Министерство экономического развития предлагает обязать органы власти обсуждать документы стратегического планирования с объединением "Народный фронт — за Россию" (ОНФ). Ведомство подготовило соответствующий проект постановления правительства. Среди таких документов — президентское послание Федеральному собранию, бюджетный прогноз и стратегия национальной безопасности РФ. В Минэкономики "Ъ" сообщили, что "неоднократно" получали соответствующие предложения от "Фронта". Депутаты Госдумы считают, что ОНФ готовят к участию в выборах в Госдуму.
В постановлении, разработанном Минэкономики, предлагается обязать органы исполнительной власти РФ, субъектов и местного самоуправления с 1 сентября 2016 года "осуществлять общественное обсуждение документов стратегического планирования" в соответствии с утвержденным порядком. Согласно п. 3 ст. 11 закона "О стратегическом планировании в РФ", к таким документам относятся послание президента Федеральному собранию; стратегия социально-экономического развития РФ; стратегия национальной безопасности РФ; бюджетный прогноз; прогнозы научно-технологического и социально-экономического развития; схемы территориального планирования РФ; а также основные направления деятельности правительства. Подобные перечни также предусмотрены законом для документов, разрабатываемых на уровнях субъектов и муниципальных образований. К документам стратегического планирования относятся и госпрограммы РФ, в том числе госпрограмма вооружения, но они исключены из списка проектов, которые подлежат общественному обсуждению. П. 7 ст. 11 закона также оговаривает, что к разработке документов стратегического планирования "могут привлекаться объединения профсоюзов и работодателей, общественные, научные и иные организации".
Разработанный Минэкономики порядок обсуждения проектов предусматривает, что разработчик направляет для общественного обсуждения "паспорт" проекта с информацией о нем в Общественную палату РФ, общественный совет при разработчике, Минэкономики, Минфин и Минобрнауки, а также в "органы и организации, целью деятельности которых является защита и представление интересов потенциальных участников общественных отношений, на которые направлена реализация проекта". Отдельным пунктом в перечне выделено объединение "Народный фронт — за Россию". Разработчик "обязан рассмотреть" все поступившие предложения и замечания", дальнейшее согласование проекта в ведомствах "недопустимо без прохождения процедуры общественного обсуждения". Отводится на него от 20 до 60 дней.
Созданный по инициативе Владимира Путина "Народный фронт" довольно активно подключается к обсуждению и решению экономических вопросов. Наибольший резонанс получил проект "За честные закупки", в рамках которого критике подвергались главы регионов, в частности арестованный впоследствии глава Сахалина Александр Хорошавин. Кроме того, ОНФ подавал президенту доклады об исполнении его майских указов, в которых критике подвергалось уже правительство. "Фронт" также инициировал законопроект, ограничивающий выплаты выходных пособий для региональных и муниципальных чиновников и депутатов. Президент регулярно принимает участие в мероприятиях "Фронта": в сентябре, например, Владимир Путин посещал форум ОНФ "За качественную и доступную медицину!".
Однажды ОНФ попал в список президентских поручений: до 1 апреля текущего года Владимир Путин "рекомендовал" "Фронту" "проанализировать состояние общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства и при необходимости разработать комплекс мер по повышению его эффективности" (ответственный за исполнение — сопредседатель центрального штаба ОНФ Александр Бречалов). Но, безусловно, включение ОНФ в список организаций, которые должны обсуждать "документы стратегического планирования", существенно повышает политический и аппаратный вес организации.
Минэкономики подготовило проект постановления во исполнение поручения президента по итогам его встречи с региональным активом ОНФ в Ново-Огарево в апреле 2014 года, пояснила "Ъ" заместитель руководителя исполкома ОНФ Наталья Костенко. Руководитель проекта ОНФ "За честные закупки" Антон Гетта рассказал "Ъ", что Минэкономики ранее игнорировало мероприятия ОНФ, избегало встреч с экспертами движения и не хотело с ними взаимодействовать. "Может, им сказать нам было нечего,— предполагает господин Гетта.— Но в какой-то момент все изменилось, мы достучались до министерства, написали письмо Дмитрию Медведеву, и у министерства появилось желание попросить помощи у экспертов ОНФ. Игнорирование мнения ОНФ может привести к нехорошим вещам". Господин Гетта считает, что "Фронт" выделили в проекте постановления как организацию, с которой необходимо обсуждать документы стратегического планирования, поскольку только у ОНФ лидер — президент Владимир Путин. Кроме того, ОНФ зовет к сотрудничеству другие организации и "открыт для всех, кто готов конструктивно работать": "Кто угодно может приходить и становиться нашим экспертом".
"В Минэкономики неоднократно поступали предложения от ОНФ о том, что они хотят принимать участие в обсуждении документов стратегического планирования на ранней стадии их разработки,— объяснила появление "Фронта" в проекте помощник главы Минэкономики Елена Лашкина.— Но предполагается, что не только ОНФ будет участвовать в общественных обсуждениях, но и другие общественные организации".
Вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев полагает, что ОНФ "искусственно надувают", готовя его к участию в выборах в Госдуму в 2016 году: "ОНФ не партия, но можно выдвигать кандидатов при поддержке "Фронта" по одномандатным округам". Господин Лебедев недоволен и тем, что с "Фронтом" постоянно встречается президент: "Почему с ними, почему не с ЛДПР? Мы бы тоже могли много ему рассказать". Глава юридической службы КПРФ, депутат Госдумы Вадим Соловьев считает некорректным то, что ОНФ выделили из ряда общественных организаций. "С точки зрения законодателя это странно — партии, например, не должны вмешиваться в деятельность органов исполнительной власти, а ОНФ имеет как раз политическое значение",— отмечает коммунист. Но "с точки зрения политики все понятно", считает он: ""Единая Россия" уходит на второй план, ее сменяет ОНФ, ему уже ставились различные задачи — например, контроль за исполнением указов президента".
Глава партнерства "Юристы за гражданское общество" Дарья Милославская считает, что ОНФ может в итоге получить не закрепленную в законе функцию общественного контроля. "Общественное движение — это организационно-правовая форма, отличная от общественной организации, чтобы не все движения претендовали на согласование документов стратегического развития, ОНФ прописали отдельно",— считает госпожа Милославская.