришлось отстреливаться – и ещё хорошо, что дэпээсники догадались стрелять на поражение, а не в воздух. Результат – нападавшие убиты. Позже в больнице умер и раненый полицейский.