Маленького Арчи, Сына принца Гарри и Меган Маркл, планируют крестить в июле – и общество делает ставки, кому выпадет честь быть крестным отцом.
Крестным в Великобритании вас выбирают по одной из трех причин: вы классный, вы богатый, у вас связи. Некоторые родители по наивности оказывают эту честь совершенно неподготовленному «лучшему другу», но сейчас дела так не делаются. Крестный – это серьезный бизнес.
Династические браки больше не заключают, так что правильно выбрать ребенку крестного, а себе, соответственно, кума – значит заключить очень выгодный союз. Если угадаешь, он поднимет твою семью на социальном лифте, а крестнику гарантирует правильный пул дополнительных родственников и трудоустройство. Это даже лучше, чем брак: двух мужей одновременно иметь не разрешается, но нет такого закона, который ограничит хорошему человеку число кумов и духовных чад.
Взять принца Чарльза – он окормляет около тридцати персон, в том числе принцессу Марию-Олимпию Греческую, махараджу Джайпура и герцога Вестминстерского. И таким образом поддерживает связи между британской монархией, европейской и индийской. А еще с человеком, у которого в Великобритании имущества больше, чем у королевы Елизаветы, – самым молодым в мире миллиардером Хью Гросвенором, который работает менеджером по кофейной гуще в скромной лондонской компании Bio-bean. Хью, в свою очередь, крестил наследного принца Джорджа, так что деваться двадцативосьмилетнему красавцу некуда, он повязан по рукам и ногам. Так делают не только в королевской семье. Например, бывший канцлер казначейства Джордж Осборн и экс-премьер Дэвид Кэмерон покрестили детей друг друга и создали таким образом альянс с возможностями гораздо большими, чем когда-либо были у их правительства.
Кум-политик – перспективная инвестиция, после отставки они становятся еще влиятельнее.
А, забыла о главном – крестные несут ответственность за религиозное воспитание ребенка. У сына принцессы Маргарет Дэвида Линли (второго графа Сноудена, экс-председателя Christie’s UK, бывшего партнера Сергея Пугачёва) в крестных вообще был епископ – Саймон Фиппс. Глядя на наше поколение, пожилой граф вздыхает: «На слово God в составе слова godfather уже не обращают внимание, а жаль». Кроме епископа Дэвида Линли крестила Елизавета II и ее конюший Патрик Планкет, который тоже внес лепту в духовное развитие мальчика – научил красиво расписываться на документах.
В наши безбожные времена обеты, произнесенные на крестинах и конфирмации, ничего не стоят, и крестный отец теперь нужен не для духовного развития. Вы будете играть совсем другую роль. Какую? А это зависит от того, за какое из трех ценных светских качеств вас выбрали.
Если вы богаты, то все понятно. Будете делать подарки и спонсировать каникулы. Будете подгонять к праздникам бриллиантовые сережки, охотничьи ружья, акции Amazon, сумки Gucci, оплачивать хелиски и виллу на Ибице. Только не забудьте, что богатый крестный ни в коем случае не должен дарить крестнику ничего полезного. Для этого есть родители, и они обидятся, если вы заступите на их территорию. Так что ни машин, ни квартир, ни платы за школу. А все остальное – пожалуйста. (Хотя я могу простить крестникам Брайана Мэя из Queen нежелание в сотый раз получать от него билеты на мюзикл We Will Rock You.)
А еще бывают классные, веселые крестные. Они рассказывают похабные истории и ненадлежащим образом выполняют обязанности бебиситтера – к ужасу родителей и восторгу детей. Они умеют проводить на бэкстейдж фестиваля в Гластонбери. Или, как бывший президент Condé Nast International, председатель попечительского совета Музея Виктории и Альберта Николас Колридж (написавший целую книгу «Крестные дети»), посылают им чек на двадцать фунтов, чтобы компенсировать расходы на обратное такси, когда крестниц ловят камеры наблюдения при попытке поздней ночью переместиться из школы для девочек St. Mary’s Ascot в школу для мальчиков Eton. («Я чувствовал, что настоящий крестный должен так поступить», – объясняет Колридж.) Кстати, веселый крестный не обязан быть сильно старше крестника. Он ему вроде брата, а не дяди и не дедушки. В семье художника Адама Веймауса так принято, у них крестными становятся лет в четырнадцать. Сам Адам крестил Люка Линдси в четырнадцать. И Люку было столько же, когда его выбрали крестным для виконта Ройстона.
Но самый лучший в мире крестный – это, конечно, крестный со связями. Он, как акушерка, облегчит младенцу путь к свету: запишет в клуб White’s или 5 Hertford Street, договорится о собеседовании, прослушивании, стажировке. Почему, по-вашему, у политиков так много крестников? Они ведь скучные и, как правило, небогатые. Зато связи и возможности у политика обширнее, чем паутина у вас на чердаке. Веселый крестный подарит крестнику день в Диснейленде, крестный-политик – день в кабинете министров. А чтобы дитя не шаталось без дела в каникулы, устроит его поработать в Momentum (новая левая политическая организация в Великобритании, поддерживающая лейбористов. – Прим. «Татлера»).
