Российские сервисы бесконтактной оплаты вышли на новый виток популярности с уходом из России платежных систем Visa и Mastercard, а также сервисов Apple Pay и Samsung Pay. Последние месяцы НСПК, оператор Системы быстрых платежей, и отечественные банки трудились над тем, чтобы вернуть россиянам возможность бесконтактно оплачивать покупки в магазинах. С апреля заработало мобильное приложение СБПэй, аналог Apple Pay и Google Pay, а сейчас все больше банков и компаний подключаются к оплате по QR-коду от СБП (среди них «Тинькофф», «Открытие», Альфа-банк, Делобанк, ВТБ, Промсвязьбанк, МКБ, Совкомбанк, ЮниКредит Банк, РСХБ, Почта банк) или строят собственные сервисы на ее основе. СБП же запустила масштабную рекламную кампанию.
Выигрыш за QR
Напомним, оплачивать покупки по QR-коду через СБП прямо на кассе стало возможным с 2019 года. Сейчас к системе подключены сети «Дикси», «Детский мир», «Магнит», Fix Price, МТС, группа «М.Видео — Эльдорадо», XFIT, «Л’Этуаль», Ozon, Wildberries и другие (подробнее см. «QR-коды вместо кошелька», «Эксперт» № 5 за 2022 год). Ранее «Эксперт» уже описывал, как это работает: после того как кассир сформировал чек, на экране кассы появляется QR-код, который покупатель считывает через мобильное приложение своего банка. Затем проводится платеж: деньги списываются со счета покупателя и отправляются на счет в банк получателя, то есть магазина. Важно, что для оплаты по QR-коду банк-эквайер не нужен, равно как и платежные системы. Главное условие — чтобы и покупатель, и магазин были подключены к СБП. Эта схема оплаты заметно отличается от эквайринга, при котором существует система посредников в виде банка-эквайера и платежной системы, выпустивших карту. Поскольку эквайринг сложнее и включает в себя несколько участников операции, комиссия за него высока — в среднем 2–3%. Комиссия за СБП для малого и среднего бизнеса составляет до 0,7%.
«В Системе быстрых платежей максимальный тариф для юрлиц ограничен Банком России ставкой 0,7 процента от суммы операции и не более 1500 рублей, что значительно ниже максимальных ставок по эквайрингу с использованием платежных карт. Последние по рынку достигают значений 2,8 процента от суммы операции и без ограничения по максимальной сумме», — поясняют в пресс-службе Альфа-банка.
Пожалуй, единственное неудобство для покупателей — это ограничение по сумме: по QR-коду через СБП нельзя оплатить покупку дороже 600 тыс. рублей.
Сеть фитнес-клубов XFit в начале лета запустила у себя оплату через СБП и провела розыгрыш годовой карты среди тех, кто пользуется такой возможностью.
Ирина Троска, директор по качеству продукта и развитию франчайзинга XFit в России, говорит, что сервис оплаты по QR-коду превосходит эквайринг если не по экономии, то, во всяком случае, по удобству. «Оценить экономию пока сложно, потому что СПБ стала доступной в нашей сети относительно недавно (нет базы для сравнения), а также по причине того, что летом в фитнесе низкий сезон и продажи снижены, — рассказывает Ирина Троска. — Но в любом случае сервис удобный и дает возможность электронной оплаты телефоном, что вызывает интерес у клиентов, отвыкших пользоваться физическими картами».
Кстати, физлиц мотивируют к переходу на кодовую оплату не только компании, но и сама СБП. Альфа-банк в своем телеграм-канале рассказал о розыгрыше призов от НСПК: денежное вознаграждение до миллиона рублей просто за оплату через систему QR-кодов в партнерских организациях, куда входят, среди прочих, KFC, Calzedonia, Hoff, Sokolov, «Мегафон», «Лабиринт». В розыгрыше участвуют и другие банки.
