Еще ни разу российского тренера не номинировали в десятку лучших в мире. Вдумайтесь, по соседству со Станиславом Черчесовым – победитель и финалист Лиги чемпионов Зинедин Зидан и Юрген Клопп, чемпионы Англии, Испании и Италии Пеп Гвардьола, Эрнесто Вальверде и Массимилиано Аллегри, чемпион мира Дидье Дешам...
Признайтесь, вы ведь никогда не ставили отечественных специалистов на одну доску с ведущими зарубежными. Для вас футбол "из телевизора" и с наших стадионов – это были два разных вида спорта. Там – футболисты, тут – "деревяшки". Там – тренеры, тут – физруки.
А у ФИФА таких предубеждений не имелось. Там увидели, что произошло на ЧМ-2018, – и рассудили по факту.
Как и Златко Далич с Гаретом Саутгейтом – еще двое кандидатов на приз, который в сентябре будет вручаться в Лондоне, – Черчесов еще два месяца назад вряд ли кем-то рассматривался как претендент на этот трофей. В России его тогда словесно лупили наотмашь все кому не лень. Мордовали за Денисова и Габулова. Требовали отставки даже за два дня до старта чемпионата мира. Да, как же забыл – была еще петиция меньше чем за неделю до Саудовской Аравии с требованием срочно заменить Черчесова на Хиддинка. А сам Черчесов в это время разговаривал с Гусом по телефону и приглашал его в гости к сборной...
Интересно, как себя ощущают все те, кто все это говорил, писал и обвинял тренера не в каких-то отдельных просчетах, а в тотальной некомпетентности? Расcтроены результатом, хотя, конечно, и не подают виду? Считают происшедшее нелепой случайностью? Или радостно полагают, что благодаря их хейтерству Черчесов и разозлился, и достиг того, что достиг?
У Далича с Саутгейтом в распоряжении по крайней мере были всемирно известные мастера – Модрич с Кейном, Ракитич с Манджукичем. У Черчесова их не было вовсе. Но он со своей старой спаянной командой – Мирославом Ромащенко, Владимиром Паниковым и Гинтарасом Стауче, а также призванным из ЦСКА Паулино Гранеро и помогавшим с оперативной аналитикой со специально оборудованного места в ложе прессы Андреем Лексаковым (благо ФИФА разрешила такие новации) проделали очень скрупулезную, мощную и, судя по всему, точную работу.
"ФИЗИКА". ТАКТИКА. ЕДИНСТВО
Еще до начала первенства, в мае, мы разговаривали с Никитой Симоняном. И патриарх рассказал, что накануне проводил возглавляемый им технический комитет РФС, все члены которого оказались под серьезным впечатлением от дотошности и детальности, с которой Черчесов и члены его штаба разложили всю подготовку к ЧМ-2018 на составляющие перед членами техкома. Что, как и почему – ответы на все эти вопросы были даны специалистам в полной мере.
А потом вся эта серьезная теоретическая база была воплощена на практике – до и во время чемпионата мира. Что потребовало перелопачивания тонн информации и бумаг по аналогичной работе предшественников, подробного разговора с Леонидом Слуцким, дискуссий внутри штаба по каждому пункту. Не случайно сам Черчесов подчеркивает, что ему не нужны молчащие и поддакивающие помощники. А нужны – работающие 25 часов в сутки. Как и он сам.
Перечитайте недавние интервью "СЭ", которые уже после окончания первенства дали Черчесов, Ромащенко, Паников, Стауче, Лексаков. Они – каждый в своей епархии, а главный тренер глобально – объяснили все. Черчесов по понятным соображениям (нельзя раскрывать всех карт по ходу турнира!) не мог давать откровенных ответов в после– и предматчевых интервью, но как только все закончилось – штаб заговорил. И не на уровне "усов надежды", хиханек да хаханек, а с подробными и глубокими разъяснениями каждого шага.
О "физике", сыгравшей огромную роль в успехе нашей сборной – тут мы, кстати, узнали, что с Австрией и Турцией она выглядела намного хуже, чем год назад с Венгрией и Чили, совсем не случайно. По сравнению с Кубком конфедераций, на опыте этого турнира, произошла определенная сдвижка по времени с набором оптимальных кондиций. И мне врезалась в память фраза Черчесовао том, что, если бы команда хорошо смотрелась с Австрией, это было бы предательство. Заключавшееся в том, чтобы от тренера и команды отстали на время подготовки. Зато что началось бы потом!