Политик – сказочно перспективная инвестиция, потому что после отставки они почему-то становятся гораздо влиятельнее. Как cэр Ник Клегг (до 2015 года – лидер либеральных демократов и вице-премьер Великобритании. – Прим. «Татлера») или вышеупомянутый Джордж Осборн. Руперт Мёрдок (и без того один из самых влиятельных людей в мире) сделал в 2010-м Тони Блэра, уже три года как не премьер-министра, крестным отцом своих младших дочерей Хлои и Грейс. Весь мир лил слезы умиления, когда Блэр и еще два воспреемника – Хью Джекман и Николь Кидман, – все в белом, крестили девочек в реке Иордан, и их там горячо приветствовала королева Иордании Рания.
Мудрый родитель подстрахует будущее ребенка со всех сторон, выбрав крестных из разных сфер влияния. В идеале ему нужен Ники Хэслем (самый светский дизайнер интерьеров отвечает за духовное развитие восьми овечек), Стивен Фрай (у активиста, актера, сыгравшего Дживса и Оскара Уайльда, тринадцать крестников), сэр Элтон Джон (десять крестников, в том числе сын Лиз Хёрли Дэмиен, сын Джона Леннона Шон, Бруклин и Ромео Бекхэмы). У покойного сэра Дэвида Танга, основателя Shanghai Tang, вообще был тридцать один крестник.
Только не надо думать, что крестный – дойная корова, и всеми силами пытаться избежать этой печальной спонсорской участи. Наоборот, родители, приглашая вас стать их кумом, предлагают взаимовыгодное сотрудничество. И если из вашей крестницы вырастет Гвинет Пэлтроу или Дрю Берримор (их обеих крестил Стивен Спилберг), все будут думать, что это вы помогли девочкам вырасти большими и красивыми. А ведь действительно – знаменитые крестные имеют свойство выращивать знаменитых крестников. Уж не знаю, как это получается.
«В наши дни трудно понять, в какой момент обязанности крестного отца можно считать выполненными, – серьезно размышляет Николас Колридж. – Я перестал отправлять к Рождеству по пятьдесят или сто фунтов Каре Делевинь и Эди Кэмпбелл, когда, сидя на ужине рядом с их агентами, узнал, что супермодели зарабатывают больше, чем какой-нибудь русский олигарх». Да, наверное, в такой момент ты точно понимаешь, что исполнил свой долг крестного наилучшим образом.
Семь проверенных крестных
Бен Голдсмит
Младший Голдсмит зарабатывает тем, что инвестирует в экологичные источники энергии. Но финансист он – только по папе, а по маме (лондонский клуб Annabel’s назван в честь божественной леди Аннабель) – великий тусовщик. По выходным Бен выгуливает крестников у себя в Сомерсете (квадроциклы, купание в озере, костер, барбекю). К тому же он сводный брат Робина Бёрли, а значит, может помочь с членством в лондонском клубе Бёрли 5 Hertford Street, где по ночам происходит все самое-самое интересное.
Сэр Элтон Джон
Регулярно катает крестников (их на данный момент десять) на лодке вдоль Лазурного Берега. Его кума Виктория Бекхэм сообщила также, что в дни рождения духовный наставник поет им серенады.
Люк Линдси
Внук леди Амабель Линдси жжет не хуже, чем его фантастическая бабушка. Он ди-джей и барабанщик, студент Бристольского университета, хорошо готовит. Но у него есть и другие несомненные достоинства. Например, Люк так сильно болеет за «Арсенал», что любому крестнику добудет билеты на лучшую трибуну.
Маноло Бланик
Наш обожаемый дизайнер туфель говорит, что у него «сотни» крестников, включая фотографа Фентона Бэйли, сына великого Дэвида Бэйли, о котором снят фильм «Фотоувеличение». Крестники Бланика получают на день рождения по паре туфель, обедают с ним в бастионе английской кухни Wiltons и всячески культурно просвещаются. Маноло счастлив, когда чадо способно поговорить с ним о Феллини или Висконти.
Хьюго Гиббс
Старший партнер в британской страховой корпорации JLT Group холост, весел и как может воспитывает тринадцать крестников. В обществе известен как самый щедрый крестный отец. Девочкам дарит золотые кресты Robinson Pelham, мальчикам – запонки с инициалами.
Николас Колридж
Президент Музея Виктории и Альберта печется о благополучии семи крестников (Нед Донован, Кара Делевинь, Эди Кэмпбелл, Айон Хантер Гордон, Хелена Аллан, Юэн Уотерспун, Вилла Петти). Не скрывает, что он им «крестный, чтобы дарить деньги на Рождество и день рождения».
Принц Уэльский
Многодетный крестный отец – у него уже около тридцати крестников, в основном с фамилией Нэтчбулл и Хикс. Индия Хикс (бывшая модель, джетсеттер, шестьсот семьдесят восьмая в очереди на трон) говорит, что принц Чарльз – очень заботливый, дарит замечательные подарки. Например, полный фарфоровый сервиз Thomas Goode, по одному предмету в год.