Мария Колесникова опять удивила: находясь в СИЗО, потребовала от Следственного комитета страны возбудить уголовное дело против КГБ и Главного управления по борьбе с организованной преступностью. Она утверждает, что представители этих структур сначала похитили ее, а затем под угрозой физической расправы («вывезем по частям») пытались выпроводить ее из Белоруссии на территорию Украины.
Заявление Колесниковой на имя председателя СК Ивана Носкевича передала адвокат Людмила Казак. Ее накануне допустили к оппозиционерке. По словам Казак, ее подзащитная чувствует себя хорошо, правда, есть проблемы с давлением и болят места ушибов, полученных в процессе похищения 7 сентября. Кстати, силовики так и не соизволили вручить Колесниковой никакого документа о задержании. То есть не известно, кто, где, и за что ее схватил.
Напомним, выдворить Колесникову из страны не получилось, так как утром 8 сентября она разорвала свой паспорт и выпрыгнула из автомобиля, который уже направлялся к украинской границе. В результате ее снова задержали, а затем отправили в Минск, где посадили в СИЗО. Сначала власти заявляли, что женщину задержали по обвинению в нарушении порядка пересечения границы, но потом обвинение изменили на призывы к захвату государственной власти. Ранее по этой статье уголовное дело было возбуждено против Координационного совета оппозиции. Колесниковой грозит до 5 лет лишения свободы.
Белорусские правозащитные организации признали Колесникову политическим заключенным. Ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Москва не может одобрить похищения людей в Белоруссии, и такие случаи нужно отделять от задержаний в строгом соответствии с законом.
Обеспокоенность похищением Колесниковой выражали МИД Великобритании, Германии, других стран Евросоюза. Все они призывают власти отпустить политических заключенных и начать диалог с протестующими.. Но сегодня Лукашенко в очередной раз заявил, что власть не отдаст. «Власть не для того дается, чтобы ее бросали» - сообщил он во время представления силовикам нового генпрокурора страны.
По словам Лукашенко, сменить главу ведомства он решил потому, что Генпрокуратура вела себя пассивно, не проявляя ретивости в прекращении беспорядков в стране. Надо полагать, что новому генпрокурору Андрею Шведу дана карт-бланш на еще более жесткие действия в отношении тех, кого власти считают «нарушителями спокойствия». Лукашенко заявил, что если кто-то не хочет вместе с ним защищать страну, он должен отказаться от погон. При этом он напомнил, что дети есть не только у него, но и у прокуроров, и они должны помнить об этом, когда будут принимать решение.
Эксперты «МК» попытались оценить, на сколь жесткие меры готовы пойти власти в отношении оппозиционеров.
Валерий Карбалевич, белорусский политолог: "Нет необходимости физически избавляться от Марии Колесниковой. От нее не исходит такой угрозы для власти, чтобы предпринимать какие-то радикальные действия. Вполне достаточно посадить ее в тюрьму. В стране прошел этап, когда оппонентов устраняли физически. Власть поняла все минусы этого подхода и усвоила, что есть более простые методы, которые не вызывают такого отрицательного резонанса. Поэтому Колесникову нейтрализовали, как и всех остальных: Бабарико, Тихановского, Власову, Максима Знака и многих других людей.
Примечательно, что в прокуратуре был определенный саботаж указаний Лукашенко и даже пришлось уволить генпрокурора. Обращаясь к новому прокурору, Лукашенко попросил не сильно обращать внимания на закон, выполняя его указания. Это попытка запугать и мобилизовать работников ведомства. Трудно сказать, что будет дальше, но пока новый прокурор очень рьяно взялся за свою работу".
Дмитрий Болкунец, белорусский политолог: "Значимость Марии Колесниковой в условиях Белоруссии не столь велика. Она не имеет серьезных рычагов влияния и является только одним из лидеров протеста. Лукашенко совершает ошибку, арестовывая этих людей, потому что он мог бы с ними договариваться. Если протест будет радикализироваться, то возникнет ситуация, когда говорить ему будет не с кем".
Валентин Стефанович, правозащитник центра "Весна": "На Колесникову и других политических заключенных может оказываться давление в СИЗО. Мы опасаемся за жизнь и здоровье Колесниковой и других задержанных. И, конечно, мы помним случаи насильственных исчезновений и несудебных казней, которые у нас были в 1999-2000 годах. Поэтому может быть всё.
В связи с назначением нового генпрокурора следует ожидать еще более решительных действий со стороны прокуратуры, направленных на привлечение к ответственности членов Координационного совета".