Несистемная оппозиция готовит к уличным битвам свои передовые отряды – леваков и футбольных фанатов. Первые – унылы и немногочисленны, зато вторые, как показали недавние события в Петербурге, готовы к дракам с омоновцами. И крови они не боятся – ни своей, ни чужой. Но и их оппоненты готовы к кровопролитию. И речь не о силовиках.
Пока в столице Росгвардия и ОМОН усмиряли гражданский протест, в Питере их коллеги разбирались с футбольными хулиганами. Во время матча «Зенит» – «Краснодар» ультрас стали бросать камни в силовиков. Одному выбили глаз, другого чуть не забили до смерти, проломив ему кости лица. В итоге 17 наиболее буйных болельщиков привлекли к административной ответственности, а одного – к уголовной. Случись такое впервые, инцидент можно было бы списать на случайность. Но накануне, 14 июля, во время матча «Зенита» с «Тамбовом», между фанатами и ОМОНом произошла потасовка с кровопролитием. Тогда силовики задержали нескольких ультрас, но довезти их до околотка не смогли. Сотни фанатов ринулись штурмовать автозаки, намереваясь отбить задержанных силой и скандируя: «Отпускай!» И ОМОН включил заднюю, задержав в итоге одного-единственного бузотёра. Один раз – случайность. Два – совпадение. А если стычки силовиков с болельщиками продолжатся? Закономерность? Чей-то кровавый сценарий? А стычки продолжатся, не сомневайтесь – на это указывает опубликованное либеральным изданием «Медуза» интервью с неназванным координатором информационного ресурса футбольных ультрас Ofnews. У этого интервью приметный заголовок: «Никогда не слышал на трибунах ничего хорошего про власть». И под ним: «Летом 2019-го ОМОН бьёт не только протестующих, но и футбольных фанатов». Вы тоже пострадали от властей, как и мы! Понятен посыл?
Скованные одной цепью
Сколько у нас в стране футбольных ультрас? Много. У странички Ofnews в социальной сети 365 тыс. подписчиков. Но Ofnews далеко не единственный фанатский ресурс. Бросят клич в интернете «Наших бьют!» – и на улицу выйдут несколько сотен головорезов. В столицах-то им пока особо не разгуляться, а вот в глубинке – другое дело. Омоновцев с дубинками там значительно меньше, чем хулиганов, и ждать подкрепления часто неоткуда. Свежий пример: 8 августа, накануне очередного матча на первенство России между «Зенитом-Ижевск» и «КАМАЗОМ» из Набережных Челнов, ижевская полиция распространила обращение к фанатам. Просит не допускать рукоприкладства и «удержаться от оскорбительных высказываний экстремистского характера». Матч – репетиция грядущих уличных беспорядков в провинции. Известно, что у местной несистемной оппозиции внезапно возникло полнейшее взаимопонимание с лидерами ультрас. А силовики эту смычку проспали. Остаётся одно – нижайше просить ультрас, чтобы те не бесчинствовали, репетируя уличные беспорядки.
Летом 2002-го российская футбольная сборная проиграла японцам. То, что началось после матча, вспоминают до сих пор. Милиция, охранявшая Госдуму, забаррикадировалась в здании. Автомобили горели у здания ФСБ на Лубянке. Силовики испугались 8-тысячной пьяной фанатской толпы, бушевавшей в центре столицы. Итог – один убитый подросток и 79 раненых. В 2010-м, когда кавказцы убили в Москве болельщика «Спартака» Егора Свиридова, возмущённые ультрас – 6 тыс. человек – вышли на Манежную. Были стычки с ОМОНом. Одной Москвой не обошлось, протестные акции захлестнули всю страну – от Краснодара до Новосибирска. Архангельск, Сыктывкар, Пенза, Тольятти, Ростов-на-Дону – десятки крупных городов. Премьер-министру пришлось лично встретиться с представителями фанатских организаций и пообещать им, что преступление не останется безнаказанным. Только тогда беспорядки поутихли. Другими словами, футбольные фанаты – сила, с которой нельзя не считаться.
Но вернёмся к интервью, опубликованному «Медузой». В том, что это предупреждение силовикам, нет никаких сомнений. «Омоновцы побаиваются вступать в конфликт с фанатами?» – вопрошает интервьюер. «Думаю, что да, – отвечает ему представитель ультрас. – Публика на стадионах более боевитая, чем на митингах». – «Фанаты могут объединиться и выступить против полицейского насилия?» – «Как мне кажется, градус противостояния ещё недостаточен». – «Фанаты оказались в том же положении, что и протестующие – их безнаказанно бьют ОМОН и Росгвардия. Как в фанатской среде относятся к московским протестам?» – «Это в какой-то степени звенья одной цепи». То, что интервью появилось в преддверии третьего выступления несистемной оппозиции, наверняка не случайность.
