Заяц
Алексей Золотовицкий, актер:
У моего героя говорящая фамилия Заяц, то есть он бояка... Я никогда не играл в такой необычной истории. С одной стороны, это сказка, а с другой — классический детектив, когда ты должен бегать с пистолетом и делать вид, что стреляешь, хотя никогда этого не делал. Еще я никогда не носил рога.
Команда на съемках подобралась чудесная. И Андрей Добровольский, и Коля Наумов, и Машенька Смольникова, и Дашуська Мельникова, с которой были очень трудные с психологической точки зрения сцены, и все-все-все остальные! Великолепнейшая компания, никогда такой не было!
Горыныч
Павел Деревянко, актер:
В сериале играю Змея Горыныча о трех головах. «Три в одном», как говорится. Одна голова — мужчина, вторая — молодая девушка, третья — ребенок. Таким образом в одном герое сочетаются обаяние, злость, беспечность, детская непосредственность, брутальность, сексуальность, красота и блеск в глазах! Было очень интересно перевоплощаться из одного образа в другой. Мне вообще больше всего нравится в работе над персонажами уходить от себя подальше, меняться. И чем это сложнее, тем интереснее...
На грим каждый день уходило по два часа. Процедура не самая приятная: сидишь, и тебе что-то клеят — бороду, усы, пластический грим (в некоторых сценах мне делали серовато-зеленоватую, полудраконью, полуобожженную половину лица). Хорошо, что в «Волшебном участке» этим занимаются прекрасные специалисты: художник по гриму Настя Эсадзе, с которой мы давно знакомы и вместе работали еще в сериале «Брестская крепость», и мастер по пластическому гриму Антон Островский.
Чтобы получился интересный образ, вообще все детали имеют значение, все нюансы важны. И костюм, и красные глаза (их сделали с помощью линз), и железные клыки. Понятно, что в кадре не нужны были мои белые зубы. И я сделал у своих стоматологов две накладки, металлические челюсти — верхнюю и нижнюю. Они до сих пор у меня хранятся. Такие симпатичные, в них можно будет иногда где-нибудь щегольнуть, будет забавно! И конечно, очень хорош огонь, который извергает из своей руки мой Змей Горыныч...
Яга
Татьяна Догилева, актриса:
Моя героиня не каноническая Баба-яга, а дама с некоторыми сверхспособностями и с собственным взглядом на мироустройство. Ведь у нее много и чисто человеческих черт. Например, проблемы во взаимоотношениях со взрослой дочерью. Это и понравилось в моей роли — сочетание человечности и сказочности.
Сниматься было интересно еще и потому, что моя героиня занимается волшебством. Такого в моей практике еще не случалось! Приятно было осознавать, что способна сделать то, что другие не могут, пусть даже и в рамках съемочного процесса...
Баба-яга живет в очень необычной квартире, полной любопытных предметов и живых существ из русских сказок. Работать в таком окружении было и интересно, и непросто. Ведь многие сцены приходилось играть с воображаемыми партнерами, которых потом дорисовывали с помощью компьютерной графики. И вот я, взрослый человек, сижу, смотрю на пустое место, а режиссер из-за кадра говорит текст отсутствующего героя. А иногда в роли сказочного существа выступала пластмассовая кукла. Ее сажали на определенное место, и тогда хотя бы появлялась точка, куда мне смотреть. Для меня, актрисы старой школы, подобный метод очень непривычен. В таких обстоятельствах я порой чувствовала себя глупо. К тому же эти сцены снимали долго, по полсмены. Но таковы веяния нынешнего времени, и от компьютерной графики никуда не деться!
Гном
Илья Соболев, актер:
Для меня «Волшебный участок» — первый сериал. Сериалы я не очень любил, к нашим вообще был предвзят. Но тут как-то все понравилось сразу. Режиссер Степан Гордеев разрешал мне добавить в роль своих красок, и многие реплики мною придуманы прямо на площадке. Часть из них вошли в фильм, но часть ушли из-за жесткости. Это особенно будет заметно в версии 18+. Потому я больше люблю именно ее и рекомендую всем взрослым зрителям. А вот вариант 16+ предназначен для детей и подростков...
