Аварийный запуск «Союза МС-10» 11 октября (несмотря на то что подобные ЧП случались ранее) стал знаковым в новых сложившихся условиях, причем сразу по нескольким причинам. Во-первых, американцы готовят свой пилотируемый корабль, который, безусловно, по крайней мере на первых порах, станет конкурировать с «Союзом», во-вторых, на «Союзе МС-10» летел проинструктированный для проведения «следственных» мероприятий по раскрытию причин образования дыры на «Союзе МС-09» Алексей Овчинин и не долетел... Ну и в-третьих, на запуске присутствовал глава NASA, который накануне написал в Твиттере «Poyekhali!» об итогах встречи с российским коллегой Дмитрием Рогозиным. Словно сглазил.
Восстановим случившееся детально. В четверг в 11.40 по московскому времени ракета-носитель «Союз-ФГ» была запущена в космос с космодрома Байконур с пилотируемым кораблем «Союз МС-10». Уже на второй минуте полета стало известно, что корабль с экипажем возвращается на Землю из-за аварии носителя, который не смог вывести «полезную нагрузку» на нужную траекторию. Странно, что российская общественность и СМИ узнали об этом из трансляции NASA. Роскосмос, который вел свою трансляцию, прервал ее в критический момент, видимо, снова решив устроить из аварии новый секрет Полишинеля. В те часы, когда космонавты уже сели в казахской степи, на странице госкорпорации в соцсети и вовсе был активен ролик об успешном отделении второй и третьей ступеней, посетителей также информировали о времени стыковки «Союза» с МКС (она была запланирована на 17.40 по Москве).
Спуск спасательной капсулы, которая была отстрелена на 123-й секунде полета, проходил по баллистической траектории, при которой космонавты испытывали перегрузку в 6 g. Как сообщил «МК» источник в космической отрасли, космонавты во время спуска выходили на связь с ЦУПом.
Примерно около полудня по московскому времени они сели в 25 километрах от казахского города Джезказгана, не сделав ни одного витка вокруг Земли. Поскольку капсула летела по баллистической, то есть неуправляемой, траектории, точное место приземления ее никто не знал — место посадки выясняли по радиомаякам корабля. Так что приземлившимся пришлось ждать спасателей полтора часа.
К счастью, нашли их в полном здравии, все-таки перегрузка в 6 g, по словам медиков, не является критической, история помнит и более жесткую посадку. Например, 5 апреля 1975 года по возвращении на Землю советские космонавты Василий Лазарев и Олег Макаров испытали критическую перегрузку в 21,3 g, у одного из членов экипажа даже была зафиксирована временная остановка сердца, но, к счастью, все выжили. Тогда на корабле «Союз» не было системы аварийного спасения экипажа, которая обеспечила более-менее благополучную посадку и спасла жизни Алексею Овчинину с Ником Хейгом в 2018-м. За это глава NASA Джим Брайденстайн особо поблагодарил Роскосмос. Как бы ни критиковали сейчас наши корабли и ракеты обыватели, система САС, впервые сработавшая в 1983 году во время аварийного старта Титова и Стрекалова, является сейчас самой надежной в мире.
— Испытанная космонавтами перегрузка обычно предусматривается во время подготовки, — пояснил «МК» директор ИМБП РАН Олег Орлов, — и члены экипажа показали себя в этой непростой ситуации как настоящие профессионалы. Сейчас их обследуют, и они продолжат подготовку к следующим полетам.
Директор ИМБП, правда, не сказал, к каким. По имеющейся у «МК» информации, к ближайшим их точно не допустят в связи с испытанным стрессом.
Теперь о том, что же могло стать причиной аварии. Известно, что уход корабля в свободное падение начался в момент отделения второй ступени ракеты-носителя «Союз-ФГ». По самой расхожей версии, это произошло из-за того, что блоки первой ступени не отделились вовремя от второй, скорее всего, это произошло из-за отказа двигателя второй ступени.
В любом случае теперь до выяснения причин аварии «Союзы-ФГ» в космос летать не будут. О приостановке пилотируемых стартов уже заявил куратор отрасли, вице-премьер Юрий Борисов. Но на 31 октября намечен запуск грузового корабля «Прогресс» с провизией для оставшихся на МКС членов экипажа. И его должна выводить на орбиту та же ракета-носитель. Состоится запуск «Прогресса» или нет, пока неизвестно.
Авария при взлете космического корабля «Союз МС-10» может привести к срыву дальнейшей работы международных экипажей на Международной космической станции. К такому выводу приходят сейчас в космической отрасли. Скажется ли это на последующем разделении станции на российскую и американскую, еще вопрос. Но мы уже поставлены перед фактом: 57-я экспедиция сорвана, на МКС пристыкован всего один «Союз», да и тот с дыркой, и в ближайшее время к трем оставшимся на борту членам экипажа — Сергею Прокопьеву, Александру Герсту и Серине Ауньен — никто не прилетит и не привезет продовольствие.
Специалисты успокаивают, мол, резерв станции позволяет без проблем существовать на ней еще полгода. А что если спецкомиссия Роскосмоса не разберется с причинами аварии и после этого периода? Корабли Маска к этому времени не успеют пройти летные испытания, а значит, выход остается один: последний экипаж погрузится на продырявленный корабль и отчалит на Землю, знаменуя этим окончание работы МКС, которая, увы, не может существовать без людей.
«Это крах всего!» — комментирует нам ситуацию источник в космической отрасли. А в одном из смежных предприятий высказали другую версию: «Вот теперь мы поверили в диверсию с дырой!».
Как ни гони от себя крамольную мысль о том, что новая авария могла стать прикрытием прежней диверсии с просверленным отверстием на пристыкованном к станции «Союзе МС-09», но некоторые выводы напрашиваются сами собой. Что если целью новой умышленной поломки стал страх того, что Алексей Овчинин, которого специально для этого готовили, все-таки разберется, кто и где расковырял в космическом корабле дыру?
Напомню, что у наших космонавтов на 15 ноября был намечен выход в открытый космос, где они должны были вырезать кусок листа метеоритной защиты, чтобы заглянуть в пространство между этой защитой и корпусом корабля. При этом космонавты могли бы обнаружить следы клея на внешней обшивке «Союза» или констатировать их отсутствие, что для следствия также важно. Теперь мы понимаем, что никакого расследования в космосе не будет, оно сорвано. Единственной уликой остаются фрагменты пыли с места сверления, собранные и привезенные на Землю приземлившимся 4 октября Олегом Артемьевым. Но вот можно ли по ним восстановить картину происходившего — вопрос.
* * *
Перечисляя причины знаковости нынешней аварии, я забыла указать еще одну. Запуск был посвящен 100-летию со дня образования Завода экспериментального машиностроения Ракетно-космической корпорации «Энергия», который специализируется на создании кораблей «Союз». Вот уж подарочек старейшему предприятию отрасли. И тут сразу вспоминается недавнее выступление Юрия Борисова перед студентами МГТУ им. Баумана, где он посетовал на отсталость отечественной космонавтики по сравнению с другими предприятиями оборонно-промышленного комплекса, который перешел на цифровое проектирование. И правда, нельзя же все время уповать на почтенный возраст и выставлять это главной заслугой и гарантией качества продукции, пора бы и обновляться. Может, в этом и кроется главная причина последних неудач Роскосмоса.