Яркий и харизматичный Иван Стебунов знаком телезрителям по сериалам «Курсанты» и «Петр Лещенко», военным драмам «Небо в огне» и «Чужие крылья». Фанатам кино памятно его участие в ленте Гарика Сукачева «Дом Солнца», театралам — многочисленные роли в московском «Современнике». А в эти дни мы можем увидеть этого молодого и востребованного артиста в необычном для него амплуа: в фильме Андрея Богатырева «Баба Мороз и тайна Нового года» Стебунов сыграл роль ученого-недотепы. О вере в чудеса, фортуне и мечтах мы поговорили накануне премьеры.
— Несмотря на сказочное название, новая лента не лишена драматизма. Там вашего героя, молодого ученого по имени Лев, в канун праздника увольняют из компании, а его изобретение присваивают. Что ему помогает удержаться на плаву — наивная вера в чудо или умение оставаться человеком, несмотря ни на что?
— Думаю, и то и другое. И больше все-таки второе. Изначально ни Лев, ни его будущая любовь Настя (Юлия Александрова) не верят ни во что сверхъестественное. Она — неудачливая актриса, в роли Снегурочки бегающая по детским елкам, он — человек науки, но отнюдь не образец целеустремленности: может придумать что-то оригинальное, но выгодно продать изобретение не в состоянии. Но в фильме побеждает не меркантильность, а бескорыстие, готовность делать добро. Легкая, прозрачная, по-настоящему новогодняя история.
— Ваш Лев слегка похож на Хоботова из «Покровских ворот». Мне показалось или так оно и есть?
— И на Хоботова, и на Женю Лукашина из «Иронии судьбы». А помогли мне... очки. Я на всякий случай взял их на пробы — и точно, пригодились. К жанру комедии отношусь с некоторой опаской, поскольку имею неудачный опыт. Я характерный артист, в «Современнике» переиграл множество характерных ролей, но в кино случается иногда какой-то зажим. Так вот, эти очки стали моей защитной маской.
— Как расцениваете наше теперешнее новогоднее кино? Говорят, в какой-то момент мы растеряли традицию, скатившись от юмора и душевной лирики «Карнавальной ночи» и «Иронии судьбы» к грубоватым «народным комедиям» вроде бесчисленных «Елок» и «Бабушек легкого поведения». Сейчас что-то меняется?
— Меняется все! В последнее время я с восторгом наблюдаю за изменениями в нашем кинематографе. Убежден, мы подошли к истокам большого рывка.
В кино пришла плеяда молодых талантливых режиссеров и сценаристов, в прокате и на онлайн-платформах полно ярких премьер. А главное, в прошлое ушла преобладавшая недавно тенденция снимать кассовые проекты о какой-то другой России, которую жители мегаполисов якобы себе не представляют, а создатели фильмов показывают им «настоящих» захолустных кухарок и трактористов в ушанках. Этакий снобизм наизнанку...
— Уж не уход ли голливудских блокбастеров подстегнул наш кинематограф?
— И это тоже. Освободилась огромная ниша. И, чего греха таить, людей мотивирует перспектива хорошей отдачи. «Холоп», «По щучьему велению», «Богатыри» — проекты с миллиардными кассовыми сборами. Если не халтурить, не обманывать себя и других, на искусстве можно еще и заработать.
— Как вам работалось с режиссером?
— Я с радостью откликаюсь на все предложения Андрея Богатырева. Это человек героического склада, который любит то, чем занимается. Чтобы доснять «Красный призрак», он, никому тогда не известный молодой режиссер, и его жена актриса Ольга Сташкевич заложили квартиру. Ленту досняли, но не могли никому продать. Чтобы хоть как-то подзаработать, трудились на Новый год в парке Дедом Морозом и Снегурочкой. Помогло стечение обстоятельств — Андрей заполучил телефон Эрнста, позвонил и успел за три секунды прокричать: «Константин Львович, я снял замечательный фильм, прошу вас, посмотрите!» Эрнст дал контакт, куда прислать просмотровку. И все — «Красный призрак» купили во множестве стран, а в Китае даже сделали по нему игру. Сейчас Богатырев завален работой — снимает по три картины в год. Потрясающая история веры в себя, в кино, в силу семейного согласия.
