Росавиация может лишить права российские чартерные авиакомпании выполнять международные полеты.
Уже второю неделю некоторые перевозчики, которые работают на туристических направлениях, позволяют себе задержки рейсов на восемь часов даже после того, как авиавласти предупредили их о возможном наказании. Вчера две авиакомпании, как рассказали "Российской газете" в Росавиации, снова омрачили начало отпуска не одному десятку пассажиров.
Из-за недисциплинированности перевозчиков в аэропортах скапливаются пассажиры, в расписаниях полетов происходят сбои. "Под колпаком" у авиавластей уже оказались шесть компаний, выполняющих чартерные рейсы. Кстати, на регулярных маршрутах длительных и массовых опозданий нет, отметили в Росавиации.
Месяц ведомство будет пристально следить за нарушителями и после этого примет решение о возможном наказании, отметил в беседе с "РГ" официальный представитель Росавиации Сергей Извольский. Время пошло. Этот месяц компании могут использовать для исправления ситуации. В противном случае у них, например, не будет право "заявиться" на турецкие чартерные перевозки, предполагают эксперты, а это потеря значительной части прибыли.
Одной из причин веерных задержек рейсов (это когда они накапливаются как снежный ком) является несбалансированность расписания и нехватка запасных самолетов, объясняют в Росавиации. Ситуация здесь такая, объясняет Извольский. Допустим, самолет в пункте вылета задерживается по объективным причинам: нелетная погода или сбой в расписании аэропорта. Поэтому борт прибывает в порт прилета с опозданием и не может вовремя взять новых пассажиров. Вот в этот момент и нужен резервный самолет для замены. А его нет. На подготовку к следующему рейсу вернувшемуся самолету нужно не менее двух часов. Потом еще время для того, чтобы вклиниться в расписание, ведь свой слот в графике аэропорта перевозчик просто потерял и ему приходится ждать, когда будет "окно" для вылета. Вот и идет волна задержек чартерных рейсов, объясняют в Росавиации.
И напоминают, что отсутствие резервных бортов, несоблюдение графика оборота самолетов является отклонением от сертификационных и лицензионных требований, которые должен выполнять перевозчик.
Все шесть компаний - нарушителей расписания предупреждены о возможных наказаниях (их список опубликован на официальном сайте Росавиации).
Авиакомпании стоит более жестко экономически мотивировать быть пунктуальными, раскошелиться на большее число резервных самолетов, считают авиаэксперты.
Да, авиация в России переживает не лучшие времена, емкость авиапарка сократилась с уходом ряда игроков прошлым летом, но нужно планировать риски задержек рейсов авиакомпаниям, чтобы не страдал пассажир. При этом, говорят аналитики, авиавластям стоит учесть, что при приостановке прав на полеты непунктуальных перевозчиков, может сложиться ситуация, когда на ряде направлений конкуренции не будет.
На некоторых регулярных маршрутах уже есть явно доминирующий лидер, отметил в беседе с "Российской газетой" ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ "Высшая школа экономики" Федор Борисов. И чтобы соблюсти баланс на рынке и сохранить приемлемые цены на перевозку для пассажиров, наказывать за непунктуальность надо "правильно", считает эксперт. То есть не разово, а "капитально". Речь, по мнению Борисова, должна идти, например, о компенсационном механизме для пассажиров при задержке рейса, а не о лишении перевозчика права на полеты.
Возможно, когда авиакомпания будет платить за каждый час задержки рейса, тогда ей будет выгодней держать на приколе несколько резервных бортов, для замены неисправного самолета или для введения запасного судна в расписание из-за того, что другое задержалось на вылете из-за погодных условий.
Пока же в правилах говорится, что чартерные компании не обязаны публиковать расписание своих вылетов. И проверить их пунктуальность сложнее, чем на регулярных маршрутах. Но в случае задержки рейса, отмены его перевозчик обязан бесплатно оказать пассажирам дополнительные услуги. Если это пассажиры с детьми до семи лет, то обеспечить место в комнате матери и ребенка. Всем - дать возможность информировать близких о переносе времени прилета по телефону или электронной почте, предоставить прохладительные напитки в случае задержки более чем на два часа.
Если ожидание вылета более четырех часов, то нужно обеспечить пассажиров горячим питанием при ожидании и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время, если задержка очень длительная.
Таковые бывают в отдаленных регионах России, когда снежные бури не дают самолетам вылететь несколько дней. Пассажир имеет право потребовать размещение в гостинице при ожидании вылета рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время. Но для него главное вовремя улететь.
"Горячая линия" Росавиации
Обо всех задержках рейсов можно сообщать по телефонам: +7-495-231-51-55 и +7-495-645-85-55 (добавочный 59-11).
Звонки принимаются в 9.00 до 18.00 по московскому времени.