Россияне активно приобретают авиабилеты в никуда. Перелёты в Черногорию, Белоруссию, Армению и на Бали - то есть по закрытым пока международным направлениям - стали лидерами продаж через порталы российских агрегаторов. Об этом рассказали "Известиям"участники рынка. Официально рейсы в эти страны запрещены, адата возобновления авиасообщения неизвестна. Покупая такие билеты, граждане фактически кредитуют авиакомпании и могут остаться как без перелёта, так и без денег, если сообщение не откроется до конца года. В отсутствие ликвидности авиакомпании вместо денег могут предоставить ваучер с возвратом средств по нему только через три года. В ФАС ранее уже обращали внимание на ситуацию, но конкретных действий пока не предприняли.
По итогам последних двух недель самыми востребованными на международных маршрутах оказались билеты из Москвы в Тиват (Черногория), рассказали "Известиям" в сервисе поездок и путешествий Tutu.ru. На данный момент прямые рейсы в Черногорию закрыты, но основная часть билетов через сервис продана именно на перелёты без пересадок, отметили в Tutu.ru.
Количество проданных в Тиват билетов с вылетом в сентябре-ноябре превзошло даже число реализованных проездных документов в Стамбул и Анталью - города, открытые для путешествий. По данным сервиса, доля билетов на направлении Москва -Тиват составила 8% от всех билетов на международные рейсы,
проданных на осень с 3 по 18 августа. Билеты из Москвы в Стамбул и Анталью занимают 7 и 4% соответственно. Третье место в рейтинге у направления Москва - Кишинёв (6%), далее следуют Ереван - 5% и Минск - 4%. Прямые перелёты в эти города сегодня также закрыты. Дата возобновления авиасообщения с ними не объявлена.
Направление Москва - Тиват стало самым предпочтительным с 3 августа, когда в СМИ началось активное обсуждение возможного возобновления авиасообщения с Чер ногорией.
До этого лидировали турецкие направления, сообщили в Tutu.ru.
- Сейчас спрос очень зависит от новостной повестки: как только появляется вероятность открытия авиасообщения с какой-то страной, к ней тут же вырастает интерес, даже если о возобновлении полётов российскими властями официально не объявлено, - сказали "Известиям" в агрегаторе.
По данным сервиса, средний чек в Черногорию из Москвы при продажах с 3 по 18 августа в сравнении с прошлым годом вырос на 12%. На 4% дороже обходятся билеты в Ереван и Минск. А стоимость перелёта в Кишинёв снизилась на 11%.
- Если авиасообщение откроется, выгоднее будет лететь в Тиват ближе к концу октября. Если в начале сентября прямые билеты в этот город из Москвы стоят 23-25 тыс. рублей туда-обратно, то на конец октября в продаже есть билеты за 12,5-13 тыс. рублей. На сентябрь прямые рейсы предлагают "Победа", "Уральские авиалинии", Montenegro Airlines, - рассказали в компании.
Там добавили: до официального решения властей России о восстановлении авиасообщения существует риск отмены прямых рейсов в Черногорию. В компании рекомендуют покупать билеты, только если пассажиры готовы к этому и к заморозке денег.
Похожая ситуация наблюдается и у других агрегаторов. Так, в лидерах продаж на портале Biletix вслед за Антальей и Стамбулом (Турция занимает 28% от реализованных на зарубежные направления билетов) закрытые пока Бали, Тиват и Ереван. Доля перелётов, проданных на Бали, составляет 12%, в Ереван - 7%.
- Количество заказов на обмен и возврат авиабилетов в обработке службы поддержки всё ещё превышает средний уровень докоронавирусного периода. Мы всячески подчёркиваем в наших маркетинговых коммуникациях: на данный момент список стран, куда перевозчики предлагают авиабилеты в GDS-системах, не соответствует списку официально открытых для прямых перелётов государств, - заявили "Известиям" в Biletix.
В OneTwoTrip отметили, что приобретение билетов по закрытым зарубежным направлениям не носит массового характера, в отличие от покупки перелётов в Турцию. Но такие продажи есть - среди стран Черногория, Армения, Молдавия, Азербайджан, США, Германия, Белоруссия, ОАЭ, Хорватия, Италия.
- Большинство билетов (61%) по закрытым направлениям приобретается с вылетом через 8-30 дней со дня покупки. 7% граждан рассматривают полёт через 2-3 месяца и 3% - через 4-6 месяцев. При этом 27% настроены вылететь уже через неделю после покупки. Вероятно, эти бронирования совершены людьми, которые выезжают за рубеж для работы, учёбы, лечения или ухода за родственниками, - полагают в OneTwoTrip.
Собеседник в одном из агрегаторов сказал "Известиям", что на сервисы приходится незначительная часть продаж и узнать общую картину можно, лишь ознакомившись с данными самих авиакомпаний. Но перевозчики эту информацию после начала кризиса в отрасли, вызванного пандемией, не раскрывают.
ЗАЯВЛЕНИЕ
БЕЗ ПОСЛЕДСТВИЙ
В начале августа Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сообщила: практика продаж билетов на закрытые направления может ущемлять интересы потребителей и подрывать доверие граждан к действиям авиакомпаний. Вместо возврата денежных средств по несостоявшимся полётам перевозчики предлагают пассажирам ваучеры. ФАС обратила на сложившуюся ситуацию внимание Минтранса.
В Минтрансе вопросы "Известий" переадресовали в Росавиацию, где не ответили на запрос. В ФАС также не предоставили комментариев. Не ответили на запросы "Известий" и в крупных авиакомпаниях.
Руководитель управления машиностроения, транспорта, материалов "ВТБ Капитала" Елена Сахнова поясни-
ла, что практика продаж авиабилетов на закрытые международные направления сформировалась весной - в пик кризиса в авиатранспорте, вызванного пандемией. Компании тогда запускали реализацию, чтобы поддержать ликвидность в отсутствие других источников. Сегодня такие продажи ведутся по другой причине - компании пытаются сформировать загрузку самолётов на ближайшие месяцы, считает эксперт.
- В нормальной ситуации основная загрузка формируется за три-четыре месяца до вылета. Мы видим, что авиационные власти объявляют об открытии международных направлений за две недели. За этот период почти невозможно обеспечить коммерческую загрузку судна, - говорит она.
Эксперт считает, что в сложившейся ситуации нужно соблюсти баланс интересов перевозчиков и пассажиров. Авиакомпаниям нельзя запрещать продажи билетов, но нельзя разрешать пользоваться ваучерами, обеспечив пассажирам гарантированный возврат денег.