Мы продолжаем цикл публикаций, посвященных системным изменениям, заложенные в Послании президента. В номерах газет № 14 от 28 января, № 20 от 5 февраля, № 26 от 13 февраля и № 31 от 20 февраля эксперты обсудили предложения об улучшении демографии, расширении полномочий парламентариев, реформе здравоохранения и закреплении равенства минимальной оплаты труда. Сегодня говорим о развитии рунета.
— В Москве становится все больше бесплатного интернета. Сегодня он есть во многих общественных пространствах — метро, парках, кафе, на улицах. Регионам России, я думаю, необходимо перенимать этот опыт. Причин тому много. Пожалуй, главная — интернет перестал быть только местом развлечения, общения и поиска информации. Сейчас через интернет можно получить множество государственных услуг. Например, записаться на прием к врачу. Или встать на очередь в детский сад. Или выбрать ребенку спортивную секцию. С помощью интернета оплачиваются многие услуги, и москвичам уже не нужно стоять в очереди. Так что бесплатный и повсеместный доступ к сети — вопрос социально значимый, потому что он делает жизнь проще.
Бесплатных точек доступа должно быть больше еще и потому, что в каждой из них предоставляются какие-то дополнительные сервисы. Простой пример. Когда ты едешь в метро и заходишь в бесплатный Wi-Fi, то уже на стартовой странице есть список фильмов, которые предлагается посмотреть. В электричках предлагается список из более чем сотни книг, которые можно скачать и тут же, в пути, почитать. В их числе бестселлеры Джона Фаулза, Роберта Хайнлайна, Гиллиана Флинна, Чарльза Буковски, Марка Леви и других авторов. Согласитесь, это важно. Ведь многие не возят с собою книг, они занимают много места и тяжелые, а бесплатно их скачать и почитать — почему бы и нет?
Кстати, о книгах. В свое время в Москве осуществили очень правильную идею, превратив обычные районные библиотеки в своеобразные интеллект-центры. Там тоже появились бесплатный интернет и компьютеры для всех желающих. Когда доступ в сеть был не так дешев, как сейчас, в библиотеки стали ходить «за интернетом» люди, которых раньше там было не увидеть.
Я думаю, что и в Москве, и во всей России в целом нужно пойти дальше. А именно — по пути Скандинавии, где библиотеки превратили в самые настоящие общественные центры. Там есть не только бесплатный интернет, но и возможность организовать самодеятельный концерт или встречу с друзьями, или, скажем, собрание собственников жилья — если другого помещения у них нет. Иными словами, онлайн и офлайн должны пересекаться — как это сейчас происходит в жизни. Бесплатный интернет в общественных пространствах должен не разъединять людей — когда каждый смотрит исключительно в экранчик собственного смартфона, —а объединять, мотивируя их совместно проводить досуг.
Госуслуги в режиме реального времени
Урван Парфентьев, ведущий аналитик регионального общественного Центра интернет-технологий:
— Госуслуги можно разделить на три типа. Первый — услуги, которые действительно оказываются онлайн в режиме реального времени. Как правило, они носят справочный характер. Были попытки перевести в онлайн совершение некоторых юридически значимых действий, но этим попытались воспользоваться мошенники. Конечно, процесс притормозился.
Вторая категория — услуга оказывается в офлайн-режиме, но за счет предварительной подачи документов в интернете человек экономит время, которое он потратил бы на как минимум один визит. Нужная информация отправляется заранее, затем человек приезжает в ведомство, где сотрудник сверяет копии документов с оригиналами и выдает подготовленный заранее результат. Например, в виде документа.
И третья категория — услуги, в которых портал играет роль электронной очереди. Сама же процедура проходит целиком при личном присутствии человека. Например, это касается ГАИ. В этой категории еще есть возможности для доработки системы.
Точно можно сказать, что развитие госуслуг в режиме онлайн позволяет гражданам экономить свое время. Нужно понимать, что многие очереди состоят из людей, которым «только спросить». В этом плане справочные госуслуги несут ощутимую пользу. Плюс я уже сказал об экономии времени, которые человек раньше тратил на как минимум один визит в ведомство. Госуслуги, где портал играет роль электронной очереди, позволяют людям оптимизировать свой график. Я бы не стал говорить о том, что развитие госуслуг в России ведет к электронной демократии. Ведь это полноценный процесс принятия политических решений при помощи цифровых устройств. Для электронной демократии нужны серьезные законодательные изменения, масштабная информационно-просветительская работа. На данный момент в полной мере реализовать это нельзя.
С другой стороны, общение между властью и жителями посредством таких порталов, как, например, «Активный гражданин», — уже существующий элемент электронной демократии. Это тоже участие людей в управленческом и политическом процессе.
Бремя ответственности лежит и на пользователях
Александр Невеев, социальный психолог:
— В последние десять лет россияне показали необыкновенный энтузиазм в освоении просторов интернета — и как простые пользователи, и как профессионалы. Российскими разработками в сфере информационной безопасности, например, пользуются во всем мире. По данным соцопросов, 81 процент жителей России подключены к интернету, почти 60 процентов хотя бы иногда заказывают товары на сайтах в сети, каждый пятый слушает подкасты радиостанций.
Как вид социальной практики интернет уникален, и его положительное влияние на нашу жизнь огромно. О преимуществах всемирной паутины знают все. Однако одновременно различные исследования показывают, что наши граждане удивительно беспечны в отношении своей безопасности. Они рады, что можно беспрепятственно получать и создавать информацию, и не подозревают, что их прогулки по виртуальному миру вовсе не анонимны. Мы почти так же на виду, как если бы шли по улице. Например, оскорбляя или преследуя кого-то в сети, каждый должен понимать, что за вымышленным именем скрыться невозможно, если объект оскорблений захочет установить личность обидчика.