У меня хорошо складывалось взаимодействие с партнерами на площадке еще и потому, что я почти ни с кем из них не виделся. (Смеется.) Дело в том, что мои сцены снимали на «зеленке» — специальных экранах «хромакей», которые позволяют потом с помощью компьютеров подложить нужное изображение. А что касается физически сложных сцен, то их у меня не было. Ну, всего лишь подвешивали на тросах. Это максимум из сложного и опасного. На самом деле трудно было только долго лежать с поднятой головой. Оказывается, мышцы шеи очень слабые. А больше всего раздражало то, что Гному надо клеить бороду. Но где-то на десятый день я смирился, и все пошло гладко.
Федотова
Дарья Мельникова,
актриса:
Моей героине Елене хочется быть женщиной-суперполицейским. Думаю, она насмотрелась сериалов. Но, сталкиваясь в нашей истории с реальностью, а также с нереальностью — у нас же сказка, — Елене все сложнее держать образ сильной женщины «без страха и упрека». И в этом диссонанс, неоднозначность ее характера.
Технически самым сложным для меня было сниматься в лютый холод по ночам. Как это до сих пор разрешено законом, не понимаю! А еще в «Волшебном участке» много экшена. Мне не раз пришлось обращаться за помощью к каскадерам. Самое забавное, что моим дублером чаще всего был мужчина. Так что, если в какой-то сцене увидите мою героиню слегка небритой, не удивляйтесь!
Снежная королева
Ольга Медынич, актриса:
В сериале я играю Снежную королеву. Для меня в этой истории все внове, начиная с жанра, очень острого и смешанного. Непонятно, как он «зайдет» зрителю, и поэтому было так интересно. Если я когда-нибудь и хотела сыграть Снежную королеву (а я обожаю сказки), то, наверное, мечтала именно о такой — с толикой безуминки (это мягко выражаясь!). Непривычно и то, что моими партнерами были сплошь упыри и другие чудища, один другого краше. С актерами, которые их играли, у меня сложились прекрасные отношения, я этих страшилищ ласково называла «мои парни».
При этом физически роль Снежной королевы была очень сложной. Мой роскошный костюм, включая корону, по-настоящему тяжелый. А съемка шла на крутом холме, куда надо подниматься по веревке, как это делают скалолазы. К тому же стоял сильный мороз. Я благодарна всей съемочной группе и отдельно — девочкам, которые занимались моими костюмами и гримом. Мы героически прошли этот нелегкий путь вместе.
Снежная королева в сериале появляется только в седьмой серии, то есть ее не так много в этой истории, а мне хотелось еще покуролесить, пофантазировать и похохмить. Да, я мечтала расширить мою роль, и красок добавить, и текста. Вот такой мой посыл авторам...
Василиса
Ева Смирнова, актриса:
В «Волшебном участке» я — Василиса, дочь сестры главного героя. Когда ее мама смертельно заболевает и девочке грозит попасть в детдом, Лёха (Николай Наумов) ради племянницы меняет свою жизнь и возвращается в полицию... На съемках я подружилась со всеми партнерами. Но с Колей Наумовым у нас сложились особые отношения, теплые и семейные. Надеюсь, что мы еще обязательно встретимся. Потому что Коля золотой человек, такой добрый и открытый, всегда расскажет что-то интересное, покажет, объяснит…
В сериале довольно много сложных сцен. В одной из них меня подвесили в воздухе на специальных тросах. Потом я должна была падать, а Лёха меня ловил. Тросы давили — это не очень приятные ощущения, к тому же было сложно отстегнуть крепления. А еще от Коли требовалось не просто поймать меня, а сделать это красиво. У меня срабатывал инстинкт самосохранения, и в последний момент я все время поглядывала в сторону Коли: на месте ли он? Мне говорили: «Ева, успокойся, не смотри, ты же все равно на маты упадешь». И в последнем дубле все получилось: и я на Колю не смотрела, и упали мы красиво.
