Как стало известно “Ъ”, «Роснефть» решила внести существенный вклад в наращивание грузопотока на Северном морском пути и может перенаправить туда нефть с новых месторождений Ванкорского кластера, построив около 600 км трубопровода до побережья Таймыра. Компания видит этот проект в связке с разработкой Пайяхской группы месторождений «Нефтегазхолдинга» Эдуарда Худайнатова. Эта концепция сейчас прорабатывается в правительстве, но комплексной оценки необходимых инвестиций еще нет. В «Транснефти», которой грозит падение объемов прокачки нефти с Ванкора, заявили о готовности «конкурировать с новым направлением». Эксперты считают, что в любом случае с привлечением лоббистского ресурса «Роснефти» шансы Пайяхи на реализацию повышаются.
Президент «Нефтегазхолдинга» (НГХ) Эдуард Худайнатов и глава «Росатома» Алексей Лихачев обратились к вице-премьеру Максиму Акимову с просьбой оценить целесообразность создания совместной инфраструктуры поставок нефти для принадлежащей НГХ Пайяхской группы месторождений и Ванкорского кластера «Роснефти» для дозагрузки СМП, сообщили источники “Ъ”. По их словам, господа Худайнатов и Лихачев указывают на риски срыва поручения президента РФ по обеспечению к 2024 году грузовой базы для СМП в 80 млн тонн грузов. В связи с этим предлагается перенаправить на север нефть новых месторождений Ванкорского кластера «Роснефти» — Сузунского, Тагульского и Лодочного — с ресурсами 1,9 млрд тонн, запасами 500 млн тонн и планируемой добычей 22–24 млн тонн в год. Речь идет о строительстве нефтепровода от Ванкорского кластера до бухты Север на побережье Таймыра длиной около 600 км и мощностью 25 млн тонн с возможностью увеличения до 50 млн тонн, который бы проходил через Пайяхские месторождения, принадлежащие НГХ.
В «Роснефти», НГХ и «Росатоме» отказались от комментариев. Но источник “Ъ” в «Росатоме» отмечает, что позиция у госкорпорации простая: чем больше проектов в Арктике, тем больше грузооборот и потребность в атомных ледоколах. В министерствах не смогли прокомментировать предложение. Между тем освоение Пайяхи и «единый арктический маршрут транспортировки нефти» в районе Таймырского участка, по данным “Ъ”, упоминались 25 февраля на заседании правительственной рабочей группы по развитию СМП во главе с Максимом Акимовым. При этом доклад от лица НГХ делал вице-президент «Роснефти» Андрей Шишкин, который в числе прочего курирует верфь «Звезда» на Дальнем Востоке.
Идея перегружать нефть Ванкорского кластера, основного добывающего актива «Роснефти» в Восточной Сибири, через морской терминал на СМП полностью противоречит прежней стратегии.
Эти месторождения уже подключены к системе «Транснефти», и, если потоки будут переведены на север, трубы «Транснефти» могут остаться полупустыми, учитывая, что ключевое Ванкорское месторождение уже вошло в стадию снижения добычи. Между тем концепция должна помочь разработке Пайяхи — единственного крупного добычного актива, обремененного долгами НГХ. Пайяхские активы вошли в компанию Эдуарда Худайнатова в 2013 году, став одним из первых приобретений после того, как тот покинул «Роснефть». Тогда Пайяха и «Геотэкс» (газовые участки в Саратовской области) были куплены, по данным “Ъ”, за $500 млн.
Эдуард Худайнатов в конце 2017 года оценивал разработку Пайяхи в $6 млрд. Такие инвестиции были не по силам НГХ, и компания пыталась найти инвесторов, а в 2015 году просила 78 млрд руб. из Фонда национального благосостояния, но безрезультатно. Компания и сейчас просит преференций для проекта, говорят источники “Ъ”. Помимо проблем с финансированием и отсутствием инфраструктуры в регионе у рынка вызывали сомнения планы НГХ достигнуть к 2024 году добычи на Пайяхе 10 млн тонн, учитывая, что сейчас на госбаланс поставлены запасы только 163,1 млн тонн нефти. Однако, по словам одного из собеседников “Ъ”, близких к НГХ, в течение «пары месяцев» запасы Пайяхи могут быть увеличены до 500–600 млн тонн по итогам геологоразведки. Другой собеседник “Ъ” в правительстве уточняет, что без подтверждения запасов получить господдержку будет сложно.