К тому же люди не понимают, как много в сети сайтов и порталов, которые никак не защищают наши данные. Конечно, бремя ответственности лежит и на самих пользователях. Но на месте тех, кто борется с киберпреступностью, я бы разработал единый кодекс правил сетевой гигиены и обязал его изучать всех новичков во всемирной паутине. Это бы мог быть инструктаж по безопасности, как для альпинистов.
Например, обязательно нужно помнить, что все пароли должны быть максимально сложными. Когда заходите на знакомый, надежный сайт — даже на портал госуслуг, — нужно всегда проверять адрес в строке браузера, поскольку сейчас очень много мошеннических сайтов-двойников, которые воруют данные, и так далее. Общий совет можно дать такой: все ваши действия и движения в интернете должны быть осмысленными. Жулики выстраивают свои преступные схемы, опираясь на шаблонные реакции человека.
Пора навести порядок в мировой сети
Оксана Крученко, обозреватель:
— Интернет — это пространство без ограничений. С тех пор, как он появился, наша жизнь изменилась. Когда я говорю сыну: «А знаешь, в моем детстве не было интернета, соцсетей и электронной почты», — сама себе не верю. Нет, не может быть, чтобы я была такая древняя! Ведь сейчас кажется, что цивилизованный человек попросту не может жить без интернета, который проник в нашу повседневную жизнь так стремительно, и распространился по ней, так быстро, что, кажется, он был всегда. Хотя активно Россия начала пользоваться интернетом в 1994 году. Всего-то. А исчезни сегодня интернет, город парализует. Каждой свой клеточкой Москва «завязана» на террабайтах информации, передающейся по оптоволокну. Услуги, товары, работа, развлечения — столица и столичные жители информатизированы и технологизированы. Другое дело, что, мчась на электромобиле прогресса, хорошо бы задуматься, куда мы летим? Что там впереди? А впереди может быть страшно.
Потому что еще немного, и будет поздно. Мы, а что еще ужаснее, наши дети, утонем. Захлебнемся в информационном потоке и будем безвольными поплавками болтаться в водах Мирового интернет-океана. Потому что сюда, с подземными водами любопытства, ручьями новостных сообщений со всего мира и комментариев к ним, реками хайпа и видеороликов про котиков, водопадами постов из соцсетей, нанесло мегатонны информационного мусора. И «инфоутопленники» — часть этой гигантской текучей свалки.
Кто-то возмутится резкости образа: да как я смею, да чтоб меня в «Гугле» забанили?! Смею, потому что вижу, кого интернет, в таком виде, в каком он существует сейчас, делает из детей и подростков. Зависимых болванок. Каждую секунду их сотнями сметает приливом, и те хлебают соленую воду, думая, что это благо. Малышня не раздумывая сигает рыбкой в мутные сетевые воды и жадно вдыхает вместо чистого воздуха мутную жидкость. Буль-буль, и ко дну. Хочется спросить у взрослых: куда вы смотрите? Родители, учителя, чиновники. В 1969 году одни умные люди за рубежом придумали интернет, чтобы повысить качество жизни человечества, а сегодня другим умным людям у нас пора навести в нем порядок.
И никто не уйдет обиженным
Александр Никонов, обозреватель:
— Почему бесплатный доступ в интернет — в нашей его части — это безусловное благо? Вопрос философский. Нас в советской школе учили, что слово — очень сильно и очень важно. Поэтому никакой свободы слова тогда и не было. Такую ценность народу было доверять нельзя! Только особо проверенные люди работали со словом. И с нотой. И с камерой. Ну, а что вы хотели — тоталитарный режим!
Но, слава богу, мир не стоит не месте. Сегодня слово, нота и камера у каждого в смартфоне с выходом во всемирную сеть. Все очень демократичненько. Поэтому слово и девальвировалось. Плохо ли это — что на чужой роток не накинешь платок?
В современном мире значимость слова сохраняется только в замкнутых обществах с примитивной культурой — например, в тюрьме и на зоне, где «за базар надо отвечать». Но по мере развития человечества на смену весомому золоту пришла звенящая пустота.
А там, где слово стоит дешево (потому что есть у всех), «за базар» отвечать не надо. Соответственно, и отношение к слову неизмеримо легче: да, твоя точка зрения мне не нравится, но мне на нее наплевать, потому что у меня есть своя, ничуть не хуже! В мире, где никто, включая государство, не навязывает друг другу идеологий и точек зрения, только и можно жить мирно, ибо всем на вас плевать! Это и есть свобода слова. Профессор А. Назаретян, специалист по социальной эволюции и психологии массового поведения, однажды сказал: «Свобода слова — это свобода говорить ложь». И был парадоксально точен, потому что правда у каждого своя (и, стало быть, ложь тоже).
А технологии — тот же интернет — всего лишь обеспечивают существующие потребности и общественные настроения. И если людям хочется высказать то, что приспичило, ограничивать их инструментально абсолютно бесполезно — они найдут способ обойти все блокировки, как находят китайцы, которые чатятся через анонимайзеры по всему свету, невзирая на великий китайский файрвол. Нужный лишь для того, чтобы потешить начальство и попилить деньги, выделенные на возведение виртуальных стен. Стены не нужны.