Основной объём прогнозируемых трат из ФНБ перенесли на вторую половину года. Как выяснили "Известия", из 1,6трлн на инвестпроекты направлена лишь пятая часть - 300 млрд. Они пошли в том числе на строительство трассы Казань - Екатеринбург, расширение авиапарка и программу доступного жилья на Дальнем Востоке. Перенос большей части расходов на вторую половину 2023-го был призван не допустить разгона инфляции, полагают эксперты. Ещё одна причина - неопределённость с нефтегазовыми доходами. Впрочем, до конца года власти успеют потратить утверждённые суммы, что поддержит восстановление экономики.
В 2023 году из ФНБ может быть выделено 1,6 трлн рублей на финансирование проектов, говорится в докладе Минэка по итогам работы за 2022-й и задачам на 2023-й ("Известия" изучили его). Речь идёт о предельном объёме вложений, в составе которого помимо уже утверждённых сумм учитываются прогнозируемые, объяснили в пресс-службе Минфина. Там добавили: указанные 1,6 трлн включают инвестиции в инфраструктурные проекты, в том числе и в те, которые находятся в стадии проработки, а также в антикризисную поддержку российских компаний.
В первом полугодии 2023-го из фонда было направлено всего 300 млрд на такие цели, рассказал "Известиям" замминистра экономики Илья Торосов. Эта сумма включает вложения как в инфраструктурные проекты, так и в развитие и поддержку предприятий (в облигации ООО "ВК" и ООО "НЛК-Финанс", акции АО "Дом.РФ") - по факту весь объём составил 301 млрд, уточнили в Минфине.
Там подчеркнули, что из них инфраструктурные проекты были профинансированы только на 119 млрд.
Таким образом, на инвестиционные проекты в первом полугодии направили примерно пятую часть от прогнозируемых трат (18,75%), подсчитали "Известия".
Средства были вложены, во-первых, в развитие Центрального транспортного узла, сообщил Илья Торосов. Согласно докладу Минэка, на него правительство планировало выделить 105 млрд из фонда за всё время реализации - деньги пойдут на строительство новых веток московских диаметров.
Во-вторых, в первом полугодии было профинансировано строительство автодороги Казань - Екатеринбург - участок Дюртюли - Ачит (всего на него утверждено 260 млрд из ФНБ), продолжил замминистра. Ещё три проекта, на которые были направлены средства: обновление подвижного состава Петербургского метрополитена, наземного транспорта и развитие парка российских авиакомпаний.
Кроме того, в первом полугодии были сделаны инвестиции в программу Фонда развития территорий (поддержка запуска коммунальных проектов), формирование доступного арендного жилья на Дальнем Востоке (квартиры для молодых людей по льготным ценам) и программу ускоренного развития цифровых технологий, поделился Илья Торосов.
Остаток лимита, заложенный на 2023-й, планируется направить во втором полугодии на ряд вышеназванных целей, а также на поддержку парка водных судов и строительство автодороги МП "Нева" на участке Северный обход Твери, рассказал замминистра.
В Минфине отметили: с июля по декабрь на инфраструктурные проекты может быть выдано ещё до 566 млрд в соответствии с их утверждёнными паспортами. Однако не учтены те статьи инвестиций, которые ещё находятся в стадии проработки. В апреле "Известия" сообщали: в 2023-м власти планируют выделить 900 млрд на восемь новых проектов - пока утверждено пять из них.
В целом наибольший объём средств из ФНБ с 2022-го был выдан на финансирование инвестиционной программы ОАО "РЖД" - 250 млрд и строительство автодороги Москва - Казань - 150 млрд, заключил Илья Торосов.
ВСЁ ПОД КОНЕЦ
По данным Минфина, на июль 2023-го объём ФНБ составил 13,3 трлн рублей, или 8,9% ВВП. В целом, согласно информации Минэка, за всё время из средств фонда было выделено около 2,5 трлн инвестиций, отметил директор центра инвестиционного анализа и макроэкономических исследований ЦСР Даниил Намёткин. По его словам, с 2023-го общее количество профинансированных проектов достигло 23. Учитывая необходимость развития российской экономики в условиях санкционного давления, средства ФНБ остаются одним из ключевых источников длинных денег под льготные условия, подчеркнул эксперт.
При этом одна из причин медленного расходования средств фонда в первом полугодии 2023-го - сохранение неопределённости с динамикой и размером поступления нефтегазовых доходов, считает Даниил Намёткин. Кроме того, ближе к концу года расходы традиционно увеличиваются до плановых значений. Так что можно ожидать, что прогнозы по инвестициям из ФНБ будут выполнены, отметил эксперт.
То, что основная часть трат переносится на вторую половину года, связано с необходимостью не допустить разгона инфляции, уверен доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г.В. Плеханова Денис Перепелица.
В пресс-службе ЦБ на запрос "Известий" о влиянии расходов из ФНБ на рост цен сказали, что в базовом сценарии Банк России исходит из уже принятых решений по среднесрочной траектории трат бюджетной системы. Там добавили: прогноз предполагает инфляцию на уровне 5-6,5% в 2023-м.
- В то же время структурная перестройка экономики требует существенно больших вложений - как государственных, так и частных. В этой связи важно создать благоприятный инвестиционный климат, обеспечив устойчивость курса рубля, а также исключить возможность оттока капитала и снизить активность биржевых спекулянтов, - отметил Денис Перепелица.
В целом же инвестирование в инфраструктурные проекты позволяет увеличить поступления в бюджеты всех уровней, а также положительно отражается на ВВП страны, считает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. Он добавил: благодаря этому компании получают больше заказов, что укрепляет их финансовое положение. Кроме того, вложения сохраняют и создают новые рабочие места. Наконец, по словам эксперта, развитие инфраструктуры повышает транспортную мобильность населения.
ОДНА ИЗ ПРИЧИН МЕДЛЕННОГО РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА - СОХРАНЕНИЕ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ С ДИНАМИКОЙ И РАЗМЕРОМ ПОСТУПЛЕНИЯ НЕФТЕГАЗОВЫХ ДОХОДОВ. БЛИЖЕ К КОНЦУ ГОДА РАСХОДЫ ТРАДИЦИОННО УВЕЛИЧИВАЮТСЯ