На днях крупнейший госбанк страны, ВТБ, озадачил зерновой рынок, объявив о продаже своей доли в крупнейшей вертикально интегрированной зерновой компании «Деметра-холдинг», которую он несколько лет с большим упорством создавал. По предварительной информации, долю банка в размере 45% покупает компания Southern Sea Investment LLC, действующая в интересах инвестиционного фонда государства Оман.
Сделка вокруг стратегически значимого холдинга, в котором сосредоточены крупнейшие перевалочные морские мощности и железнодорожные зерновые активы страны, окутана завесой тайны и оставляет много вопросов. По одной из версий, ВТБ вместе с другими акционерами компании, небезызвестными предпринимателями Теймуразом Боллоевым и Александром Винокуровым, попросту не справился с управлением зерновой империей. Занимая доминирующее положение на логистическом рынке и имея стабильный мировой спрос на российское зерно, трейдинговое подразделение «Деметра-холдинга» с момента своего создания в 2018 году остается убыточным. Новый инвестор должен отчасти компенсировать просадку. Есть и тактическая задача: предполагается, что при экспорте зерна компания с арабскими совладельцами столкнется с меньшими санкционными препятствиями. А ожидаемая дополнительная эмиссия, посредством которой будет продаваться доля, позволит российским собственникам сохранить за собой ведущую роль в управлении стратегическими активами «Деметра-холдинга».
Не продержались и пяти лет
«У нас была доля в “Деметра-холдинге”, меньше контроля, около 45 процентов. Мы ее реализовали. На днях сделку закрыли. Не могу сказать, кто покупатель, — это его право заявлять о себе», — сообщил глава ВТБ Андрей Костин во время Финансового конгресса Банка России. О такой вероятности он уже говорил месяцем ранее, намекая, что активом интересуются и российские, и иностранные инвесторы. На прошлой неделе стало известно, что долю в итоге приобрела компания Southern Sea Investment LLC, за которой стоит государственный инвестиционный фонд Омана.
Заявление Андрея Костина обескуражило многих участников рынка, поскольку выход ВТБ из «Деметра-холдинга» оказался столь же стремительным, как и его создание. К формированию крупнейшего зернового холдинга банк приступил в 2018 году, когда совладельцы группы «Сумма» братья Зиявудин и Магомед Магомедовы оказались под следствием по ряду дел о мошенничестве. Кроме того, они не смогли выплатить взятый в ВТБ заем, и в счет непогашенного долга банку перешла часть активов «Суммы» — 49% Объединенной зерновой компании (ОЗК, 50% акций принадлежит Росимуществу). Аналитики предполагали, что банк продаст непрофильный актив, однако вопреки ожиданиям ВТБ начал дополнять его смежными: в 2019 году приобрел Новороссийский зерновой терминал (НЗТ), долю в Новороссийском комбинате хлебопродуктов (НКХП), две трети в трейдинговой компании «Мирогрупп Ресурсы» из топ-10 ведущих экспортеров зерна (треть тогда еще оставалась у основателя Андрея Далуды), а также купил у совладельцев «Рустранскома» Константина Синцова и Константина Засова 50% плюс одну акцию крупнейшего перевозчика зерна по железной дороге — компании «Русагротранс». На базе «Мирогрупп Ресурсы» впоследствии заработала трейдинговая компания «Деметра-трейдинг».
ВТБ замахнулся на создание крупнейшего в стране зернового холдинга, призванного упорядочить растущий экспорт пшеницы. Под этот амбициозный проект банк просил президента Владимира Путина позволить ему выкупить еще четверть ОЗК, а также долю украинского зернотрейдера Kernel в порту Тамань. Последнее было сделано, а на первое ВТБ разрешения не получил.