Сами банки тоже все охотнее вступают в союз с СБП и предлагают собственные сервисы не только для «физиков», но и для юрлиц. Так, «Тинькофф Бизнес» запустил новый способ оплаты в торговых точках через Систему быстрых платежей — с помощью QR-кода в мобильном приложении. Использование этого сервиса, объясняют в банке, превращает мобильный телефон продавца в настоящий платежный терминал. Приложение «Тинькофф Бизнеса» формирует динамический QR-код для каждой покупки и позволяет подключить к СБП сразу несколько торговых точек с разными адресами и видами деятельности.
Такой же сервис для предпринимателей появился и у банка «Открытие» — «Эквайринг в смартфоне». Мобильное приложение Open-POS превращает смартфон в POS-терминал и позволяет принимать оплату банковскими картами, а также через СБП. Приложение Open-POS реализовано на основе технологии SoftPOS (как и у «Тинькофф»), которая позволяет использовать смартфон на базе Android 8.1 и выше с поддержкой NFC в качестве POS-терминала для приема платежей.
Кошелек вернулся в телефон
К началу 2022 года россияне проводили при помощи смартфона примерно половину своих безналичных платежей (остальная половина оплачивалась «по старинке» пластиковыми картами). Очень уж удобно носить с собой один лишь телефон, который можно использовать и вместо кошелька. Прекращение работы сервисов Apple Pay и Google Pay лишило россиян такой возможности — но желание платить смартфоном никуда не делось. С учетом этого НСПК разработала и запустила сервис СБПэй. СБПэй — мобильное приложение для оплаты товаров и услуг в розничных магазинах и интернете c использованием всех поддерживаемых в СБП способов оплаты (QR-код, кнопка на сайте и т. д.). Для его установки необходима операционная система Android версии не ниже 6.0 и iOS начиная с версии 13. В отличие от Mir Pay (которая недоступна для российских пользователей iPhone), Google Pay и Apple Pay привязаны к картам «Мир», Visa, Mastercard, а вот СБПэй — к банковскому счету пользователя приложения. То есть карта в данном случае лишнее звено. В конце июня к программе СБПэй были подключены 119 банков, в том числе семь из системно значимых. Банки, со своей стороны, тоже пытаются предложить сервисы для оплаты телефоном — совмещая их со своими сервисами для бизнеса. Так, недавно в платежном приложении Делобанка (банковская группа банка «Синара») «Эквайринг в смартфоне» появилась функция бесконтактной оплаты через СБП. Так что клиенты банка снова могут оплачивать товары и услуги смартфоном. Бесконтактную оплату по NFC можно использовать через приложение «Эквайринг в смартфоне» или как классическую NFC-метку в виде наклейки с кассовой платежной ссылкой СБП. «Для совершения оплаты покупателю достаточно поднести свой телефон к смартфонутерминалу, на котором установлено приложение “Эквайринг в смартфоне”, после чего выбрать банк для оплаты на странице, которая автоматически откроется в браузере смартфона и подтвердит операцию. После оплаты деньги моментально зачисляются на расчетный счет предпринимателя. Оплата по СБП позволяет бизнесу быть более мобильным, экономить на терминале и приеме платежей, а покупателям — вернуться к ставшим уже привычными способам оплаты», — поясняет Ирина Кузьмина, руководитель Делобанка. Конкуренцию СБПэй может составить и SberPay от Сбербанка. Этот сервис работает с июля 2020 года. Сейчас, правда, он доступен только владельцам операционной системы Android. У Сбербанка есть и своя платформа для оплаты по коду — «Плати QR», к которой недавно присоединился сервис ЮMoney. Владельцы кошельков и карт ЮMoney теперь могут оплачивать покупки в магазинах, кафе, на заправках, просто считав камерой телефона QR-код с логотипом «Плати QR». После сканирования QR-кода остается лишь подтвердить покупку в мобильном приложении ЮMoney. Определить, доступна ли в магазине оплата по QR-коду, покупатели могут по специальной наклейке Сбера с QR-кодом. По мнению Дарьи Морозовой, начальника управления организации и развития департамента клиентского обслуживания АКБ «Держава», SberPay вполне может занять серьезное место на рынке и окупить немалые расходы на свое создание. Точные цифры инвестиций в такие сервисы и приложения неизвестны, но, скорее всего, они высоки. «Разработка собственного приложения — это всегда очень затратно. Счет начинается с десятков миллионов рублей, — говорит Дарья Морозова. — Это кадровые расходы, разработка и последующее тестирование, сопровождение, технические мощности для разворачивания сервисов такого масштаба. Сбер — банк с миллионной клиентурой, а значит, и ожидания потребителей к качеству его продукта высоки. Но он может выпускать продукт, стоимость которого для клиента будет достаточно низкой: расходы окупятся за счет числа пользователей и их совокупного вложения в другие сервисы».
