Национальная сборная России в очередной раз оказалась лишней на главном футбольном празднике года, выступив на Евро-2016 очень и очень блекло. О причинах фиаско «ВМ» рассказал арбитр ФИФА Андрей Бутенко.
Нехватка игроков мирового уровня, отсутствие резервов и низкий престиж профессии детского тренера — это лишь поверхность того «болота», в котором тонет российский футбол. И быстро выбраться из него на сушу, по мнению Андрея Бутенко, у нас не получится.
— Андрей Павлович, вы изначально скептически относились к притязаниям сборной России по футболу на чемпионате Европы?
— Не скептически, а объективно. Когда я говорил, что наша сборная не выйдет из группы, я исходил из уровня нашего чемпионата. Однажды на одном из матчей середнячков я решил подсчитать, сколько потерь мяча будет у двух команд.
За 22 секунды обе команды совершили по семь потерь мяча. В каждом туре у нас минимум по пять скучных матчей. В чемпионате России играет шестьдесят российских футболистов. Тренер лишен возможности выбора.
У всех, кто попал в сборную, усредненные уровни подготовки.
— После 2008 года со сборной работали три главных тренера — Дик Адвокат, Фабио Капелло и Леонид Слуцкий. Ни один из них не смог дать желаемого результата.
— Главная причина их неудач — общая стагнация в нашем футболе. Я считаю, что и Капелло, и Слуцкий выжали из своих команд все, что можно было. Фабио Капелло на этапе отборочного турнира к чемпионату мира в Бразилии сумел четко понять, чего стоит его команда, разработать для них стратегию выведения в финальную часть. То же самое сделал и Слуцкий, который буквально выпихнул эту сборную на Евро.
А вот в финальной части появляются иные соперники.
Посмотрите на составы не самых выдающихся команд.
В Исландии, Уэльсе, Словакии есть игроки, которые участвуют в чемпионатах других стран. У нас сейчас есть хоть один спортсмен, который был бы востребован в футбольных странах?
Неблизкая Перспектива
— Что же делать с российским спортом?
— Всерьез заняться детским футболом, которого у нас нет.
— Но каждый клуб премьер-лиги обязали иметь свою академию, школу резерва.
— За счет академий мы не вылезем из ямы. ЦСКА, «Спартак», «Локомотив», «Динамо», «Зенит» и «Краснодар» — это только верхушка айсберга.
Главная проблема — регионы. Я езжу на матчи второго дивизиона и знаю, что творится где-нибудь в Кирове или Пензе. Зарплата детского тренера — порядка двенадцати тысяч рублей. Плюс он должен дать результат, иначе ему не сносить головы. И тогда он начинает не воспитывать детей, а давить на них. Рукоприкладство, мат — норма жизни. Бегать по глине вместо нормальных полей — в этом тоже ничего необычного.
Раньше тренеры нас воспитывали, любовь к футболу прививали. Я помню имя своего первого тренера — Тарабрин Яков Николаевич. А современные мальчишки кого вспомнят?
— Родители платят за попадание в основной состав детской команды?
— Нет прямых доказательств, но знаю: родители приносят тренерам вознаграждение.
— Есть ли какой-то выход из нынешней ситуации?
— Только один — нужна полноценная государственная программа развития и физической культуры, и спорта, и футбола. Та, что была принята в 2013 году, пока работает недостаточно эффективно, мягко говоря.
— До какой степени можно перенять опыт более успешных в футболе стран?
— Заграница нам не поможет, не надейтесь. Чтобы добиться результата в ближайшие десять лет, надо многое менять и в финансировании, и в администрировании нашего футбола. Надо изучать зарубежный опыт, проанализировать его, найти свои новаторские методы.
Новый импульс
— Пройдет немного времени, и все, как ни в чем не бывало, будут ждать приличного результата от сборной на домашнем чемпионате мира...
— Я бы ждал от нашего чемпионата мира другого. Он даст новый импульс для развития российского футбола. Результата от сборной ждать рано.
А молодежка сейчас у нас такая же усредненная, как и взрослая команда.
САМЫЕ ЯРКИЕ ОТКРЫТИЯ ЧЕМПИОНАТА ЕВРОПЫ-2016
Джошуа Киммих из Германии способен закрыть сразу несколько позиций на поле. Редкий дар для игрока, которому всего лишь 21 год. Воспитанник мюнхенской «Баварии», с которой стал двукратным чемпионом Бундеслиги.