О тактике, которая отдельно разрабатывалась под каждого соперника с учетом его слабых сторон – и разжевывалась футболистам так, что не понять было невозможно. Об этом мне говорили и Жирков, и Самедов, и Газинский. Перечитайте рассказ Ромащенко о том, как, например, был срежиссирован гол Черышева Египту, когда после выхода Фернандеса в лицевую игрок "Вильярреала" отскочил чуть назад, в зону второго темпа. Потому что на просмотрах обнаружилась закономерность: в таких ситуациях все египетские защитники бегут к линии вратарской…
А как штабу удалось скрыть схему в пять защитников против Испании, не "засветив" ее в матче с Уругваем – хотя вроде бы такая "проба пера" напрашивалась? Первым, кто высказал мне такую версию, был Хасанби Биджиев, дошедший с курским "Авангардом" до финала Кубка России, а когда-то много лет игравший с Черчесовым и отлично его знающий. Главный тренер сборной впоследствии эту версию мне подтвердил. "Красную фурию" нужно было ввести в заблуждение. И это удалось. Если бы Фернандо Йерро предполагал, что Россия может сыграть с пятью защитниками, то никогда на поле не вышло бы два опорника – Бускетс и Коке, а Карвахаль не уступил бы место на своем фланге более оборонительному Начо.
О психологии и воле – это ведь не по мановению волшебной палочки и не по щучьему велению 23 человека, каждый из которых страшно хочет быть на поле, становятся 23 братьями, как сформулировал Дзюба. Это результат каждодневной работы на тренировок, индивидуальных бесед, подбора ключика ко всем и каждому по отдельности. Не думаю, например, что превратить прошлогоднего Дзюбу, уехавшего из сборной перед Кубком конфедераций из-за болей – но совсем не невыносимых – в колене, в монструозного Артема образца ЧМ-2018, было так просто. Тем более что начинал чемпионат он на скамейке запасных. После Кубка конфедераций он вместе с Кокориным посылал Черчесову "месседж" с усами. А на чемпионате мира они с главным тренером отдавали друг другу честь.
Черчесов любит говорить, что лучше сделать замену на пять минут раньше, чем на секунду позже. Выпустил он Дзюбу вместо Смолова именно тогда, когда выпустил, – и спустя минуту случился третий гол Саудовской Аравии, и Артем стал тем неудержимым монструозным форвардом, который снимал на турнире весь верх и вообще выигрывал какое-то невероятное количество единоборств. А было бы оно так, играй он в основе с первой минуты – еще вопрос. Так же, как и с Черышевым, который получил свой шанс после травмы Дзагоева, когда почти все думали, что тренер выпустит Миранчука.
Когда все несведущие ругали Смолова за неубедительную игру в атаке после выхода на замену вместо Дзюбы с Испанией, Черчесов хвалил его за четкое выполнение установки по нейтрализации Бускетса. Для него это было важнее внешних атакующих эффектов, и ему было глубоко наплевать на то, что скажут и напишут. Потому что у Черчесова совершенно нет задачи понравиться окружающим (что и на содержании его пресс-конференций порой отражается), а есть задача выполнить план на игру и добиться результата. А еще нет задачи кого-нибудь сдать и сделать крайним – как он год назад после поражения от Мексики защищал оплошавшего тогда Акинфеева (за что год спустя получил от вратаря ответочку в виде блестящего чемпионата мира), так же сейчас поступил схожим образом в отношении Смолова. И, уверен, за это ему тоже воздастся…
ОТВЕТ ЗАВИСТНИКАМ
Включение Черчесова в десятку лучших тренеров мира – это большой привет его отечественным "доброжелателям". Некоторые – причем из тренерской категории – злословили (разумеется, за глаза) даже спустя пару-тройку часов после матча с Хорватией. Мол, ни одной наигранной комбинации, неправильные замены, и вообще все то, чего добилась сборная – это не более чем стечение обстоятельств. Разумеется, об уровне четвертьфинала ЧМ этим людям – как до Луны. Но они не могут успокоиться от одной мысли: "Почему на его месте – не я?"
Это называется очень просто – зависть.
Людям, которые выходят на высокий профессиональный уровень, без многочисленных завистников не обойтись. Они есть не только из числа лузеров, но и среди уважаемых, многого добившихся коллег, которые в своих интервью никогда не называют того же Черчесова по фамилии, ограничиваясь общим "тренерский штаб", и на полном серьезе (или делают вид) предъявляют ему претензии в том, что он не поставил Головина и Жиркова на Уругвай. Головина, который висел на карточке, и сломанного Жиркова, которого хватило только на тайм (и, слава богу, что хватило!) с Испанией!
Интересно, что "друзья" скажут теперь. Наверное, то, что ФИФА таким образом решила потрафить стране – хозяйке ЧМ-2018. А что еще можно придумать?
Но Черчесову до всего этого нет дела. Он занят работой. Он снова каждый день в РФС, на своем рабочем месте, и разрабатывает планы на ближайшее будущее, хотя новый контракт еще не подписан. А прежние талмуды с легкой душой сданы в архивы футбольного союза. Ему, как любому профессионалу, а не "герою вчерашних дней", интересно то, что будет завтра, а не то, что было вчера.
Вчера он подбирал перед каждым матчем изречение великих, подходящее под конкретный случай. Перед Испанией, например, все увидели и прочувствовали цитату Наполеона: "Дух побеждает саблю". И дух победил.
В ФИФА это оценили.