Источник “Ъ”, близкий к НГХ, говорит, что аудитор DeGolyer & MacNaughton оценил запасы Пайяхи в 266 млн тонн по категории 2P и 760 млн тонн по 3P, а планируемую полку годовой добычи — в 24–30 млн тонн.
Планы «Нефтегазхолдинга» по развитию Пайяхи уже входят в федеральный проект «Северный морской путь» комплексного плана развития магистральной инфраструктуры. Теперь Эдуард Худайнатов просит Белый дом включить в него и месторождения Ванкорского кластера. Согласно одной из последних версий паспорта проекта (копия есть у “Ъ”), на развитие морского терминала в бухте Север для отгрузки нефти с Пайяхи заложено 81 млрд руб. внебюджетных инвестиций. Никакой общей оценки стоимости проекта компании не приводят. Помимо трубопровода и отгрузочного терминала им понадобятся также танкеры ледового класса. В 2017 году структура «Роснефти» «Роснефтефлот» заказала строительство десяти танкеров ледового класса Arc7 для транспортировки нефти с Пайяхи, но их будет недостаточно для перевозки 20 млн тонн в год.
По данным “Ъ”, НГХ и «Роснефть» планируют по построенному с нуля нефтепроводу отгружать через терминал на Таймыре в бухте Север 20 млн тонн нефти к 2024 году (из которых половину даст нефть Ванкорского кластера). Часть объемов предполагается отправлять на танкерах в восточном направлении через Берингов пролив. Компании рассчитывают, что в 2035 году суммарная добыча на этих проектах может составить 50–55 млн тонн. Собеседники “Ъ” подчеркивают, что даже если НГХ не сможет добывать планируемые 10 млн тонн, этот объем может быть восполнен нефтью Ванкора.
Один из источников “Ъ” в отрасли утверждает, что транспортировка с Ванкора до СМП с учетом использования танкеров ледового класса минимум вдвое дешевле, чем альтернативный маршрут по системе «Транснефти» через порт Козьмино на Дальнем Востоке.
Если "Роснефть" считает, что поставлять нефть по Севморпути будет экономически более выгодно, то это ее право»,— заявил “Ъ” советник главы «Транснефти» Игорь Демин.
Он пояснил, что у «Роснефти» нет перед трубопроводной компанией обязательств по объемам сдачи нефти по принципу «бери или плати». «Значит, будем конкурировать с новым направлением»,— констатирует он. Господин Демин уточнил, что по текущим заявкам «Роснефть» собиралась сдать в трубу «Транснефти» Заполярье—Пурпе в 2019 году 22,4 млн тонн, а в 2023 году — достичь максимума в 28,1 млн тонн. Еще два источника “Ъ”, знакомые с предложением НГХ, считают реализацию проекта и тем более сроки маловероятными. По их мнению, система «Транснефти» дешевле использования СПМ на «несколько долларов на баррель».
Директор консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев отмечает, что идея не нова: подобный маршрут на Диксон обсуждался для экспорта нефти с Ванкорского проекта, но в итоге конфигурация изменилась. Эксперт считает, что к 2024 году Пайяхская группа месторождений сможет давать 5 млн тонн нефти в год, тогда как ванкорский проект может обеспечить дополнительно около 25 млн тонн в год. «Учитывая, что другие компании заявляют о готовности обеспечить объем отгрузки в акватории Севморпути примерно в 58 млн тонн в год, перенаправление нефти Ванкорского кластера на север позволит достигнуть обозначенного президентом РФ объема грузопотока в 80 млн тонн»,— говорит он. Кроме того, подобная кооперация компаний может придать импульс освоению Пайяхи, учитывая финансовый и лоббистский ресурс «Роснефти», отмечает эксперт. По его мнению, к началу 2024 года построить нефтепровод и портовую инфраструктуру реально, если работа будет одновременно развернута на участках трубы Тагул—Пайяха и Пайяха—бухта Север, а государство «окажет необходимую поддержку».