ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Jan. 28, 2022

Мнимый смешной

Рейтинг: 0

Автор: Ольга Федянина. Коммерсантъ Weekend

Мольеру — 400 лет, и это редкий случай реального авторского бессмертия. Можно забыть сюжет любой его пьесы, но не ее героя. Тартюф, Дон Жуан, Гарпагон — эти имена превратились из собственных в нарицательные. Мольер создал фигуры-бренды, характеры-эталоны, каждый из которых представляет собою гротескную квинтэссенцию одного человеческого свойства, одной черты. За то время, которое прошло с момента их появления на свет, сам человек, кажется, изменился до неузнаваемости. Но герои Мольера живут по-прежнему в сознании или в подсознании культуры. Разные эпохи интерпретируют их по-разному — но ни одна еще не обошлась без них.

У театра есть два лица, оба ненастоящие. Лицо трагедии с опущенными углами рта и лицо комедии с поднятыми — не более чем маски, иллюзия. Они заставляют думать, что трагическое печально, а комическое смешно. Это заблуждение.

Мольер, уже четвертое столетие олицетворяющий комедию в мировом театре, стал великим комедиографом именно тогда, когда перестал писать смешно и о смешном. Ведь смешное сильно зависит от места и времени, а Мольер как стал великим комедиографом, так с тех пор им и остается, занимая в воображаемом театральном пантеоне место где-то неподалеку от Шекспира. Если хотите, второе, хотя на самом деле эти места ненумерованные. Занимающих третье, четвертое, пятое, сотое можно обсуждать, а вот первые два по-прежнему вне конкуренции.

Все то, что, собственно, обеспечило Мольеру право на это место, написано меньше чем за 20 лет. Если считать очень честно, то за девять: между 1664-м, когда появилась самая первая версия «Тартюфа», и 1673-м, в котором Мольер скончался после четвертого представления своей последней пьесы «Мнимый больной».

Это всего-навсего десяток с небольшим пьес, но шесть из них с тех пор ни на один день не сходят с мировых сцен. Хотя самому автору, скорее всего, казалось, что он обращается только к своему времени, а иногда даже — только к одному человеку. По сути, так оно и было, но все дело в том, к какому времени обращаться.

Grand Siecle, «Великий век»,— главный соавтор Мольера и его адресат. А еще — его главный конкурент и противник. «Великий век» описан в миллионах подробностей — собственно, он сам начал описывать себя в дневниках, письмах, хрониках: возможно, первый век, который сам себя стенографировал. Не как набор событий, а как набор событий, имеющих связь, смысл и идею. Главная идея «Великого века» — постепенно оформляющаяся идея государства, национально-административного устройства власти со сквозной системой обязательств и подчинений. Это сегодня звучит банально, а в XVII веке было очень ново. Совсем недавно закончилась Тридцатилетняя война, во время которой выяснилось, что любое княжество и даже отдельные города могут внезапно начать вести себя как суверенные субъекты. Подписанты Вестфальского мира рассчитывали не на то, что военные действия прекратятся навеки (идея вечного мира вообще появилась только в XIX веке), а на то, что они станут более прозрачными и упорядоченными. Из этой потребности возникла та административно-государственная архитектура, в которой мы более или менее живем по сей день.

Франция — в силу сложно устроенных политических и династических интересов — главный ее создатель и первый образчик. Чтобы стать из идеи политической реальностью, государство должно себя сформулировать и продемонстрировать: «Великий век» — век Фронды, мятежей, заговоров, тайной и явной дипломатии, войн — но еще и век символов и репрезентации, век тотального театра. Его символ — монарх-долгожитель Людовик XIV: королевский двор становится главным театром страны, ее самой роскошной декоративной кулисой, вмещающей в себя все формы того, что сегодня назвали бы перформативностью власти. А сам король — главный режиссер, актер и зритель своего правления. Публичен каждый его шаг, только число допущенной публики варьируется в зависимости от повода. Нет такого проявления королевского существа, которое не было бы репрезентативным. (Всякий раз, когда искусство XX и XXI века упрекают в скандальности и радикализме, стоит поинтересоваться, не повторяет ли оно всего лишь какие-то практики «Великого века». Французские нобли платили десятки тысяч ливров за право ежедневно присутствовать при том, как монарх сидит на стуле-туалете,— венским акционистам с их публичными испражнениями такой коммерческий успех даже не снился. Стены Зеркального зала в заново выстроенном для Людовика Версале состояли из 357 зеркал, и проход по этому залу стоит любого психоделического трипа сегодняшнего видеоарта.)

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Other issues View all
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни