Россия может сменить командующего своими войсками в Сирии, правительство Башара Асада и власти Турции все более жестко обсуждают ситуацию в Африне (контролируется курдами), а в Дамаске обстрелян российский центр по примирению враждующих сторон. Ситуация в Сирии по состоянию дел на вторник все меньше похожа на окончание «горячей фазы» конфликта, о котором говорили в конце 2017 года после победы над ИГ. Тем временем российский МИД подтвердил сведения о гибели и ранениях наемников из России и стран СНГ в ночь с 7 на 8 февраля — речь идет о десятках людей. По данным Пентагона, нападавших на газоперерабатывающий завод (из-за него и случился бой) было 257 человек, впрочем, не все они были родом из России и СНГ.
О том, что главком воздушно-космических сил (ВКС) генерал-полковник Сергей Суровикин может быть направлен в Сирию для командования группировкой вооруженных сил РФ, во вторник со ссылкой на собственные источники сообщило «РИА Новости». «Весьма вероятным» это решение назвали и собеседники “Ъ”, близкие к Генштабу ВС РФ, уточнив, что командировка в случае принятия решения может состояться не ранее марта. В этом случае нынешний командующий группировкой генерал Александр Журавлев вернется к исполнению обязанностей командующего Восточным военным округом. В Минобороны официально эту информацию не комментируют.
Генерал-полковник Журавлев находился в Сирии с начала военной операции России в сентябре 2015 года. Он занимал пост начальника штаба группировки (ее тогда возглавлял генерал Александр Дворников; за первый этап операции оба получили звезды «Герой России»). С июля по декабрь 2016 года вооруженными силами РФ в Сирии он командовал самостоятельно. За это время ВКС РФ принимали активное участие в наступлении на Алеппо, однако Пальмира вновь была занята боевиками «Исламского государства» (организация запрещена в РФ). Вернулся в Сирию в декабре 2017 года по случайности: изначально руководство Генштаба ВС РФ планировало отправить в республику командующего ВДВ Андрея Сердюкова, но незадолго до командировки он попал в ДТП, получив тяжелые травмы. Выполнять задачи по сокращению группировки и завершению активной фазы операции вновь доверили генералу Журавлеву.
Сложности начались почти сразу. В ночь на 1 января радикальные исламисты обстреляли авиабазу Хмеймим из минометов. Двое военнослужащих погибли, несколько самолетов получили серьезные повреждения. По данным “Ъ”, трагических последствий можно было бы избежать, если бы вокруг объекта был зачищен «периметр безопасности». Но ввиду новогодних праздников дежурство на авиабазе осуществлялось меньшим количеством людей. Из инцидента были сделаны выводы, и повторную атаку исламистов, случившуюся в ночь на 6 января, но уже с применением БПЛА, удалось отразить. 3 февраля в провинции Идлиб из ПЗРК был сбит штурмовик Су-25СМ, пилоту которого командование группировки выдало задание на патрулирование территории. До этого в воздухе был уничтожен лишь один самолет — Су-24М, который ВВС Турции сбили в 2015 году. На все это накладывались и коммуникационные сложности. Многие союзные сирийские отряды отказывались сообщать о своих планах и передвижениях российскому командованию, что зачастую приводило к дезорганизации.
На этом фоне сирийский опыт генерала Суровикина выглядит более основательным. В Минобороны особо отмечали, что именно под его командованием удалось достичь перелома в борьбе с «Исламским государством» и освободить, согласно официальным данным Минобороны, свыше 98% захваченной боевиками ИГИЛ территории Сирии. Впрочем, ряд территорий, которых явно больше 2%, очистили от ИГ войска коалиции под руководством США и курдские подразделения.
Громкой вышла история с деблокированием окруженного террористами взвода военной полиции в сентябре 2017 года, когда генерал без согласования направил группу на спасение 28 российских военнослужащих. Зачастую, выезжая на позиции сирийских правительственных войск, он помогал местным командирам в планировании операций. Это, по данным “Ъ”, было оценено и президентом Сирии Башаром Асадом.
Само же звание «Герой России» он получил по итогам девятимесячной сирийской командировки (он пробыл там дольше всех остальных командующих группировкой ВС РФ). Да и сам генерал, по признанию друзей, хотел вернуться в Сирию: эта деятельность привлекала его гораздо больше кабинетной работы. На время отсутствия Сергея Суровикина исполнять обязанности главкома ВКС РФ будет его заместитель.
Несогласованные бои
При генерале Журавлеве в Сирии случился еще один инцидент. Речь идет о столкновении в ночь на 8 февраля вблизи пункта Хишам на восточном берегу Евфрата, когда курдские и американские силы вступили в бой с отрядом, в котором были и граждане России и стран СНГ, попытавшимся занять контролируемый курдами завод по переработке углеводородов. Военные отвечают исключительно за действия личного армейского состава, но никак не добровольцев (из так называемой ЧВК Вагнера). Впрочем, во вторник МИД РФ официально подтвердил ранения десятков граждан РФ и СНГ в ходе недавнего боя, уточнив, что ведомство не может «оценивать правомочность и законность таких их (участников столкновения с российской стороны.— “Ъ”) решений». При этом, как заверили дипломаты, всем им была оказана помощь по возвращению в Россию, где раненые лечатся «в различных медицинских учреждениях».
Количество раненых участников боя возле Хишама, доставленных в медицинские учреждения на территории России, может превышать сотню, рассказал “Ъ” знакомый одного из бойцов «ЧВК Вагнера», посетивший его в московском госпитале. Такой вывод он сделал на основании номера его товарища в списке раненых. При этом, по его словам, часть раненых изначально было решено оставить в Сирии. В МИД России точное количество раненых не назвали, уточнив, что речь идет о «десятках». Ранее собеседник “Ъ”, посещавший московский госпиталь, рассказывал, что лично видел только двух человек, доставленных после боя в окрестностях Дейр-эз-Зора, однако они говорили о доставке 30 раненых в Россию «спецбортом с авиабазы Хмеймим».
Бывший сотрудник «ЧВК Вагнера», а также бывший сослуживец нескольких погибших под Хишамом подтвердили “Ъ”: раненные в Сирии — россияне, а также граждане Украины (прежде всего с Донбасса) и других стран СНГ — проходят лечение в госпиталях Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ростова. По словам источников “Ъ”, согласно контрактам с фирмами, представляющими ЧВК, пострадавшие в результате ударов американской артиллерии и авиации могут рассчитывать на компенсации в 700 тыс. руб., а семьи погибших — на компенсации от 3 млн до 5 млн руб.
Общее количество русскоязычных бойцов отряда, участвовавшего в атаке на позиции поддерживаемых США «Сирийских демократических сил», по оценке собеседников “Ъ”, превышало 500 человек. Правда, в Пентагоне, проводящем свое расследование инцидента, утверждают, что 7 февраля Евфрат перешли 257 вооруженных бойцов, атаковавших позиции курдских формирований. Ответным огнем (истребители F-15E, бомбардировщики B-52, ударные дроны MQ-9, «летающие батареи» AC-130 и вертолеты AH-64 Apache) «более сотни» были убиты. Рассуждать о возможной принадлежности этих сил к России или сирийской армии в Пентагоне пока отказываются, ссылаясь на ведущееся расследование. В Минобороны, в свою очередь, утверждают, что атаковавшие завод силы (в ведомстве их называют «ополченцы») свои действия с командованием российской группировки войск в Сирии не согласовывали.
Дамасская сталь против «Оливковой ветви»
Между тем на северо-западе Сирии, контролируемом курдами, главным возмутителем спокойствия оказался один из официальных гарантов сирийского мира президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Проводящий не согласованную с Дамаском военную операцию «Оливковая ветвь» против курдов президент Эрдоган во вторник сообщил о намерении форсировать наступление на город Африн, контролируемый курдскими «Силами народной самообороны» и партией «Демократический союз». «Все наши шаги очень важны с точки зрения безопасности. В ближайшие дни центр города Африн будет нами окружен»,— пообещал господин Эрдоган в ходе выступления в Анкаре, которое транслировал турецкий телеканал A Haber.
