Оказывается, многие массовые товары, которые выпускаются в России и считаются вроде как отечественными, на самом деле принадлежат иностранцам. «АиФ» решил выяснить, в каких отраслях зарубежное влияние сильнее всего.
Первый шаг в Россию иностранцы сделали ещё на закате СССР. Поначалу они продавали лицензии, позволяющие производить их товары на советских заводах. Так, под Ленинградом в 1979 г. начался выпуск чудо-клея «Момент», разработанного немецкой компанией «Хенкель» и продававшегося в ФРГ под другим именем. Похожий трюк со сменой названия немцы повторили с гелем «Ласка», который начали выпускать у нас после того, как благодаря приватизации приобрели производства бытовой химии в Ленинградской, Пермской и Саратовской областях. Из советских марок «Хенкель» сохранил до сегодняшнего дня только стиральный порошок «Пемос» и чистящее средство «Пемолюкс» – более дешёвые, чем те иностранные аналоги, рекламу которых крутят по телевизору (см. инфографику).
Самая долгая и счастливая жизнь оказалась у стирального порошка «Миф», выпуск которого в начале 90-х был освоен на объединении «Новомосковскбытхим». Ему до сих пор принадлежит абсолютный рекорд РФ по тоннам продаж. И название совсем немифическое. «Я зашифровал в нём первые буквы имени и фамилии своего сына: «Михаил Филиппенков», – вспоминает автор первых формул порошка гендиректор Центра «НИЦбытхим», эксперт Союза химиков Вячеслав Филиппенков. – А когда наше объединение купила компания «Проктер энд Гэмбл», я подарил ей авторские права. Иначе новые владельцы могли снять «Миф» с производства. Политика транснациональных корпораций такова, что они во всём мире продвигают свои международные марки и строят бизнес так, чтобы получать максимум прибыли с учётом преимуществ каждого региона. Для производства стиральных порошков нужно много электроэнергии, которая в России дешевле, чем в других странах. Поэтому в руках американцев завод в Новомосковске стал самым крупным в Европе».
Дело – табак
В конце 1980-х советские директора узнали новое слово – СП. Совместные предприятия казались спасением для заводов, работавших на устаревшем оборудовании и не имевших денег на обновление. Такая ситуация была и в табачной промышленности. Так, в Россию пришла компания «Филип Моррис», сначала создавшая пару СП, а затем выкупившая фабрику в Краснодаре и построившая с нуля фабрику под Петербургом. Американцы наладили на них выпуск своих знаменитых марок, а на краснодарской площадке возродили советские сигареты «Союз Аполлон», выпускавшиеся из вирджинского табака в годы потепления отношений СССР и США. Легендарный бренд прожил до 2016 г., когда «Филип Моррис» от него окончательно отказался.
За 25 лет зарубежные гиганты потратили в РФ несколько миллиардов долларов, купив все самые заметные табачные фабрики и некоторые построив с нуля. В результате сегодня выпуск сигарет почти безраздельно контролируют 5 иностранных компаний. «Так во всём мире: табачный рынок уже давно поделён между несколькими крупными корпорациями, ресурсы которых позволяют переиграть любого национального производителя», – комментирует аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. Иностранцы придумали несколько новых марок, маскирующихся под отечественные, – «Пётр I», «Русский стиль». Но в последние 10 лет продажи сигарет в РФ падают в результате борьбы с курением, роста налогов и цен. Зарубежным владельцам пришлось закрыть несколько исторических фабрик, основанных ещё в XIX в. («Ява», «Лиггетт-Дукат», «Балканская звезда»). Выпуск сигарет «Ява» был, например, перенесён из Москвы в Петербург. При этом по уровню зарплат (в среднем 100 тыс. руб. в месяц, по данным Росстата) табачная отрасль отстаёт только от добычи нефти и газа.
Пива – хоть залейся
А вот рынок пива в прошлом году вырос. Хорошим продажам поспособствовал чемпионат мира по футболу, который пивовары встретили во всеоружии. Пенный напиток сегодня делают 1,4 тыс. предприятий. Но ¾ производства обеспечивают 3 зарубежные компании, которые владеют 26 крупными заводами. Большинство из них иностранцы купили у государства или у частных российских владельцев. Некоторые построили сами.
Лучше всего в прошлом году продавались старое доброе «Жигулёвское» и «Балтика». «Но продажи российских марок растут не в силу ностальгии или патриотизма, а за счёт более низкой цены», – считает эксперт пивного рынка, председатель комитета по экономике Московского отделения «Опоры России» Алексей Каневский. При этом по вполне доступным ценам продаются и зарубежные сорта, лицензии на которые принадлежат большой тройке. Ассортимент на любой кошелёк и рост производства – главные плюсы, которые дал приход иностранцев любителям пенного. Но вкус голландского или немецкого пива, сваренного в России, по мнению Каневского, всё же отличается от оригинального: борьба за оптимальные цены не всегда помогает борьбе за качество.
«Лада» не для Европы
Каждая пятая новая легковушка, купленная в РФ в 2018 г., сошла с конвейера АвтоВАЗа. «Лада» – по-прежнему машина № 1. Но есть нюанс: на 66% она теперь принадлежит французам и японцам. Такова доля иностранных участников международного альянса, владеющего нынче волжским гигантом.
С 2002 г. в самых разных регионах иностранцы построили два десятка собственных автозаводов. И хотя некоторые уже успели закрыться, как «Форд» во Всеволожске в этом году, именно предприятия с зарубежными инвестициями делают теперь погоду на рынке легковых и лёгких коммерческих автомобилей. Российские паспорта у хозяев лишь 3 заводов – ГАЗа, УАЗа и калининградского «Автотора», но последний тоже специализируется на сборке иномарок.
На АвтоВАЗе между тем работает уже третий президент с иностранной фамилией. Союз с грандами автопрома позволил создать лучший российский автомобиль – «Лада Веста». Но обошёлся он очень дорого и пока не стал машиной, равной «Рено» или «Ниссану». «Большую часть инвестиций в совместный проект взял на себя «Ростех». Французы и японцы вложили главным образом современные технологии и культуру производства, – рассказывает эксперт авторынка доцент РАНХиГС Павел Грибов. – В новых «Ладах» много импортных комплектующих. При этом на той же технологической платформе наши партнёры выпускают в Румынии «Дачию». И, чтобы не создавать конкуренции двум похожим моделям, румынские машины они предлагают европейскому рынку, а российские – странам СНГ».
Плюсы и минусы
«Транснациональные корпорации (ТНК) создают немало рабочих мест, платят много налогов, повышают планку качества в своих отраслях. В последние 10 лет они чаще не покупают действующие производства, а строят свои. Скажем, в фармацевтике, по данным DSM Group, на их долю приходится уже 39% выпуска лекарств, что дешевле закупки аналогов за рубежом. Именно такая политика позволила наладить выпуск большинства жизненно важных препаратов, – оценивает плюсы иностранной экспансии доцент РАНХиГС Олег Филиппов. – Но обычно в нашей стране располагается только финальная часть производства, а научная часть – за границей. И российские бренды сохраняются только для ассортимента, чтобы предлагать подходящие товары всем группам покупателей. Это обрекает нашу промышленность на технологическую зависимость, ограничивает экспорт, направления которого контролируют транснациональные корпорации».