Правительство обнародовало антикризисный план на ближайшие два года. Девиз простой: «Нам бы день простоять да ночь продержаться»
В плане 38 машинописных страниц текста, 60 пунктов перечня первоочередных мероприятий, который «не является исчерпывающим и будет при необходимости дополняться новыми антикризисными мерами». И... никакой ясности, куда пойдет, как будет развиваться страна после того, как прежний либеральный курс привел отечественную экономику в тупик. Даже беглое знакомство с правительственной программой, которую очень хотелось бы назвать «планом работы над ранее сделанными ошибками», не обнаруживает никаких более или менее серьезных ошибок, а лишь отдельные «мелкие недоработки».
В документе имеется обещание, что наряду с оперативными мерами антикризисного реагирования «приоритетным направлением работы правительства будет реализация структурных реформ, направленных на диверсификацию экономики». Но когда начнутся и какими будут эти реформы, остается лишь гадать.
С оперативными мерами тоже ясности немного. В стране обещают ввести режим строгой экономии с сокращением расходов федерального бюджета на 10% «в первую очередь за счет исключения неэффективных затрат». В прошлом году все мы наблюдали отчаянную схватку Минфина с другими министерствами и ведомствами, с лоббистами самого высокого ранга, требующими миллиарды, но получавшими от ворот поворот. А бюджет-2015 все равно не стыковался, и его снова урезали и ужимали чуть ли не по копейкам.
И теперь правительство говорит, что после этих битв в казне можно будет отыскать «неэффективные затраты» общим объемом в 1,5 трлн рублей (10% годовых доходов)? Не смешите мои тапочки!
Очевидно, придется резать по живому, и страна по меньшей мере должна знать, что именно урежут. Пока известно лишь, что «не будут уменьшаться расходы на обеспечение обороноспособности государства, поддержку сельского хозяйства и исполнение международных обязательств Российской Федерации». А на исполнение обязательств социального характера денег даже добавят.
А откуда возьмут? Из средств, выделенных на функционирование органов государственной власти — за счет «уменьшения расходов на оплату услуг повышенной комфортности»? Здесь хотелось бы поподробнее...
Но проблемы не в числе и крутизне чиновничьих офисов и лимузинов. Антикризисный план составляется в первую очередь из мер, стимулирующих экономическое развитие страны, отечественного бизнеса. Что требуется для этого? Снижение налогового бремени (налоги душат!), ослабление административной петли, расширение экономических свобод: Ведь не зря не только бизнес, но и региональные власти смертным боем бьются в Москве за возможность создания у себя особых экономических зон, где только и можно нынче заниматься цивилизованным бизнесом.
В плане такое направление — стимулирование развития бизнеса — вроде бы присутствует, но в крайне осторожном и предельно завуалированном виде. Одним из ключевых направлений действий названо «содействие развитию малого и среднего предпринимательства за счет снижения финансовых и административных издержек». Но чуть ниже бизнесу обещана лишь «стабилизация налоговой системы с одновременным применением мер налогового стимулирования структурных преобразований».
В документе также говорится о грядущем создании «необходимых условий для опережающего роста частных инвестиций в структуре ВВП».
Предусматривается ускоренное и полноценное исполнение «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы, а также комплексное совершенствование контрольно-надзорной деятельности (в том числе на основе ориентированного на риск подхода) с выходом России на стабильно высокие позиции среди всех стран по уровню комфортности ведения бизнеса. Такие планы и обещания неоднократно декларировались властью в прошлые годы. И не исполнялись. Почему же бизнес должен верить, что на сей раз будет все иначе?
Неясна судьба станового хребта российской экономики — бюджетообразующих государственных компаний и компаний с госучастием. В последние годы на самых верхних властных этажах пелись дифирамбы высокой эффективности их деятельности. Теперь вдруг в антикризисной программе сурово сказано: «потребуется: радикальное повышение качества системы государственного управления и эффективности работы крупных компаний, контролируемых государством».
Нет внятного ответа и на другой основополагающий вопрос: какими путями и методами страна будет диверсифицировать свою экономику? Что даст обещанная правительством и занесенная в антикризисную программу Национальная технологическая инициатива — инновационный центр «Сколково», наукограды и технопарки, институты инновационного развития и т. д., если до сих пор их вклад в модернизацию страны изменялся долями процента?
Впрочем, косвенный ответ в нынешнем документе имеется. Это привычная надежда на то, что трудности временные, все изменится и потекут опять молочные реки в кисельных берегах. В антикризисном плане об этом сказано так: «Правительство Российской Федерации рассчитывает, что постепенная стабилизация мировых сырьевых рынков и предпринимаемые совместно с Банком России меры позволят нормализовать ситуацию на валютном рынке и создать условия для существенного снижения номинальных процентных ставок и повышения доступности кредитования. Это обеспечит последовательный выход основных отраслей экономики из рецессии, в том числе за счет более высокой ценовой конкурентоспособности российских товаров в результате снижения курса рубля...»
Из этого следует, что программа есть не что иное, как несколько перелицованные прежние «недовыполненные» стратегии. И действительно, зачем кардинальные перемены, если и прежде все делалось правильно?
По сути дела, это план выхода из бюджетного кризиса. «Цель правительства — выйти на бездефицитный бюджет к 2017 году при прогнозной цене нефти 70 долларов за баррель, — честно заявляет министр финансов Антон Силуанов. И потому кабинет без слез и причитаний режет инфраструктурные проекты, невзирая на их фундаментальную роль в экономическом развитии. Кроме нынешнего сокращения бюджетных расходов на 10% Минфин уже готовит «оптимизацию» бюджета на следующие пару лет, с 5-процентным сокращением расходов на все, кроме оборонки и социалки.
А самое главное: среди предлагаемых мер нет экономических приоритетов и направлений развития — ни территориального, ни отраслевого, ни кадрового — никаких! Все должно идти как теперь, но немножко лучше — это основной мотив набившей оскомину песни.
«У меня нет возражений по большинству намеченных мер правительственного антикризисного плана, — говорит один из самых авторитетных российских экспертов, научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. — Но мое ощущение — что эффекта они в итоге не дадут. Проблема в том, что рост российской экономики не возобновится, пока не пойдет поток инвестиций, причем частных. А их не будет в достаточных объемах, потому что деловой климат не меняется в требуемых масштабах, не обеспечивается соблюдение прав собственности, бизнес не чувствует должного наращивания свободы».
Все так, хотя есть одно уточнение. Наивно надеяться на приток частных инвестиций в условиях санкций, когда любой западный инвестор может быть объявлен изгоем. Рассчитывать можно только на себя, но, видимо, очень не хочется.