Высказывание турецкого лидера прозвучало после того, как операция «Оливковая ветвь» впервые с момента ее начала 20 января столкнулась с неожиданным противодействием со стороны сирийских властей. В понедельник в Дамаске заявили о решимости «в ближайшие часы» взять под свой контроль контролируемые курдскими формированиями позиции в районе Африна и ряд районов, приграничных с Турцией, где живут курды. Первоисточником информации стало заявление официального сирийского агентства SANA, выдержанное в весьма жестких тонах по отношению к Анкаре. «Сирийские народные силы в ближайшие часы войдут в Африн для поддержки стойкости жителей в противостоянии турецкой агрессии»,— сообщило агентство Sana. Таким образом, Дамаск продемонстрировал готовность не довольствоваться ролью статиста, наблюдающего за операцией «Оливковая ветвь», и обозначил свое намерение выставить барьер на пути дальнейшего турецкого продвижения вглубь страны.
Во вторник вечером СМИ сообщили о входе в район Африна бойцов военизированных формирований, поддерживающих сирийские правительственные войска. Представители курдских сил подтвердили прибытие проправительственных ополченцев. При этом сообщалось, что турецкие военные обстреляли район, через который двигались сирийские формирования. Реджеп Тайип Эрдоган подтвердил, что сирийские проправительственные войска пытались войти в район Африна, но сообщил, что они «отступили после артобстрела». Официальный Дамаск операцию во вторник вечером не комментировал.
Появившиеся утечки о возможности перехода курдов под «зонтик Дамаска», судя по всему, вызвали нервную реакцию Анкары. «Если сирийский режим пойдет по такому пути, то для него это не останется без последствий»,— предупредил в понедельник президент Эрдоган, впрочем не уточнив, как далеко будет готова зайти Анкара в противостоянии с Дамаском.
В свою очередь, глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу обозначил те условия, при которых противостояния Анкары с Дамаском можно будет избежать. По его словам, турецкая сторона не будет возражать против того, чтобы сирийские правительственные силы заняли Африн для борьбы с террористами. Однако если главным мотивом Дамаска станет защита курдов, «то турецкие войска никто не сможет остановить», предупредил Мевлют Чавушоглу.
Ситуация на северо-западе Сирии поставила в трудное положение Москву, стремящуюся не допустить эскалации конфликта и добиться компромисса между Анкарой и Дамаском по курдскому вопросу.
В понедельник президент Эрдоган обсудил по телефону ситуацию вокруг Африна с российским коллегой. Как заявил пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, тема Африна также обсуждалась в ходе состоявшегося во вторник заседания Совета безопасности России. Более подробно российскую позицию изложил глава МИД РФ Сергей Лавров. По словам министра, «законные интересы обеспечения безопасности Турции вполне могут быть реализованы и удовлетворены через прямой диалог» с правительством Сирии. «Мы твердо выступаем за то, чтобы любые проблемы решались при уважении территориальной целостности соответствующего государства, в данном случае Сирии»,— добавил Сергей Лавров.
Параллельно произошло еще одно событие, поставившее под вопрос договоренности о завершении активной фазы боевых действий в Сирии и создании зон деэскалации, достигнутые в ноябре прошлого года в Сочи лидерами России, Турции и Ирана. К резкой дестабилизации привела трагедия в зоне деэскалации Восточная Гута в ночь на понедельник, в результате которой только десятки человек были убиты и сотни ранены. Этот инцидент стал самым масштабным после достижения договоренностей между Россией, Турцией и Ираном и попыток возобновления мирного процесса в Женеве и Сочи. Оппозиция сообщает о массированных бомбардировках сирийской армией пригородов Дамаска, в то время как в российском Центре по примирению враждующих сторон заявили об участившихся провокациях со стороны боевиков, обстреливающих жилые кварталы столицы.