По данным опроса, проведённого общественниками среди врачей, 24,5% работающих в госклиниках сталкивались с распоряжениями руководства предлагать пациентам платные услуги. Почему так происходит?
– Терапевт попросила сдать дополнительные пробы, выдала талончики, – рассказывает Даша. – Прихожу в лабораторию – там руками разводят: нужных реактивов сейчас нет, подвезут недели через две…
Врач предложила Дарье отправиться в коммерческую лабораторию – там и быстрее, и качественнее. В платной лаборатории пациентка оставила 2,5 тыс. руб. Оказалось, анализы у неё идеальные, а за 2,5 тыс. она купила себе… спокойствие.
В Башкирии отчаявшиеся пациенты бомбардируют письмами приёмную главы республики. «Обратилась в стоматологическую регистратуру по месту жительства с острой болью, – пишет одна из жительниц Уфы. – Ближайшая запись – через неделю! Но тогда зуб уже не лечить, а удалять придётся. Единственный выход – лечиться платно. Звоню спросить, есть ли запись на платный приём, и слышу, что записи нет, но «по приходу они отправляют к платному врачу». Значит, на платный приём у врачей время есть, а на бесплатных пациентов – нет?»
«Моей дочери установлен предположительный диагноз, – жалуется молодая мама из г. Ишимбай. – На приёме в Республиканской детской клинической больнице для уточнения диагноза нам назначили сдать 7 (!) анализов, из которых в детской поликлинике г. Ишимбай только ОДИН можно сдать бесплатно. На другие нет реактивов. Зато все остальные анализы МОЖНО сдать платно в частной лаборатории, выложив за это 4 тыс. руб. Прошу дать мне ответ: почему в частных лабораториях реактивы есть, а в лабораториях при детских поликлиниках их нет?»
Дефицит бесплатных талонов к узким специалистам – одна из главных причин обращения в платные медучреждения жителей Ставрополья. Так, Николай Колосков три месяца ждал для сына в детской поликлинике по месту жительства обещанного педиатром направления к гастроэнтерологу.
«Недавно мы наконец-то попали на приём, – рассказывает Николай. – Врач назначила несколько дорогостоящих обследований – УЗИ желудка, колоноскопию и т. д. Их нужно пройти в течение ближайших двух недель. Я кинулся за талонами, но врач меня огорчила: по программе ОМС талонов выделяют очень мало, в этом месяце их уже не будет, поэтому придётся раскошелиться, а это не меньше 3 тыс. руб.».
Пострадала за честность
В Пермском крае из-за нежелания навязывать больным платные услуги уважаемая врач-терапевт с 28-летним стажем Римма Федосеева лишилась должности. Раздосадованные пациенты пишут во все инстанции, чтобы терапевта восстановили.
Пять лет назад в Косинской ЦРБ появился новый главврач. Через какое-то время пациентам с болезнями суставов стали предлагать ставить периартикулярные блокады для снятия воспаления. Услуга была платной, одна инъекция – 500 руб.
– Я депутат земского собрания, ко мне на приём начали приходить жители и жаловаться, что на селе и так зарплаты маленькие, а тут за курс нужно отдать немалые деньги, – рассказывает Римма Федосеева. – Выяснила, что согласно приказу Минздрава № 804н эти инъекции должны ставить бесплатно, их оплачивают по полису ОМС. На земском собрании я подняла эту тему, но вразумительного ответа от своего руководителя не услышала, поэтому как депутат написала заявление в прокуратуру с просьбой проверить, на каком основании услуга оказывается за деньги.
В заявлении терапевт указала имена тех людей, которые обращались к ней с жалобами. Кто-то из них приходил к депутату на приём, кто-то посетовал об этом в очереди в сельском магазине, кто-то поделился бедой после службы в местном храме. В больнице, узнав о заявлении в прокуратуру, выпустили приказ, что врач разгласила врачебную тайну, обнародовав фамилии пациентов без их согласия. Терапевта уволили. А деньги за инъекции продолжают брать.
В Казани же случилась история прямо противоположная. Три месяца ждалаГульнара Тухватуллина (фамилия изменена), чтобы гинекологическую операцию ей сделали по квоте. Но оказалось, что заплатить врачам всё же придётся. «Я оплатила два приёма гинеколога, – рассказывает женщина. – За 1900 руб. врач оценила мои результаты УЗИ и дала очередное направление – к завотделением ангиографических исследований. В регистратуре меня огорошили: приём профессора тоже платный – 3 тыс. руб.».
Пациентка заподозрила неладное и решила выяснить, почему её не обслуживают бесплатно. Оказалось, что к профессору А. Шарафееву требуется отдельное (!) направление из поликлиники. «Новое направление я взяла и уже назавтра пришла к профессору бесплатно. Но почему в регистратуре больницы такой вариант не предложили?» – недоумевает она.
По данным прокуратуры Татарстана, в апреле 2018 г. профессора А. Шарафеева приговорили к штрафу 400 тыс. руб. за два покушения на мошенничество и четыре мошенничества: он брал деньги за бесплатные операции. Однако от врачебной деятельности профессора не отстранили.
Заплатим, сколько скажут?
Данные о том, каков был объём рынка платных медуслуг в 2017 и в 2018 гг., Росстат ещё не огласил. Однако, по мнению медиков, доля платных услуг в госбольницах и поликлиниках растёт.