— В фильме «Баба Мороз» дочка Насти говорит: «Мама — очень талантливая актриса, только ее не берут на роли, потому что не везет». Так бывает?
— Бывает, и часто. Справедлива фраза: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами». Многое в нашей жизни зависит от судьбы и везения. Но отчаиваться не надо, все неприятности — лишь на время, талантливому человеку удача обязательно улыбнется. Главное — работать! Внутри цеха мы знаем друг о друге все. Один артист может оценить профессионализм другого буквально с трех кадров, с пяти слов, с десяти экранных секунд.
— Вы, актерский сын, выросли за кулисами, играли в спектаклях едва ли не с пеленок. То есть шли в профессию, уже зная ее подноготную?
— Да, в школе я плохо учился, и мыслей поступать куда-либо еще, кроме актерского, не было. Театральное училище в Новосибирске, которое в свое время окончила моя мама (Ольга Стебунова, заслуженная артистка России. — «Труд»), стало для меня проторенной дорожкой.
— Вы много снимаетесь в кино. По какому принципу выбираете роли?
— Честно говоря, выбирать я могу последние лет пять, до того привередничать не приходилось. Терпеть не могу, когда кто-то критикует актера — зачем, мол, снялся в этом «мыле». У людей разные обстоятельства, да и вообще лучше работать, чем простаивать годами.
— Многим телезрителям вы запомнились по военным драмам. Но стоит ли сейчас снимать кино о войне? Достаточно ли ясно представляют ее себе современные режиссеры и актеры?
— Достаточно, если речь о талантливых людях. Я плакал, когда смотрел фильм Кима Дружинина и Андрея Шальопы «28 панфиловцев». Не верю, что Время поступков, Время героев может оставить равнодушными молодых. В детстве мы бесконечно играли в войну, да и сегодня о Великой Отечественной стараюсь читать и смотреть как можно больше. Да, в сегодняшних военных лентах меньше лиризма, зато больше экшена. Но ведь динамика, свежесть, острота — это тоже здорово!
— А чем запомнились съемки у Сукачева в «Доме Солнца»?
— Это было прекрасное время, моя первая экспедиция в Крым. Мальчишкой я «зажигал» в клубе «Победа» на концерте Гарика Сукачева, а дома заслушивал до дыр его кассеты — и вдруг оказаться с ним в общем проекте! С Игорем Ивановичем мы продолжаем товариществовать. В «Современнике» идет его новый замечательный спектакль «Сашашишин» по роману Александры Николаенко «Убить Бобрыкина». А параллельно репетируем большой спектакль к 90-летию со дня рождения Галины Борисовны Волчек, премьера которого намечена на 19 декабря. Он посвящен становлению театра, друзьям его художественной руководительницы, всей ее жизни. Я играю Олега Николаевича Ефремова. Вы только представьте себе, это счастье, от одной мысли о котором я становлюсь сентиментальным.
— Что больше нравится — театр или кино?
— Ну, Дарья, вы задали классический вопрос из серии «Мальчик, ты больше любишь папу или маму?» Поверьте, для профессионала это ценности одного уровня. И в кино, и на сцене может быть классно, а может быть скучно. Зависит от материала, партнеров, режиссера. Благодаря сочетанию театра и кино за год я встречаюсь с таким количеством новых людей, тем, задач, что в иной ситуации за всю жизнь бы не встретил. Это, может быть, главное достоинство профессии.
— Многие почитатели таланта Галины Волчек считают, что после нее в театре наступило безвременье, «Современник» без Волчек невозможен...
— В этом мире меняется все, но я не согласен с тем, что без Волчек «Современника» нет. Остались ее спектакли, осталась невероятная, роскошная труппа, которая продолжает традиции Галины Борисовны. В этих традициях — любовь к новому, стремление давать шанс свежим лицам. Новые режиссеры, балетмейстеры, артисты, репертуар — это все котел, который она заварила, и он продолжает бурлить. Да, театр пережил сложное время, связанное с приходом нового худрука. Для кого-то все это оказалось слишком шероховато... Но в целом «Современник» бережно хранит традиции — уважение к заслугам старших, интерес к молодым. Наш юбилейный спектакль «Дальше — сами» — как раз об этом. Посмотрите — убедитесь!