Как стало известно “Ъ”, большинство российских авиакомпаний получили уведомление от европейских лизингодателей о прекращении договоров перестрахования в ночь на 8 марта. Авиаторы трактуют это как невозможность выполнять полеты. По данным “Ъ”, именно поэтому с поста гендиректора «Победы» ушел Андрей Калмыков. Также, говорят источники “Ъ”, свой пост покинул глава «Аэрофлота» Михаил Полубояринов и теперь компания может объединиться с «Россией». До конца месяца авиаторы надеются продлить отношения с лизингодателями или выкупить часть парка. Пока, по данным “Ъ”, договориться о получении 20 самолетов удалось только «Аэрофлоту». О национализации флота, подчеркивают источники “Ъ” в Минтрансе, на текущий момент речи не идет.
Как рассказали “Ъ” источники на авиарынке, гендиректор «Победы» Андрей Калмыков, об уходе которого стало известно утром 4 марта, покинул компанию в связи с принципиальным изменением условий ее работы: лизингодатель перевозчика сообщил, что в ночь на 8 марта прекратит действовать договор перестрахования самолетов. Врио гендиректора «Победы» с 5 марта назначен заместитель по инженерно-авиационному обеспечению Андрей Юриков.
Более того, в начале недели, говорят собеседники “Ъ” в авиаотрасли и правительстве, со своего поста ушел глава «Аэрофлота» Михаил Полубояринов.
Ряд источников “Ъ” утверждает, что он уехал из страны и несколько дней не выходил на связь. Исполняющим обязанности, по словам собеседников “Ъ”, назначен гендиректор авиакомпании «Россия» Сергей Александровский.
В этой ситуации, отмечает один из источников “Ъ”, принято решение о слиянии парков «Аэрофлота» и «России». «С флотом "Победы" вопрос не решен, две трети ее парка из 44 бортов принадлежат российскому лизингодателю, возможно, она сможет остаться отдельной компанией»,— уточнил он. В «Аэрофлоте», «России» и «Победе» отказались от комментариев.
В последние дни февраля, по информации “Ъ”, группа «Аэрофлот» договорилась о возможности перестрахования рисков в РНПК (структура ЦБ). Но, говорит знакомый с ситуацией источник “Ъ”, лизингодатель «Победы» отказался внести в договор нового перестраховщика.
Похожие уведомления, по словам нескольких собеседников “Ъ” в группе, направлены большинству российских авиакомпаний. Источники “Ъ” в семи перевозчиках подтвердили получение писем.
Евросоюз 26 февраля ввел санкции, запрещающие поставки, продажу, лизинг, техобслуживание и страхование самолетов в России. Многие авиакомпании уже получили уведомления о разрыве контрактов, хотя по целому ряду самолетов они все еще действуют, вплоть до 28 марта. Но прекращение перестрахования означает автоматический запрет на использование самолетов.
Всего российские авиакомпании эксплуатируют около тысячи пассажирских бортов, более 770 из них находятся в лизинге. У иностранных собственников перевозчики арендуют 515 самолетов рыночной стоимостью порядка $10 млрд. Еще около 200 ВС в собственности российских лизингодателей и несколько десятков — напрямую у перевозчиков. Кроме того, в РФ выпущено около 200 SSJ 100. Предполагается, что все эти самолеты будут перестрахованы в РНПК.
ЦБ РФ 3 марта увеличил капитал РНПК до 300 млрд руб. По данным “Ъ”, обсуждается дальнейшая докапитализация до 500 млрд и 1 трлн руб.
На прошедшем 3 марта совещании страховщиков и перевозчиков в Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта обсуждалось, что РНПК «принципиально готова перестраховать риски всех российских страховщиков, работающих с перевозчиками».
Представитель самой РНПК на встрече не присутствовал, в компании от комментариев отказались.
Средний лимит покрытия по европейским требованиям — до $600 млн за судно, рассказали “Ъ” в нескольких авиакомпаниях. «Даже под госгарантии наши лизингодатели не верят в возможности ЦБ, мы получили формулировку о "высоких репутационных рисках этого перестрахователя"»,— подчеркнул один из собеседников “Ъ”. В России, добавил другой источник, лимиты покрытия колеблются в пределах $10–50 млн.
Однако говорить о том, что авиакомпании просто заменили иностранных перестраховщиков на РНПК, некорректно, отмечает заместитель гендиректора по авиастрахованию «АльфаСтрахования» Илья Кабачник: «С формальной точки зрения большинство заключенных договоров перестрахования полисов российских авиакомпаний остаются в силе». Он пояснил, что на сегодня у «АльфаСтрахования» и у других российских страховых компаний есть соглашение с РНПК о том, что дочерняя структура ЦБ принимает на себя обязательства по договорам перестрахования, «если и когда» от исполнения обязательств по этим договорам откажутся из-за санкций действующие европейские перестраховщики.
«Мы не заменяем действующих перестраховщиков и не предпринимаем действий по расторжению договоров, у нас нет юридических оснований считать эти договоры расторгнутыми,— подчеркнул топ-менеджер.— Да, я понимаю, что эта ситуация выглядит очень неоднозначно, но это именно то, с чем нам пришлось столкнуться. Договоры не расторгнуты, но мы уверены, что убытки нам не возместят. Поэтому мы прибегли к предоставленной помощи РНПК».
Уведомления о прекращении контрактов в ночь на 8 марта касаются покрытия военных рисков в России и Белоруссии, добавляет господин Кабачник. По его словам, сохраняется возможность для заключения допсоглашений по этой группе рисков. «Подчеркиваю, договоры страхования у авиакомпаний с нами (российскими компаниями) не прекратятся — для этого создана конструкция с РНПК, о чем мы и говорим своим клиентам, чтобы они продолжали спокойно работать»,— уточнил топ-менеджер.
При этом возможность продолжения полетов с 8 марта, поясняет Илья Кабачник, зависит от способности каждой авиакомпании договориться с лизингодателем: «Это нарушение условий договора, отсутствие полноценного страхования и перестрахования в соответствии с лизинговым договором означает дефолт контракта и невозможность по договору лизинга продолжать эксплуатацию самолета».
Особое беспокойство европейских компаний вызывают публикации о возможной национализации самолетов, добавляют авиаторы.
Так, в телеграм-каналах появилась телеграмма из Тюменского МТУ Росавиации об указании подать заявки о «перерегистрации всех эксплуатируемых ВС иностранной регистрации в реестре РФ».
«В МТУ неправильно трактуют распоряжения Росавации: речь шла о рекомендации перевозчикам договориться о возможности перерегистрации, чтобы продолжить полеты»,— заверил источник “Ъ” в Минтрансе. По словам источников “Ъ” в Минтрансе и группе «Аэрофлот», по состоянию на 4 марта этот сценарий «не обсуждается». Источник “Ъ” в Минтрансе также подчеркнул, что «телеграммы Росавиации не имеют статуса нормативных правовых актов».
По словам другого источника “Ъ”, единственное обсуждение, которое увенчалось успехом — о возможности выкупа «Аэрофлотом» 20 самолетов, находившихся в финансовом лизинге и «уже почти оплаченных». Сделка должна быть завершена до 28 марта. В других опрошенных “Ъ” компаниях отметили, что ни они, ни лизингодатели не видят возможности для выкупа самолетов.