Самые дорогие билеты на самолет продаются в последние две недели перед вылетом, а максимально сэкономить можно, планируя перелет за четыре месяца. Динамическое ценообразование помогает авиакомпаниям оставаться рентабельными, сохраняется конкуренция на рынке, тем не менее с начала года перелеты экономклассом подорожали на 33 процента. Авиакомпании ждут новые воздушные суда и просят контролирующие органы разобраться с тарифами на обслуживание в аэропортах. Минэкономразвития считает тарифы обоснованными и наблюдает за происходящим. Что дальше будет с гражданской авиацией, разбиралась «Парламентская газета».
Почему дорожают билеты
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) с начала 2024 года фиксирует рост цен на авиабилеты: в январе — на 14 процентов, в феврале — на 18, в марте — на 22, в апреле — на 11, в мае — на 9 и в июне — на 9 процентов. Несколько иная арифмерика у Росстата — по данным ведомства, авиаперелеты экономклассом в России выросли в цене на 33,46 процента.
Авиаперелеты по стране для россиян должны стать более доступными, такую задачу глава государства поставил в Послании Федеральному Собранию в феврале 2024 года. Должны повысить авиамобильность граждан, напомнил президентскую установку первый зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Синицын на круглом столе 15 июля. Загрузка бортов, по его словам, сейчас высокая, но билеты продолжают дорожать. «Нужно разобраться с механизмами ценообразования перевозчиков, оценить существующие меры поддержки для граждан, — сказал сенатор. — Если экономика авиакомпаний актуальна повышению цен, надо увеличивать господдержку».
В распоряжении российских авиакомпаний находится 1123 воздушных судна, обслуживать которые стало сильно дороже из-за санкций. Рост затрат на поддержание летной годности — лишь одна из причин роста цен на перелеты, констатировал замглавы Минтранса Владимир Потешкин. Другие — рост спроса на перелеты, увеличение глубины бронирования авиабилетов и общей себестоимости перевозок.
Меньшинство платит за большинство
После ввода беспрецедентных санкций в 2022 году отрасль получила 174 миллиарда рублей в качестве поддержки от государства. Это позволило сохранить конкуренцию на рынке, так как ни одна компания не обанкротилась. Не ушли наши перевозчики и с международного рынка: российские авиакомпании совершают полеты в 38 стран. Тем не менее поддержка от государства постепенно тает: в 2023 году она составила 69 миллиардов рублей, в 2024-м заложили 28 миллиардов рублей.
Государство, по словам Владимира Потешкина, стремится поддержать в первую очередь маршрутную региональную сеть — прямые рейсы между городами в обход Москвы. На таких рейсах продается до 92-95, а летом 98 или даже все 100 процентов мест. Но есть особенности: на старте продаж билеты стоят в разы дешевле, чем за несколько недель и тем более несколько дней или часов до вылета. Это так называемое динамическое ценообразование, которое позволяет авиакомпаниям формировать рыночное предложение.
Как прозвучало на круглом столе, 70-80 процентов кресел в самолетах продаются ниже себестоимости, а выживать авиакомпаниям помогают оставшиеся 20 процентов пассажиров. «Это то меньшинство, которое способно, готово и хочет платить, чтобы получить свободное место перед вылетом, — объяснил директор департамента управления сетью и доходами «Аэрофлота» Иван Батанов. — Если принудительно ограничить верхний предел тарифа, за это заплатит самый «дешевый» пассажир, но и свободных кресел перед вылетом уже не будет».
С ним согласился коммерческий директор S7 Константин Пьянков, отметивший, что «за улучшение условий меньшинства заплатит большинство». Поддержавший коллег замгендиректора авиакомпании «Северный ветер» Антон Маттис предложил подумать об адресном субсидировании или возмещении расходов отдельным категориям людей, не уточнив, что это могут быть за категории. А принцип такой: если льготник купил билет дороже определенной суммы, он сможет подать заявку через портал госусулуг и государство вернет ему переплату.
Спасение — новые самолеты
Представители авиакомпаний заявили о росте цен на обслуживание в аэропортах и на различия в тарифах. Одни и те же услуги отличаются в цене в Мурманске и в Сургуте в пять раз, привел пример представитель S7, хотя климатические условия там не сильно отличаются. Речь идет о буксировке воздушного судна, приеме-выпуске борта, пассажирских трапах, обслуживании санузлов самолета и другом. Если привести эти тарифы к единому и понятному знаменателю, ценообразование авиакомпаний станет прозрачнее, отметил представитель перевозчика.
И все же нет ничего значимее сейчас для отрасли, чем поставка новых лайнеров. Этого ждут все авиакомпании, заверил Владимир Потешкин: «Очень надеемся, что перевозчики будут получать новую технику. Это позволит увеличить провозные емкости, маршрутную сеть и развивать конкуренцию, что повлияет на цену авиабилета». Когда появятся новые самолеты, в Совфеде не прозвучало, но ранее в Росавиации сообщали, что новая отечественная авиатехника может быть сертифицирована в 2025 году.
В два раза чаще в 2024 году россияне стали жаловаться на завышенные тарифы авиакомпаний, сообщил замруководителя ФАС Петр Иванов. Правда, дело о нарушении конкуренции пока расследуется только в отношении одного перевозчика. В целом же конкуренцию в ведомстве оценивают как достаточную: из 150 наиболее напряженных маршрутов только три обслуживает единственная авиакомпания. Самые конкурентные направления: Москва — Сочи, 13 авиакомпаний, Москва — Махачкала, 11 авиакомпаний, Москва — Калининград, 9 авиакомпаний.
В ФАС считают необходимым для всех перевозчиков разработать правила определения начальной цены билета и ее отклонения.
Под наблюдением Минэкономразвития
Несмотря на стремительное подорожание билетов, авиационная подвижность, то есть количество пассажиров в расчете на численность населения, в России восстанавливается по сравнению с доковидным уровнем. Если в 2019 году средняя загрузка кресел была менее 84 процента, в 2023-м — больше 87, а по самым свежим данным, теперь составляет уже более 90 процентов. Такие цифры привел на круглом столе в Совфеде замглавы Минэкономразвития Максим Колесников.
При этом чиновник считает рост цен на авиаперелеты в России экономически обоснованным. «У нас создан прецедент по ценам как раз в авиаиндустрии, в авиаотрасли, постоянно за этим наблюдаем. Действительно, рост цен, мы считаем, он экономически обоснован», — заявил сенаторам Колесников.