– В реальности с распоряжениями руководства предлагать платные услуги сталкивалось куда большее число врачей, чем призналось в ходе опроса, – уверен сопредседатель движения «За сбережение народа», зам. главного учёного секретаря президиума РАН академик Сергей Колесников. – Но руководство медучреждений к навязыванию платных услуг подталкивает сама жизнь. Президентом была поставлена задача – повысить врачам зарплаты. Теперь власти разного уровня под угрозой увольнения требуют от главврачей выполнения этого задания. При этом дополнительные бюджеты на повышение зарплат не выделяются. Что сокращает средства на лечение больных (лекарства, расходные материалы, оборудование и др.). Руководителям приходится либо сокращать персонал, либо позволять ему легально зарабатывать. Часть заработанного идёт на общее дело, но встречаются и нарушения».
Десятина – в карман
Многих врачей не приходится уговаривать «раскручивать» пациентов на платные услуги.
«Не стоит думать, что врачи совсем не заинтересованы в выдаче направлений на платные исследования, – поясняет президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. – Не секрет, что они получают процент от суммы, которую платит пациент. А это весомая прибавка к зарплате (теперь уже не нищенской).
С этим можно было бы мириться, если бы доктора выдавали направления только на действительно необходимые исследования. Если раньше наши эксперты не советовали обращаться в частные клиники, чтобы избежать навязывания ненужных услуг, то сегодня разница между частными и государственным клиниками практически исчезла – и в муниципальных клиниках пациентов нередко вынуждают платить за анализы «на всякий случай», которые не играют решающей роли ни для постановки диагноза, ни для назначения лечения. Бизнес в медицине – самый жёсткий из всех возможных. Ведь грамотному врачу, вставшему на тропу заработка, испуганный, неинформированный пациент противостоять не может.
Отдадим последнее
К сожалению, дать совет, как пациенту вести себя в такой ситуации (или бороться с ней), сложно.
Введение трёхуровневой системы оказания медпомощи серьёзно ухудшило доступность специалистов. В поликлиниках теперь принимают только хирурги, офтальмологи и терапевты. В отличие от врача общей практики, который прошёл специальную многопрофильную подготовку и может оказать помощь при многих недугах, терапевт лечит лишь узкий круг заболеваний, а чаще выполняет роль «стрелочника», выдающего направления к узким специалистам. Чтобы попасть к нужному врачу бесплатно, пациенту обычно приходится не только ехать на другой конец города, но и ждать 2–3 недели. Частная медицина растёт на том месте, где раньше помогал специалист госучреждения. Врачи третьего уровня (высокотехнологичных видов помощи) часто ругают запущенных пациентов: «Где же вы были раньше?» Ответ очевиден: не прошли первые два уровня!
Вопрос «за деньги, но сегодня или бесплатно, но через месяц» для большинства даже не стоит. У нас не принято обращаться к докторам заблаговременно. Нашим людям врач всегда нужен срочно. И за возможность попасть к нему даже нищий пенсионер снимет последнюю рубашку».
Как отстоять свои права
Подмена бесплатных медуслуг платными нередко возникает из-за неведения пациентов, которые по старинке приходят в государственные поликлиники и больницы в роли просителей.
Вылечат, но не сразу?
Ещё совсем недавно, возмущаясь на страницах газеты тем, что пациентам предлагают платные услуги в госбольницах, мы ставили в упрёк власти отсутствие чётких критериев – что должно быть платно, а что бесплатно. Сегодня ситуация изменилась. «Законодательное регулирование в этой сфере сегодня неплохое, – считает руководитель московского Центра мединского права Андрей Карпенко. – Закон исчерпывающим образом прописывает, что медорганизация обязана довести до сведения пациента объём бесплатной медпомощи, то есть разъяснить, какие услуги и в каком режиме он может получить бесплатно.
То же самое и с лекарствами. Стандарты медпомощи предполагают использование совершенно определённых препаратов. Если пациент считает, что оригинальный препарат лучше дженерика (копии) – что далеко не всегда так, зачастую они равноценны, – то он может купить его сам. По большому счёту, пациенту не нужно ни за что платить, потому что программа госгарантий (программа госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи ежегодно утверждается Правительством РФ и регионами, публикуется на сайтах местных управлений здравоохранения. – Ред.) покрывает абсолютное большинство заболеваний. Если пациента не интересует более высокий сервис, то он получит свою услугу бесплатно. Единственное – это может быть растянуто во времени».
Сроки узаконили
Но и здесь появились чёткие критерии. Теперь по закону ожидание консультации врача-специалиста, диагностических инструментальных (рентгенографические, включая маммографию, ультразвуковые, функциональная диагностика) и лабораторных исследований не может превышать 14 дней с момента обращения в медорганизацию. Положить в больницу (за исключением высокотехнологичной помощи) обязаны не позднее 30 календарных дней со дня выдачи лечащим врачом направления, а для пациентов с онкологическими заболеваниями – 14 дней с момента установления диагноза (подробнее можно прочитать об этом в документе под названием «Памятка пациентам. Что важно знать о правах на получение бесплатной медицинской помощи», разработанном Росздравнадзором).
Что делать
Если права на бесплатную медпомощь нарушаются, надо обращаться:
- к завотделением или главврачу,
- в страховую медорганизацию, выдавшую полис (к страховому представителю),
- в территориальные органы Росздравнадзора и фонда ОМС,
- в общественные советы по защите прав пациентов при Росздравнадзоре,
- в пациентские организации,
- в федеральные органы власти, включая Минздрав РФ.
Если вы уже заплатили за медуслуги, обязательно сохраните кассовый чек, товарные чеки и обратитесь в страховую медицинскую организацию, где вам помогут установить правомерность взимания денежных средств, а при неправомерности – организовать их возмещение.