Оппоненты крови не боятся
А помните, кто остановил стремительно нараставший «болотный протест» семь лет назад? Нет, не силовики. Те спасовали. На пути у «болотных» встали плечистые ребята в форменных чёрных брюках и красных куртках – сторонники движения «Суть времени». Их молчаливое стояние на Поклонной горе в 2012-м отрезвило немало горячих голов. Одного их публичного выхода хватило, чтобы надолго отбить у несистемной оппозиции охоту устраивать уличные беспорядки.
Силовики, разгоняя митингующих, выполняют приказ – работа у них такая. А «красные куртки», дойди дело до уличных столкновений, действовали бы совершенно иначе, с огоньком. Вкладывая в каждый свой удар и классовую ненависть (к «креативному классу» столичных бездельников и прочим разным беззаботным меньшинствам), и презрение к «зажравшимся либералам», взалкавшим каких-то свобод. Оппозиционеры-«креаклы» это почувствовали и спасовали – и их протесты скукожились. Минуло семь лет. За эти годы «красные куртки» успели поучаствовать в киевском «антимайдане» и повоевать в Донбассе. Точнее, они там шестой год воюют, у них там регулярный отряд, который так и называется – «Суть времени». И пороху понюхали вдоволь, и обстрелялись, и с видом крови обвыклись.
Пока на столичных протестных митингах роль боевого крыла либералов исполняют попутчики-леваки. Точнее – «Левый блок». Несистемные оппоненты красных Зюганова и Сурайкина. Наследники «Левого фронта» Тютюкина – Удальцова – передового отряда несистемной оппозиции «болотных» времён. Но коммунисты для «Левого блока» – тьфу и растереть. За соперников их не держат. У «Левого блока» есть только один реальный раздражитель – «красные куртки». И несистемные оппозиционеры в этом с ними согласны. «Не надо бояться наших попутчиков по протестному движению – «Левого фронта» Удальцова, – увещевал подельников-либералов Илья Пономарёв в Новосибирске в августе 2012-го. – Бояться следует «Сути времени». Как в воду глядел! Ещё полтора года назад Сергей Кургинян в эфире программы «Время покажет» на Первом провозгласил: «Мы должны быть готовы к тому, что кто-нибудь попытается сорвать демократическую процедуру выборов». Дождались! Сегодня именно это и происходит – попытка сорвать выборы массовыми выступлениями. А кто там, в рядах протестующих, самые буйные? «Левый блок»! Среди задержанных в ходе недавних беспорядков их – большинство. Но леваки – никудышные драчуны. Побузить они могут, побросать чем-нибудь не слишком тяжёлым в силовиков на митингах, покричать – но и только. Другое дело – ультрас. И драки им не в диковинку, и подручными средствами пользоваться приучены, и силовиков не боятся. Именно футбольные фанаты киевского «Динамо», напомним, стали одновременно «мотором» и передовым отрядом украинских майданщиков в ходе уличных столкновений 2013–2014 годов. Они, а вовсе не бандеровцы из «Свободы», первыми стали забрасывать бойцов «Беркута» горящими бутылками с «коктейлем Молотова». А ведь «Наша Версия» предупреждала ещё в мае прошлого года: российских футбольных хулиганов превращают в штурмовиков несистемной оппозиции. Не десятки – сотни российских ультрас, побузив на майдане в Киеве, поехали воевать в Донбасс на стороне украинских карателей. Так что и они, как и их политические антиподы в красных куртках, умеют стрелять и к крови привычные. Со дня на день они могут встретиться – лицом к лицу – на столичных улицах. Привычные к крови. Успеют ли силовики попрятаться, как в 2002-м?
Не за кем следовать
На прошлой неделе мы поведали читателям о заказчиках нынешних протестов и о тех, кто их оплачивает, провели аналогии с событиями 30-летней давности, которые привели в итоге к распаду Советского Союза. Осталось перечислить вдохновителей нынешних выступлений, властителей дум протестующих, так сказать. Помнится, когда на закате перестройки режиссёр Марк Захаров призвал вынести Ленина из Мавзолея, его призыв с жаром обсуждали на каждой кухне. Вся страна обсуждала! Захаров был бесспорным моральным авторитетом – и таких, как он, среди перестройщиков было немало. Известные писатели, поэты и журналисты – в самом деле известные и любимые всеми, а не кем-то однажды чем-то награждённые, но так никем и не прочитанные. Яркие трибуны, чей авторитет невозможно было игнорировать. Совесть нации – академики Сахаров и Лихачёв, Абалкин и Аганбегян. А философ Мераб Мамардашвили! А целый сонм киноактёров и режиссёров, по-настоящему талантливых и знаменитых на всю страну!