Но и этого оказалось достаточно для формирования монополии: теперь у банка имелись перевалочные мощности глубоководных морских портов (в основном мировая торговля зерном идет через такие порты), причем модернизированные прежними владельцами, НЗТ и НКХП; половина (вторая половина — у Viterra, «дочки» международной компании Glencore) зернового терминального комплекса «Тамань» общей мощностью перевалки 20 млн тонн. Конкуренцию «Деметра-холдингу» на «глубокой воде» мог составить только зерновой терминал КСК в Новороссийске мощностью 7,5 млн тонн, на активы которого ВТБ в свое время тоже покушался. Владея «Русагротрансом», занимающим более половины объемов железнодорожных перевозок зерна, холдинг сосредоточил в своих руках и терминалы, и подвоз зерна к ним.
«Я бы не сказал, что наши опасения полностью сбылись. Все боялись, что новый серьезный игрок будет слишком плохо себя вести и ограничивать доступ других участников к погрузке на своих терминалах, — говорит независимый эксперт зернового рынка Александр Корбут. — Последние два сезона погрузки шли без скандалов, потому что крупнейшие экспортеры так или иначе получали свои преференции. Но диктат ощущался, и “право первой ночи” на погрузку было за “Деметрой-трейдинг”».
Впрочем, в одной из ведущих экспортных зерновых компаний «Эксперту» подтвердили, что игра не всегда шла по правилам: «В первый же сезон после появления “Деметра-холдинга” первоочередное право на отгрузку в порт оказалось у “Русагротранса”, поскольку у него якобы самые большие объемы и закон это позволяет. То есть всем крупным экспортерам пришлось отказаться от своих логистов и уйти в “Русагротранс”, который в горячий сезон мог вдвое поднимать тариф на перевозку. А доступ к другому глубоководному порту, Кавказ, неожиданно был ограничен санитарными нормами. У экспортеров средней руки оставался только вариант везти автомобилями через терминалы Тамани».
Впрочем, с 2020 года Федеральная антимонопольная служба не выдала ни одного предписания зерновым терминалам «Деметры-холдинга» или «Русагротрансу» по поводу необоснованного повышения цен (в ведомстве на запрос «Эксперта» не ответили), хотя они, очевидно, должны регулироваться как тарифы естественных монополий.
Побег от санкций… в свой карман
Похоже, «Деметра-холдинг» оказался заложником собственной неадекватной торговой политики, выражавшейся в ценовом демпинге на рынке, а санкции лишь захлопнули дверцы ловушки, которая сделала компанию убыточной. Но если санкции никто предвидеть не мог, то первое обстоятельство мы прогнозировали, когда монополия еще только формировалась (см. статью «Теперь пришли за зерном», «Эксперт» № 36 за 2019 год).
Компания изначально вела себя странно, торгуя пшеницей по ценам ниже среднерыночных. «Это декларировалось нами как инструмент наращивания продаж начинающего, по сути, зернотрейдера, — поделился с “Экспертом” источник, близкий к “Деметра-холдингу”. — То есть убытки были запланированы ради увеличения объемов экспорта и импорта». В 2021 году бремя убыточности с ВТБ решил разделить известный предприниматель Теймураз Боллоев. Имя Боллоева, экс-президента пивоваренной компании «Балтика» и экс-главы «Олимпстроя» (2014–2016), ранее уже звучало в целом ряде скандалов, связанных со строительством олимпийских объектов. Однако скандалы утихли, а предприниматель увлекся агробизнесом, создав компанию «Агронова», а за ней и АО «Гранум», которое в 2021 году получило 25% акций «Деметра-холдинга». Еще 24,9% акций приобрел зять министра иностранных дел Сергея Лаврова и владелец Marathon Group Александр Винокуров.
Но с их приходом компания демпинговать не перестала. В результате, по данным СПАРК и ЕГРН, если НКХП получил в прошлом году 1,9 млрд рублей прибыли при выручке 5,6 млрд, а НЗТ — 2,8 млрд прибыли при обороте 5,5 млрд, то «Деметра-трейдинг» хотя и оказался в числе лидеров по объему отгрузок зерна, сгенерировал убыток в 7,5 млрд рублей при обороте 105 млрд. Долг зернотрейдера за 2022 год достиг 17 млрд рублей. При совокупном оперировании активами на сумму свыше 150 млрд «Деметра-холдинг» получил в прошлом году символическую прибыль в 500 млн. «Все потому, что надежды перекрыть убытки торгового подразделения железнодорожными перевозками и перевалкой не оправдались», — говорит президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.
