Сразу скажу, эмират Дубай Москва переплюнет еще не скоро. У них там, на Аравийском полуострове, даже парковочные инспекторы ездят на Ламборджини. Зато в столице нашей родины у каршеринговой компании (занимается поминутным прокатом авто) есть свой «Феррари». И на нем можно покататься - такого больше нигде нет!
Отправляясь на встречу с итальянским суперкаром, я не очень понимал, чего ждать. Гонять по дорогам у меня привычки нет — первые шесть лет я ездил на родительской «Шеви-Ниве», потом еще четыре года на стареньком «уазике». Сами понимаете, не те машины, на которых можно лихачить, даже при очень большом желании.
Прокатный «Феррари» стоит на Садовнической улице. В салоне меня ожидает инструктор Сергей — пока взять машину просто одному нельзя. Без подготовки с этим гоночным монстром справится не каждый.
Суперкар выкрашен в стандартные цвета московского каршеринга: серый и оранжевый. На капоте крупный логотип компании. Во всем остальном это самый настоящий «Феррари» - садиться не удобно, сидеть жестко, обзор плохой, прямо за спиной ревет 510-сильный мотор.
- Чтобы понять эту машину, надо на ней разогнаться, - сказал Сергей и начал разгоняться. Сиденье как будто отвесило пинок под зад, а границы домов на старой московской улочке стали терять свои четкие очератания. В самом начале задние колеса залихватски увело куда-то в сторону.
Я понимаю, что во время первой поездки на «Феррари», надо смаковать скорость, восторгаться благородным ревом мотора и молиться на мощные тормоза. Но почему-то вместо этого я больше всего боялся, что на дорогу выскочит пешеход, из двора выедет машина или перед нами кто-нибудь перестроится. Физику не обманешь — остановиться на месте сразу же не может и итальянский суперкар.
После пробного заезда Сергей посадил за руль меня. Я чинно прокатился по Космодамианской набережной. Давить на акселератор в вечерний час-пик смелости не хватило — случись что, не расплачусь за машину никогда.
Но водителю «Феррари» достаточно просто сидеть за рулем, чтобы получить 100 очков к крутости. Суперкар фотографировали из окон соседних машин, а девушки на тротуаре кидали в мою сторону томные взгляды. Что-то похожее было, когда я ездил на хрущевской «Чайке».
- Хочешь я прокачу тебя до ближайшего светофора? - кричу студентке на остановке. Авось Сергей даст проехать без него лишние 100 метров.
Я по глазам увидел, как девушке хотелось согласиться. Но вот принципиальный инструктор меня в свободное плавание не отпустил. Может оно и к лучшему — я все же женат.
За 10 минут мажорной жизни в «Феррари» манеры начали портиться на глазах — то хотелось покататься по пешеходной Крымской набережной, то устроить гонку с полицией. Мое доброе имя спасло только то, что больше ездить не разрешили.
Я сейчас скажу одну крамольную вещь, но это так — суперкары в Москве не нужны. Ездить на них по правилам скучно и не удобно. Гонять по улицам — опасно для себя и окружающих. Большинство владельцев гоночных машин хорошо водить не умеют — из-за этого регулярно всякие мажоры попадают в громкие ДТП. «Феррари» годится только на то, чтобы мутить с девушками около клуба. Дорогие понты на четырех колесах.
И еще - любой водитель взять этот «Феррари» в поминутную аренду не сможет. Поездка на нем — это награда для тех, кто в течение месяца больше всех пользовался московским каршерингом. Первые пять водителей получают бонусную поездку.
КАК РАБОТАЕТ КАРШЕРИНГ?
Сейчас в Москве четыре фирмы, занимающиеся поминутным прокатом авто: Делимобиль, Anytime car, YouDrive и Car5. На всех приходится около 900 машин, но Делимобиль — самый крупный игрок, у него 700 авто, а до конца года парк компании вырастет до 1,5 тысяч.
Чтобы начать пользоваться каршерингом, водителю надо зарегистрироваться — прийти в офис с паспортом, правами и подписать договор. Машину дают автомобилистам с минимальным стажем три года.