А сегодня ряды моральных авторитетов, простите за тавтологию, изрядно пожидели. На акции 3 августа силовики задержали актёра по фамилии Паль – он снимается в сериалах, которые считаются «популярными», но их названия при этом не многие вспомнят. Вроде бы мелькнул среди протестующих другой актёр – из ситкома про «ментов с Рублёвки» – Петров. Ранее в протестных акциях несистемщиков принимала участие актриса Троянова из сериала «Ольга». Занятно, что все трое – выходцы с телеканала ТНТ. А телеканал – газпромовский. Как и оппозиционное «Эхо Москвы». Уж нет ли тут какой связи? Кто там ещё из творческой интеллигенции поддержал нынешние протесты? Ах, да, как можно забыть – актёр Михаил Ефремов! В Сети гуляет его видео: нетрезвая знаменитость орёт в мегафон, одолженный у правоохранителя: «Ну-ка, менты, расходитесь отсюда!» Ну и как, многие последуют за такими-то «моральными авторитетами»?! Других-то, впрочем, всё равно нет, за 30 лет не появились. Не породила свободная Россия новых талантов, адекватных советским властителям дум. Потому-то и вес у протестов – подобно талантам Паля с Трояновой. Дунул – и нет! Не за кем следовать, некому верить. Разве что просто так побузить?
Впрочем, отдадим должное: наша попса ан масс тут же бросается на защиту «пострадавших» воров в законе и проворовавшихся олигархов (свежий пример – письма в поддержку «авторитета» Шишкана), но что-то не слышно, чтобы хоть кто-то из богемной звёздной тусовки поддержал Навального с Соболь. В английском есть такое существительное – starless. Беззвездье, хотя и нет в русском такого слова. Вот и в авангарде протеста у нас – беззвездье. Starless. Паль с Трояновой да пьяный Ефремов.
Есть множество способов свернуть протесты
Теперь суммируем. Финансирование протестов явно недостаточное – раз. Недовольные богатеи, во-первых, жадничают, во-вторых, опасаются неприятных последствий. Начнёшь слишком откровенно сорить деньгами – равноудалят за Можай.
Заокеанских спонсоров тоже на сей раз не видать (возможно, это как-то связано со скоропостижным отзывом на родину посла США и генконсула США в Екатеринбурге – кучно как-то пошло, спроста ли?).
Противостоять силовикам на протестных акциях пока некому – два. Леваки ожиданий не оправдали, а футбольных ультрас едва-едва подключают к процессу. С авангардом протеста тоже неважно, нет у оппозиции признанных обществом авторитетов – три. А не кажется ли вам, что риск разрастания протестных настроений и как следствие выступлений в свете всего вышесказанного чересчур преувеличен? Но если так, то к чему «жестить»? Полторы тысячи человек вышли на митинг – треть тут же распихали по автозакам. Понятно же, что идейных протестующих там – капля в море. И столько же тех, кто воспользовался ситуацией, чтобы похулиганить. Малолетки вышли поснимать селфи: смотрите, какой я есть на самом деле важный, гражданский активист! Романтики – освежить головы буйными ветрами уличной стихии. А зеваки просто глазели, оказавшись не в то время не в том месте и угодив под дубинки силовиков за компанию.
Так нужно ли власти реагировать именно так? Фантомы Болотной не позволяют явить слабину? Всем известно, кто оплачивает протест. Всем известно, кто его направляет. Тогда почему бы не изолировать тех и других – и протест тут же спадёт? Но вместо этого винтят статистов. Живём ведь в эпоху интернета. Информация разлетается по стране мгновенно. Переборщить с разгоном протестующих – протест тут же подхватит глубинка. А с этим – силовиков не напасёшься.
Есть тысяча способов блокировать и свернуть протестную активность. Можно обойтись и без силовых мер. Крикуны покричат да и разойдутся. Если что, так действовали после Болотной. И выходил толк – при минимальных репутационных потерях. Можно в выходные наставить повсюду палаток с недорогими закусками – шашлыками и прочим. Как бы фестиваль вкусной и здоровой еды. А рядом – установить подмостки и позвать модную попсу. И где будут те протестующие?! Подоплёки-то у протестов особой нет. Это же не «голодные марши», в самом деле. На худой конец можно вступить с протестующими в прямой диалог – немногие, правда, в этом сильны. Позовите Жириновского – беспроигрышный вариант! Он в свойственной ему манере покалякает с протестующими «за жизнь», а в конце сорвёт овации слушателей и зрителей. И протестного пара бы как не бывало. Всего-то дел – выйти к митингующим, а не прятаться за щитами силовиков.
Власти и обществу нужен новый «крымский консенсус»
Уже, наверное, позабылось, чем закончились «болотные протесты». А конец им положили «крымский консенсус» 2014 года и «русская весна». Власть и народ встали плечом к плечу, объединившись, а вчерашние «майданщики», бузившие на Болотной, перековались в убеждённых государственников. Нужны имена и фамилии? Извольте. Захар Прилепин. Андрей Бабицкий. Вот и теперь, кажется, настал черёд нового «крымского консенсуса», ведь тот, прежний, выдохся – скажите за это спасибо тем, кто свёл его к минской говорильне, позволив пять лет расстреливать и бомбить русский Донбасс. Новым консенсусом вполне мог бы стать проект «СССР-2» – мы там, кажется, в декабре окончательно объединяемся с Белоруссией? И весь протест тут же иссякнет, испарится, как нечистый дух поутру, с криком первого петуха.