С началом СВО состав собственников агрохолдинга изменился. Сначала Боллоев и Винокуров выкупили у ВТБ 5% его акций через допэмиссию, а затем продали часть своих долей вновь созданной компании «Валиансия» (Marathon Group избавился от 18%, сколько уступил «Гранум» — неизвестно). Последняя учредила компанию «Грейн Гейтс», которая в прошлом сезоне внезапно вошла в топ-5 экспортеров российского зерна, опередив даже сам «Деметра-холдинг», опустившийся по объему вывоза со второго места в сезоне-2021/22 до десятого в сезоне 2022/23. «Грейн Гейтс», по данным аналитиков рынка, продала в завершившемся в июне сельхозсезоне свыше 7,7 млн тонн зерна, в то время как «Деметра-трейдинг» на своем пике в позапрошлом сезоне реализовала 5 млн тонн. Любопытно, что гендиректором «Грейн Гейтс» и владельцем 2% ее акций является бывший топ-менеджер «Деметра-холдинга» Илья Алиев.
«Всем на рынке понятно, что “Грейн Гейтс” — это и есть сама “Деметра-холдинг”, то есть она продает зерно, которое “Деметра” закупает у фермеров, — говорят почти все опрошенные нами эксперты. — Так сделано, чтобы максимально облегчить экспорт во время санкций». Как известно, все российские экспортеры сейчас сталкиваются с трудностями при фрахте судов, страховании грузов и, главное, при банковских расчетах. А «Деметра-холдингу» искать обходные пути было труднее из-за наличия в учредителях подсанкционного ВТБ.
Параллельно с подачи банка была развязана война против иностранных трейдеров, которые играют заметную роль в структуре отечественного экспорта. Наряду с российскими лидерами в торговле зерном, такими как ТД РИФ, «Астон», «Степь», «Зернотрейд» и другими, в десятку сильнейших экспортеров входили американские Viterra и Cargill, французская Louis Dreyfus. Еще в прошлом году Андрей Костин предложил президенту запретить компаниям из недружественных стран покупать и перепродавать зерно, в том числе на экспорт, а также владеть мощностями по перевалке и хранению. Но глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев ответил, что «выгонять» международных зерновых трейдеров Россия не намерена. Тем более что Cargill, Louis Dreyfus и Viterra заявили, что в новом сезоне торговать российским зерном не собираются. В дальнейшем Viterra уступила долю в ЗТК «Тамань» группе компаний «Эфко». На эту долю прежде претендовали «Степь», «Астон» и «Русагро». Долей Cargill в ЗТК «Тамань» интересовался и «Деметра-холдинг» как его второй совладелец. Но, видимо, в прошлом году ВТБ стало не до скупки оставшихся глубоководных зерновых терминалов, и он уступил актив ГК «Эфко». На сегодняшний день все иностранцы практически прекратили торговую деятельность на российском зерновом рынке.
Несмотря на то что на пакет акций ВТБ претендовали российские агрохолдинги, поиск инвесторов шел в основном среди зарубежных компаний, которые могли бы решить проблемы с фрахтом судов, страхованием грузом и банковскими переводами. При этом, как заявили в ВТБ, банк собирается продавать свою часть арабскому фонду через допэмиссию, то есть размывает пакет акций, увеличивая долю теперь уже основных акционеров Боллоева и Винокурова. Не исключено, что в дальнейшем оманский совладелец вернет бумаги ВТБ обратно.
Намерен ли новый состав акционеров продолжать сложившуюся политику компании на рынке или все-таки попытается сделать трейдинговое направление прибыльным, станет ясно в стартовавшем на днях новом сельхозсезоне.