Николай Михалыч
Андрей Добровольский, актер:
Характер у моего героя Николая Михалыча как термоядерный реактор! В нем сочетаются обостренное чувство справедливости, юмор, отцовские заботы, несостоявшаяся семья — я впервые столкнулся с таким многогранным персонажем. Михалыч для своих подчиненных как папа, каждого из них он оберегает, все они для него родные люди. Но при этом он хочет, чтобы его приказы беспрекословно исполнялись, чтобы работа была четко выполнена.
С технической точки зрения самыми сложными оказались сцены в заброшенных зданиях. Там и холод, и сквозняк. И, конечно, всегда трудно работать ночью. Особенно когда таких двенадцатичасовых смен 3—4 подряд. Организм устает, «сбивается с ритма», и ты перестаешь различать день и ночь. А в смысле психологии самыми непростыми были сцены моего героя с Вороновым, моим начальником (его играет Филипп Янковский). Они построены на очень тонких нюансах, когда ты воюешь против серьезного оппонента и нужно его психологически переиграть.
Со всеми партнерами у меня сложились теплые отношения. Между съемками мы много времени проводили вместе, репетировали, шутили. Впервые в жизни я столкнулся с тем, что команду не делили на артистов из Белоруссии и из России. Мы все были в равных условиях, понимали друг друга с полуслова. Ближе к финалу настолько сработались, что режиссеру оставалось давать только небольшие уточнения, а остальное мы хватали на лету.
Степан Гордеев, режиссер:
Сценарий «Волшебного участка» я прочитал взахлеб, и первой моей реакцией был смех. И потом каждую новую серию я проглатывал с удовольствием. Хотя вообще-то читать сценарии, особенно несколько серий подряд, бывает трудно. А тут, наоборот, я ждал, когда пришлют очередной эпизод, чтобы поскорее ознакомиться. В этой истории привлекла необычная, адская смесь: мы сталкиваем современное со старинными русскими былинами, сказками. Кажется, что такие вещи несовместимы. Но мы их соединили, и это получилось прикольно...
У каждого нашего актера — своя история того, как он шел к роли. Баба-яга задумывалась другой — более хитрой, расчетливой, холодной. И никто не думал, что это будет Догилева. Но когда Татьяна Анатольевна пришла на пробы, она поломала нашу концепцию. И мы поняли, что лучше будет поменять образ под актрису. Татьяна Анатольевна полностью создала свою героиню: костюм, парик, поведение. Сказала, что хочет играть... немолодую балерину. И спорить с ней было бесполезно. А сыграла она великолепно!
Гоша Куценко целиком прочитал сценарий, чего актеры обычно не делают. А потом сказал, что ему все нравится и он хочет играть в нашем сериале. Гоша пробовался сразу на несколько ролей (включая Елизарова, которого в конце концов сыграл). Трижды приезжал на кастинг и каждый раз прекрасно выдавал все сцены. И потом мы сидели нашим маленьким творческим кругом и решали, кого Гоша играет лучше — этого героя или того.
Коля Наумов у нас как-то неожиданно появился, ведь мы искали совершенно других — драматических актеров. Когда Коля приехал на пробы первый раз, мы подумали, что он классный, смешной, но, наверное, не очень серьезный. После этого попробовали на главную роль порядка 30 человек, и все они нам не подошли. А затем вдруг открыли папку с фотографиями, увидели там Наумова и поняли: господи, вот же он, наш главный герой! Снова позвали его на пробы и влюбились в Колю окончательно.
Даша Мельникова — это отдельная «песня», потому что на роль Лены было 72 кандидатки! И дело не в том, что ни одна актриса не была достаточно хороша. Мы просто сами не до конца понимали, какая она, эта Лена. А Даша приехала на пробы после съемочного дня, просто одетая — в водолазке и шапке с помпончиком. И мы увидели, что это и есть наша Лена, зачем искать еще кого-то?