Проблема в том, что с каждой компанией договор приходится подписывать отдельно. Я зарегистрирован только в Делимобиле, это значит, что машины от Anytime car, YouDrive и Car5 для меня не доступны. Увы, какого-то единого каршерингового центра в обозримом будущем не будет — все организации друг с другом конкурируют, не в их интересах делиться клиентами.
Прокатные машины более-менее равномерно раскиданы по городу. Человек может сесть в ближайшую, доехать до нужного места, оставить ее на парковке и уйти. Платить надо только за минуты, потраченные в дороге.
В Шереметьево, Домодедово и на платных городских стоянках прокатное авто разрешено оставлять бесплатно.
Найти нужную машину можно при помощи мобильного приложения - на экране высвечивается карта, на которой отмечены все свободные авто. Салон открывается и закрывается тоже со смартфона. А ключ в замке зажигания намертво закреплен.
Стоит минута езды 6-8 рублей (в зависимости от компании). Ожидание обойдется в 1,5-2,5 рубля за минуту — это когда машина стоит у дома или магазина, не едет, но остается закреплена за каким-то человеком. То есть, другой пользователь в нее сесть не сможет.
ЧТО ВЫГОДНЕЕ: ЛИЧНОЕ АВТО ИЛИ КАРШЕРИНГ?
Дорога от моего дома до редакции «КП» на машине занимает около 70 минут, расстояние: 24 километра.
Своя машина. Цена километра: Тут нужно учитывать не только стоимость бензина, но и цену владения транспорта. Так что расчеты сложные. Каждый день моя «Опель-Мокка» дешевеет на 200 рублей (10% от стоимости авто делим на 365 дней). Еще 93,1 рубля в день я плачу за страховки и транспортный налог. Бензин в одну сторону стоит 107 рублей (машина съедает почти три литра бензина за 39 рублей/литр). Итого каждый километр пути от дома до работы стоит 10,5 рубля.
Каршеринг. Цена километра: Каждая минута пользования прокатным авто стоит 7 рублей. На арендованной машине я еду столько же, сколько и на своей. Получается, что цена одного километра 20,4 рубля.
Вывод ясен: если человек каждый день по много ездит на машине, то ему выгоднее купить свою. Для редких поездок — пару раз в неделю — лучше использовать каршеринг.
МЫ В ДЕНЬ ЗАМЕНЯЕМ 7000 МАШИН
- В Москве за 9 месяцев компания добилась таких же показателей, как вМилане за два года, - рассказал «КП» гендиректор Делимобиля Станислав Грошов. - Москвичи быстро осваивают новую услугу — в день каждой нашей машиной пользуется 10 человек. С учетом парка в 700 авто, получается, что мы заменяем 7000 машин.
Пользователи каршеринга — аккуратные водители. Только в 0,001% поездок происходит ДТП. Зато водители любят приворовывать по мелочам, забирают щетки-сметки из багажника и бутылки с омывающей жидкостью.
- С криминалом практически не сталкиваемся, - говорит Грошов. - В начале августа первый раз нашу машину попытались обокрасть. Преступники сняли капот и крылья. Но их поймали по горячим следам в течение суток. В каждом прокатном авто много датчиков, как только с машиной начинает происходить что-то странное, мы это видим и отправляем на место группу реагирования.
ГДЕ ВЗЯТЬ ЭЛИТНЫЕ АВТО?
В обычном каршеринге элитных машин нет — все они уровня «Хенде-Солярис». «Феррари» - приятное исключение. За прокатом дорогих авто надо идти в специализированные фирмы. Итальянские суперкары сдают в аренду минимум на 4-5 часов. За каждый час надо отдать порядка 15 тысяч рублей. Удовольствие сомнительное, так как те же «Феррари» идут только с водителем. А машина-то двухместная. То есть, все время клиента кто-то катет, самому погонять не дадут.
С большинством «Роллс-Ройсов» такая же ситуация — авто дают только с водителем. Зато можно найти «Бентли» без шофера — 18 тысяч рублей за день.