Сходить в народ и выбить сотню
До сих пор СБП хорошо себя чувствовала на рынке денежных переводов, но не платежей. Так, в 2021 году через СБП было совершено более 0,8 млрд переводов примерно на 5 трлн рублей, а по итогам января—марта 2022-го — 436 млн операций более чем на 2,4 трлн рублей. Что касается платежей, то в 2021 году через СБП было проведено платежей на 939 млрд рублей. При этом в первом квартале 2022 года было проведено уже платежей на 370 млрд рублей. Это очень мало: общий объем безналичных платежей в России составляет примерно 70% розничного товарооборота, то есть примерно 28 трлн рублей. Игорь Додонов, аналитик ФГ «Финам», приводит такие цифры: в сегменте платежных переводов доля СБП сейчас может составлять порядка 15–16% (хотя в ряде отдельных банков может доходить до 70% и выше), а концу года увеличится до 20%. При этом на переводы пока приходится порядка 96% операций, совершаемых через СБП. В целом же доля СБП в объеме всех операций по картам пока, вероятно, составляет 5–6%. Но теперь, когда Visa и Mastercard, а также Apple Pay и Google Pay самоустранились с российского платежного рынка, СБП может занять доминирующее положение и на рынке платежей. С учетом поддержки государства, его стремления развивать, постоянно дополнять и совершенствовать этот сервис есть вероятность существенного наращивания доли рынка СБП в крупных городах, считает Дарья Морозова. «На своем опыте мы видим четырехкратный прирост количества переводов с использованием этого сервиса во втором квартале 2022 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, — говорит она. — Очень многое будет зависеть от технической оснащенности торговых точек. Но при сохранении нынешних темпов развития сервиса уже в ближайшие пару лет оплата по СБП сможет заменить карточные расчеты практически на сто процентов». У Игоря Додонова более скромные ожидания. «Со временем популярность СБП продолжит расти, в том числе благодаря уходу Apple Pay и Android Pay, внедрению новых способов оплаты. Но как процент от всех операций по картам доля СБП, думаю, будет увеличиваться не очень быстро — многое будет зависеть от информированности населения об этой системе и от ее тарифной политики», — заключает он. У СБП есть планы развития не только внутри страны: многие банки в ближайшее время смогут предоставить сервис трансграничных переводов в Системе быстрых платежей. Первым подтянулся «Тинькофф», который недавно стал провайдером трансграничных переводов для СБП и провел первый рублевый перевод за границу по номеру телефона. Денежный перевод в размере тысячи рублей отправил клиент российского банка «Хайс» в киргизский MBank, деньги на счет получателя поступили мгновенно. Операции проходят в рублях с конвертацией в национальную валюту на стороне банка-получателя. В ближайшем будущем «Тинькофф» планирует предоставить российским банкам доступ к переводам через СБП в другие страны ЕАЭС, а также в страны ближнего зарубежья. Переводы из зарубежных банков в Россию планируется запустить до конца 2022 года.