Домашние питомцы тоже стали заложниками западных санкций. Доля импортных ветеринарных препаратов на нашем рынке - больше 80%. Отсюда и проблемы: по данным ветеринарного подразделения «Инвитро» Vet Union, более 93% российских ветклиник столкнулись с дефицитом лекарств и вакцин для животных. Половине клиник не хватает антибиотиков, а 20% пожаловались на проблемы с противопаразитарными и нестероидными противовоспалительными медикаментами.
Но больше всего не хватает препаратов для проведения общей анестезии - на это жалуются 80% клиник. Дошло до того, что некоторые ветеринары даже заявили: если так пойдет, оперировать питомцев придется чуть ли не по живому.
Корреспондент «Комсомолки» пообщалась с ветеринарами, чтобы узнать, какой выход из положения они видят.
ПО ФЛАКОНУ В ОДНИ РУКИ
- Ситуация непонятная. Некоторые препараты, такие как французский «Золетил» и американский «Телазол», которые используются при анестезии, оказались в дефиците. И если их где-то находишь, то выдают чуть ли не по флакону в одни руки, - рассказал «КП» ветеринар зооклиники «Кибела» Павел Рахманин.
По словам ветеринаров, достойных аналогов этим препаратам нет.
- Сейчас мы оказываем услуги всем желающим, клиника работает в штатном режиме, очередей на операции нет. Но как будет развиваться ситуация дальше, прогнозировать сложно. Некоторые люди звонят и спрашивают: «А вы проводите хирургические операции?» Видимо, в каких то клиниках уже отказывают из-за нехватки препаратов, - говорит Павел Рахманин.
- Мы уже привыкли работать комфортно. Ввел анестезию котику в венку - он лежит, ему комфортно, монитор показывает, как он себя чувствует, - объясняет плюсы работы с привычными препаратами ветеринарный врач, заведующий ветклиникой «Питомец» Александр Васильев.
По словам эксперта, без современных импортных медикаментов анестезия для этого котика будет выглядеть примерно так. Для начала его надо обездвижить, чтобы он со стола не пытался убежать. Затем хорошо его обезболить - сделать как минимум эпидуральную анестезию (когда лекарство вводится в область позвоночника), чтобы он лапку не чувствовал. Для этого используются миорелаксанты – препараты, которые позволяют расслабить скелетные мышцы.
- Но у миорелаксантов куча побочки в виде угнетения дыхания, сильно выражено влияние на кровяное давление, очень тяжелые послеоперационные проблемы - выход из наркоза. И комбинации препаратов, которые будут применяться, если не найдется аналогов импортным анестетикам, приведут к тому, что количество смертельных исходов в ходе операции и после нее повысится, - говорит Александр Васильев.
При этом, по его словам, сейчас ветеринарные врачи не пойдут на то, чтобы резать на живую или частично обезболивать домашних питомцев.
- Сейчас культура ветеринарии выше, чем в 90-е. Но если мы останемся без импортных препаратов, качество анестезии сильно снизится, - отмечает Васильев.
По словам ветеринаров, теоретически импортные «Золетил» и «Телазол» можно было бы заменить российским кетамином, но он включен в перечень психотропных веществ. Вот с этим-то и засада. Для работы с такими препаратами требуется лицензия. А большинство ветклиник не способны соблюдать требования, которые действуют при обращении с наркотическими и психотропными препаратами. Это и сейфы, и наличие охраны в клинике, и особая подотчетность. В случае с зарубежными препаратами ничего подобного не требуется.
- Проблема будет до тех пор, пока ветклиникам не разрешат покупать наркотические и психотропные препараты без получения лицензии. Во всем мире эти препараты применяются, на них написано, что они подходят и для животных. Хочется сказать: сделайте какую-то упрощенную систему для ветеринарии, не как в медицине - ампулу потерял и тебе срок дали. Для ветеринаров нужно что-то попроще, - замечает Александр Васильев.
«У РОССИЙСКИХ ВАКЦИН БОЛЬШЕ ПОБОЧЕК»
Ветеринары отмечают, что в дефиците оказались и «специфические» препараты.
- Например, дерматологический препарат «Апоквель». В России у него аналогов нет. Есть возможность заменить препарат другими, но с большими побочными эффектами, - замечает Александр Васильев.
По его словам, в недостаточном количестве поступает и кардиологический препарат для собак «Ветмедин». Аналогов у него также нет.
- С импортными вакцинами также наблюдается дефицит. Судя по всему, владельцы питомцев их скупают, чтобы вакцинировать животных перед отпусками. Запасаются заранее, - говорит Павел Рахманин.
Что касается российских вакцин, то они есть, но их мало. К тому же, в отличие от импортных вакцин, российские защищают от меньшего числа инфекций. А вот побочек от них, наоборот, больше.
- Надеемся, что отечественные производители это учтут, и в скором времени начнут производить больше вакцин для мелких домашних животных, - замечает Павел Рахманин.
- На складах поставщиков есть вакцины с коротким сроком годности - 3-4 месяца. А вот вакцины с длительным сроком годности поставщики продают только, если у них покупаешь большие партии препаратов. Не все клиники могут себе это позволить, - поясняет Александр Васильев. - Мы сейчас делаем закупки стратегических препаратов в большем объеме, чем раньше. Нам пока всего хватает.
Но есть и хорошие новости. Ветеринары замечают, что на некоторые препараты, которые продаются в зоомагазинах, цены постепенно пошли вниз. Речь об антигельминтах, антибиотиках и средствах для ухода. Тут логистика постепенно начинает налаживаться.
Есть надежда, что решаются проблемы с поставками и других препаратов.
- Поставщики уверяют, что в скором времени ситуация нормализуется, будут ввозить препараты через третьи страны, - говорит Павел Рахманин о ситуации с вакцинами.
Конечно, если западные лекарства поедут в Россию «окольными путями», цены на них вырастут. Но хотя бы не будет дефицита.