Леша Золотовицкий — подлец! Он же покорил нас своими усиками, был невозможно смешной. И мы сразу сказали, что Заяц — это он. А потом, к сожалению, Леша усы сбрил. Поэтому в 90 процентах сцен ходит с ненастоящими, приклеенными.
Ева Смирнова — это чудо, очень одаренный ребенок, человек с безумной энергией (до «Волшебного участка» я уже снимал ее в другом проекте). Уверен, что никто, кроме Евы, так хорошо не сыграл бы ее героиню.
У Паши Деревянко необычная роль Змея Горыныча. Мы с ним несколько раз встречались, чтобы придумать, как обозначить переходы от одной головы Горыныча к другой, от одной личности к другой. В итоге нашли простой «ключ»: когда Паша играет мальчика, смотрит вверх и говорит как будто с папой или с мамой. После этого опускает голову резко вниз и изображает женщину. А в образе брутального мужчины резко двигает челюстью влево. Получился очень необычный персонаж — с растроением личности...
Сделать масштабную, красочную киносказку непросто. Например, сцены в бассейне занимают 11 минут экранного времени, а снимали мы их 5 дней: по два дня в московской «Чайке» и в хромакейном павильоне плюс подсъемка деталей. Настоящим вызовом для меня стало и большое количество компьютерной графики. Из-за использования хромакеев в какой-то момент перестаешь понимать, что происходит в кадре, кто где находится, а ведь герои должны друг с другом взаимодействовать. Артисты в этих эпизодах практически и не виделись, встретились только один раз в самом конце сцены...
У нас собралась хорошая команда, каждый — специалист в своей области. Отдельное спасибо художнику по гриму Насте Эсадзе, которая мне открыла новый мир. В какой-то момент я понял, что можно взять любого актера и просто отдать его Насте. А она сделает из него совершенно другого человека, именно такого, который тебе нужен. Хлюпика превратит в мачо и наоборот. Присылаешь Насте фото актера, она моделирует в фотошопе образ, чтобы заранее показать, как будет выглядеть герой, а потом гримирует артиста. Это очень круто!
Жанна Пахомова, художник-постановщик:
Как всегда, хотелось создать на экране что-то но венькое, найти объекты, которые
не часто снимаются. Ведь обычно одни и те же эффектные локации переходят из фильма в фильм. У нас немного сказочная история, и мы решили, что волшебный участок не может быть стандартным отделением милиции. Он скрытый, недоступен обычным людям, поэтому находится... в здании ТАСС. Экстерьер там, на Большой Никитской, и снимали.
А кабинет начальника и клетки с задержанными единорогами и орками построили в павильоне. Также в павильоне создали комнату Гнома. В ней все предметы сильно увеличены, чтобы создавалось ощущение, что герой маленький. Ведь по сценарию его жилье находится в вентиляционной нише обычной квартиры. Мы придумали, что Гном таскает к себе детские игрушки (зеркальце, кубик Рубика) и другие «человеческие» предметы, которые использует по-своему. Так, айфон ему служит телевизором. Ассистент режиссера по реквизиту изготовил огромные чипсы, которые ел Гном, большие бокалы, из которых он пил. Было очень интересно.
Самым же масштабным объектом оказалась ссыльная тюрьма для сказочных персонажей. Эти декорации построили в подмосковном Лыткарино, на берегу большого озера. Для жилищ леших нам не хотелось использовать обычные подвалы. Мы выбрали старые печи на заброшенном кирпичном заводе. Придумали, что лешие в этих печах устроили себе логово наподобие общежития, там они живут и выращивают всякую зелень, грибы.
