В первый вечер Ковент-Гарден рукоплескал «Дон Кихоту» в редакции Алексея Фадеечева.
Отношение к Большому театру, имеющему федеральное подчинение, у москвичей все равно собственническое: его упорно считают театром своим, то есть столичным. А потому его успех — и успех Москвы. И запредельно высокая планка, продемонстрированная артистами великого театра, подсластила горечь от скандальной истории, связанной с участием нашей сборной в Олимпиаде. Да, так: сегодня успех Большого воспринимается как успех России и своего рода компенсация за моральные «олимпийские» издержки.
Гастроли Большого окрестили бриллиантовыми еще до их начала — ведь впервые зарубежный вояж театра состоялся 60 лет назад, и именно в Лондон.
Шел 1956 год. Три года после смерти Сталина, начало ветра с нотками оттепели. После официального визита в Великобританию первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева было решено развивать культурные отношения двух стран.
В Лондон решили делегировать 250 артистов с 15 представлениями, включая «Ромео и Джульетту». Это было смело — представить лондонцам Шекспира! Но почему так важно восприятие нашего балета английской публикой? Дело в том, что английский балет как явление, в общем-то, имеет русские корни. Открытый в 1732 году Ковент-Гарден с середины XIX века показывал музыкальные постановки, а балет был представлен выступлениями отдельных балерин. Но в начале XX века гастроли труппы знаменитого Дягилева и появление на Туманном Альбионе Анны Павловой перевернули представления лондонцев об этом искусстве.
Балет стал моден, популярен, по нему сходили с ума, и у истоков балета английского встали Мари Рамбер и Нинет де Валуа, работавшие у Дягилева, что делает преемственность традиций очевидной.
Первого приезда Большого в Лондон ждали настороженно, ведь за год до этого сорвались гастроли театра в Париже. Гадали также, будет ли Галина Уланова. Но все состоялось. Овации были бесконечными. По воспоминаниям Леонида Лавровского, после последнего спектакля публика не дала завести мотор в автомобиле с Галиной Улановой — машину до отеля поклонники фактически донесли. По словам нынешнего гендиректора ГАБТа Владимира Урина, именно «то легендарное турне открыло британцам искусство российских танцовщиков, и именно тогда балетная труппа ГАБТа получила мировое признание».
За границей Большой театр, особенно с его скандалами и неурядицами последних, доуринских лет, хоронили не раз. Пророчили, что не может быть равных Галине Улановой, даже когда Майя Плисецкая уже вышла на сцену. Затем влюбились в сказочный дуэт Екатерины Максимовой и Владимира Васильева, и вновь говорили о том, что это — пик и вершина, за которыми неминуемы падение и регресс. И вот — признание вчерашних лондонских газет.
«Большой — один из величайших и могущественнейших в мире домов классического балета... Даже после интриг и скандалов, которые сопровождали его в последние годы, компания под управлением нового директора Владимира Урина продолжает смотреться так же остро, как бритва, демонстрируя своих танцоров, как и всегда великих, драматичных, «больших», со своим стилем представления, который давно является их личной визитной карточкой… Любого, кто интересуется танцами, нынешний сезон в Лондоне поистине завораживает». Это статья из The Telegraph. И таких восторженных откликов много.
Юбилейные гастроли открылись балетом «Дон Кихот», после которого лондонцы увидят также «Лебединое озеро», «Пламя Парижа», «Корсар» и «Укрощение строптивой».
«Дон Кихот» на сцене Ковент-Гардена будет блистать четыре вечера подряд, в партиях заняты четыре балерины, честь открытия гастролей выпала Ольге Смирновой — лирической актрисе, исполняющей Китри с невероятной искрометностью и чувством юмора. «Своих» Китри покажут также Маргарита Шрайнер, Светлана Захарова и Мария Александрова — наши звезды первой величины.
В среде профессионалов некоторые пересуды вызывало желание Большого привезти в Лондон «Лебединое озеро».
Но уровень спектакля — и постановочный, и исполнительский — таков, что без этой «визитной карточки» театра гастроли кажутся невозможными.
Балетные сезоны Дягилева датируются 1909–1929 годами.
Но мысль о них пришла к Сергею Павловичу в 1906 году — после успеха выставки русских художников в парижском Осеннем салоне. Так что именно 110 лет назад Дягилев и приступил к организации Русских салонов, успех которых был оглушительным. Получается, бриллиантовые гастроли Большого имеют еще одну календарную привязку.
Окончатся они 13 августа.
И сегодня лондонцев печалит лишь одно — все билеты проданы.
КОММЕНТАРИИ
Лилиан Хоххаузер, импресарио Большого театра в Лондоне с 1963 года:
— Секрет успеха артистов балета Большого театра прост: они — лучшие в мире. У них есть традиция, школа. И все они — великие артисты.
Поэтому жители Великобритании всегда ждут с нетерпением их приезда. И нынешними гастролями мы, правда, очень довольны. Отклик грандиозный! Билеты распроданы давно — все хотят увидеть выступление Большого. К сожалению, наш театр не настолько большой, чтобы вместить всех желающих.
У нас в Великобритании есть «конкуренты» - великолепный Королевский балет, замечательные артисты. Но, я не уверена, что у нас, англичан есть настоящее желание посвящать всю свою жизнь балету, танцу. Чтобы молодые люди начинали занятия с действительно очень раннего возраста, как это происходит в московских балетных школах, где дети тренируются с очень раннего возраста. У нас есть отдельные личности, которые стремятся посвятить свою жизнь балету. Но такой великолепной школы как в России у нас в Лондоне нет.
Некоторые люди пытаются связать политику и искусство, но искусство всегда побеждает. Даже во времена холодной войны нам удавалось привозить артистов из России без проблем. Никаких вопросов между народами Англии и России в поле искусства не было. И, я думаю, не возникнет и впредь.
Наталья Касаткина, балетмейстер, солистка Большого театра с 1954 по 1976 год:
— Я участвовала в первых гастролях Большого театра в Лондоне в 1956 году. Это было открытие «железного занавеса».
Тогда мы просто потрясли своими выступлениями, это был «Ромео и Джульетта» и «Жизель» во главе с Улановой... все были потрясены, никто не ожидал такого качества и такого успеха. Как говорят, «Большой театр обречен на успех», традиционно. Поддерживается замечательное качество. Среди учителей те, с которыми я еще танцевала. Мы – ученики Марины Семеновой и Галины Улановой сегодня воспитываем новое поколение. Мы поддерживаем высочайшее качество, которого добились очень давно.
Есть нации, которые приспособлены к классическому балету, а есть – которые не очень. Мы – русские очень к балету предрасположены. В нас это заложено. А потом, чтобы было такое, высочайшее качество... те же англичане говорят, что для того, чтобы получить английскую лужайку, нужно подстригать ее 300 лет. Мы «подстригаем» наш классический балет уже почти 300 лет. Эта традиция, которая переходит от поколения к поколению, очень нас поддерживает. Мы сохраняем качество золотого века Большого театра. Если отдельные личности не будут его разрушать, все сохранится. Будем надеяться, что наш Театр будет жить всегда!