В Минске в среду прошла очередная встреча трехсторонней контактной группы по урегулированию в Донбассе, одним из главных вопросов которой стало предложение главы самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) Александра Захарченко создать в границах Украины новое государство Малороссия, имеющее внеблоковый статус и претендующее на членство в Союзном государстве России и Белоруссии. В Киеве и на Западе инициативу главы ДНР осудили как всплеск сепаратизма, идущий вразрез с минскими соглашениями. Наиболее неожиданной стала реакция Москвы, которая поспешила отмежеваться от идеи Александра Захарченко и дала понять, что не стремится к пересмотру статус-кво на Украине. В беседе с “Ъ” назвал «поспешно заявленным» проект «Малороссии» и предыдущий лидер ДНР Александр Бородай.
Состоявшееся в среду в Минске заседание контактной группы (Россия, Украина, ОБСЕ) по урегулированию конфликта в Донбассе планировалось как очередной раунд переговоров о выполнении минских соглашений (соблюдение режима прекращения огня, решение гуманитарных, экономических и политических вопросов урегулирования). Однако неожиданно главными темами обсуждения стали будущее украинского государства и стратегия его развития.
Ситуацию взорвало прозвучавшее накануне предложение главы ДНР Александра Захарченко создать в границах современной Украины в трехлетний срок новое государство «Малороссия». По версии главы ДНР, столицей Малороссии и новым собирателем украинских земель станет Донецк вместо «окончательно дискредитировавшего себя» Киева. По итогам встречи в Донецке неких «представителей украинских регионов» были приняты декларация и «конституционный акт», призванные придать инициативе Александра Захарченко больший вес.
Анонсирование нового «государственного проекта» Украины, ставшее неожиданностью даже для руководства соседней Луганской народной республики (ЛНР), вынудило собравшихся в Минске членов контактной группы на ходу перестраивать свою работу, реагируя на инициативу Донецка.
Представитель Украины в подгруппе по безопасности Евгений Марчук предупредил: с учетом последних событий, заседание контактной группы начнется с оценки заявления Александра Захарченко. По мнению господина Марчука, реализация проекта «Малороссии» поставила бы крест на минских соглашениях и заблокировала бы работу контактной группы.
Реакция Киева на инициативу Донецка оказалась предсказуемо жесткой: президент Петр Порошенко в ответ пообещал, что «Украина восстановит суверенитет над Донбассом и Крымом», и призвал к выполнению минских соглашений. Осудили проект «Малороссии» и в руководстве ЕС — с отдельными заявлениями выступили представители Франции и Германии. Не стала хранить молчание и новая американская администрация президента Трампа. «Так называемые сепаратисты хотят создать новое государство, которое будет вместо Украины. Это вызывает нашу обеспокоенность»,— заявила официальный представитель Госдепа США Хезер Науэрт.
На этом фоне весьма неожиданной оказалась реакция России. Учитывая неоднократно высказывавшееся ею недовольство действиями Киева, не выполняющего минские соглашения, и ее поддержку Донбасса, Москва вполне могла бы промолчать, не присоединяясь к хору критиков предложения главы ДНР. Тем более что после устроенной ему международной обструкции в связи с проектом «Малороссии» господин Захарченко рискует оказаться в положении политического маргинала.
Однако в Москве быстро и недвусмысленно дали понять: ни о какой российской поддержке предлагаемого Александром Захарченко нового дружественного РФ внеблокового украинского государства вместо нынешней недружественной Украины не может быть и речи. Участвующий в заседании контактной группы в Минске постпред РФ Борис Грызлов сообщил: проект «Малороссии» не вписывается в минский процесс и не может считаться предметом реальной политики. По словам господина Грызлова, «никаких правоустанавливающих последствий это заявление не имеет». Ранее как «личную инициативу» Александра Захарченко, не согласующуюся с минскими соглашениями, оценил план Малороссии и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Наконец, в схожих выражениях высказался в среду и постпред России при ОБСЕ Александр Лукашевич. «Эти заявления не стыкуются с обязательствами сторон по минскому комплексу мер, и их вряд ли можно расценивать как реальную политику, относящуюся к реальной политической жизни»,— заявил в среду господин Лукашевич.
На фоне активных попыток российских официальных лиц дистанцироваться от инициативы Донецка экспертное сообщество, близкое к помощнику президента РФ Владиславу Суркову, отвечающего за урегулирование в Донбассе, уже пытается вписать идею Малороссии в контекст общей дискуссии об Украине, чтобы сгладить возникший конфуз. «Весь этот “хайп” (ажиотаж (сленг.)— “Ъ”) по поводу воображаемого государства Малороссия в целом полезен. Главное здесь то, что Донбасс воюет не за отделение от Украины, а за ее целостность. За всю Украину, а не за ее часть»,— цитируют «РИА Новости» главу Центра политической конъюнктуры Алексея Чеснакова, который, как следует из сообщения, пересказывает мнение самого господина Суркова, высказанное на встрече с экспертами.
Таким образом, на смену прежней идее «донбасской идентичности» как части «русского мира», противопоставляемой «украинской идентичности», в экспертный оборот вводится идея Донбасса как некоего выразителя интересов всей Украины — силы, которая не раскалывает, а объединяет страну.
«Инициативу Александра Захарченко можно рассматривать как проект, который можно обсуждать, но который пока еще не находится на стадии реализации»,— пояснил “Ъ” предыдущий лидер ДНР Александр Бородай. По его словам, «тот факт, что проект “Малороссии” был столь поспешно заявлен, не означает, что он нереализуем вообще».
Собеседники “Ъ” в Киеве, как и следовало ожидать, отнеслись к инициативе Александра Захарченко гораздо более однозначно, назвав ее «мертворожденной». «Заявляя о желании создать какую-то Малороссию, непризнанная ДНР проверяет реакцию мирового сообщества на давний российский план по расчленению Украины и превращению ее в недееспособное государство,— убежден близкий к президенту Украины политтехнолог Виктор Уколов.— Идеи переформатировать Украину в подконтрольную Кремлю Малороссию бесперспективны».
С ним согласен еще один украинский эксперт, директор Киевского института глобальных стратегий Вадим Карасев. «Судя по тому, как решительно официальные лица в Москве на всех уровнях отмежевались от идеи Захарченко, можно сделать вывод: это был экспромт, не входивший в планы Кремля,— заявил “Ъ” директор Киевского института глобальных стратегий Вадим Карасев.— Более того, эта мертворожденная инициатива дискредитировала Россию перед международным сообществом. Ведь никакая Малороссия в минских соглашениях не фигурирует. И получается, что клиенты Москвы из так называемой ДНР эти соглашения нарушают. Непредсказуемость и авантюризм, проявленные Захарченко, показывают, насколько неуправляемыми могут быть лидеры самопровозглашенных республик».