Анна Баштовая, художник по костюмам:
Для сериала надо было создать десятки очень необычных костюмов. Особо выделю наряды для тех персонажей, которые обитают в Сказочном Централе — тюрьме на отдельном острове. Съемки шли зимой. Поэтому требовалось разработать костюмы, в которых актерам было бы тепло. Заключенных — 70 человек, и каждому потребовался оригинальный, индивидуальный наряд. При этом костюмы должны были четко показать, что заключенный принадлежит к одной из двух группировок: банде крутых ребят, которыми руководит Снежная королева, или компании забитых лузеров, которая им подчиняется. Мы с моей командой придумывали и перепридумывали, шили, красили, фактурили эти костюмы целый месяц! А на самих съемках 70 актеров надо было одеть, зашнуровать, зафактурить. В пять утра к нам стояла огромная очередь людей на одевание, и из каждого требовалось вылепить уникального персонажа. Непросто, но очень увлекательно.
Одеть Снежную королеву, которая верховодит в Сказочном Централе, было сложней всего. Ее наряды тоже предстояло утеплить, ведь съемки шли и на снегу, и на льду. Поэтому на Ольге Медынич была многослойная одежда: пуховик, сверху пальто, а еще шуба. А в нескольких сценах добавлялась и тяжеленная двухметровая меховая мантия, и очень сложная корона из сосулек, деревянных палок и муляжа мертвого снегиря. Такую конструкцию тяжело просто держать в руках. Не представляю, каково Ольге было в ней работать, играть!
Одеяние Снежной королевы должно еще отражать то место, в котором она оказалась. Героиня сидит в тюрьме, поэтому ее одежда грязноватая, «бомжеобразная». А еще у костюма был довольно сильный запах, ведь мы его старили и фактурили: красили, обжигали. Носить весь этот тяжеленный и «ароматный» наряд было очень непросто. Но Ольга ни разу не сказала, что ей некомфортно или неудобно. Надеюсь, зрители оценят наши старания.
Анастасия Эсадзе, художник по гриму:
Наше творческое сотрудничество с режиссером Степаном Гордеевым началось на сериале «Перевал Дятлова». Сценарий его нового проекта «Волшебный участок» я читала с большим интересом. Ведь сказка для художника — особый жанр, чрезвычайно сложный в плане визуализации, в конечном счете профессиональный вызов его творческому потенциалу.
Нам не хотелось повторяться, мы хотели создать мир, который не был бы похож на то, что зрители уже не однажды видели как в нашем, так и в западном кино. Сценарий требовал нового подхода, образного решения — и вместе с тем современного и острого. Поэтому, несмотря на всю фантазийность, я старалась придавать нашим героям черты узнаваемости, показать их, как это ни покажется странным, вполне обычными людьми. Чтобы наш зритель поверил: с любым из нас может произойти то же самое. Так что мы создавали вполне реальный, сегодняшний мир. Притом делали его руками. К примеру, Берендей — мифологический персонаж, полумедведь, получеловек, было предложение сделать его и его окружение с помощью компьютерных технологий. Но нам показалось, что это будет выбиваться из общего художественного решения. Наш Берендей ездит на мотоцикле, его «ребята» такие мохнатые, волосатые байкеры.
В творческом процессе всегда идешь от персонажа. И стремишься, чтобы в первую очередь сам актер, глядя на себя в зеркало, поверил, что он действительно тот, кого играет. На гриме артист обычно сидит долго, два-три часа. И это время ему как будто бы дается для того, чтобы вжиться в образ, стать тем, кого он играет. Если артист сам не верит в то, что делает, кто же ему поверит?
К каждому герою мы подходили с особым пристрастием, добиваясь, чтобы актеры и в человеческом обличье, и в волшебном оставались самими собой. Предположим, Гоша Куценко даже в образе оборотня все равно узнаваем, привлекателен и страшен.
Работа на проекте доставляла мне удовольствие. Кажется, и актерам нравилось, что они могут «оторваться». Быть может, поэтому, как мне кажется, мы сняли абсолютно хулиганскую сказку! Надеюсь, зрителям Оkko она понравится!