Открывшийся во вторник саммит БРИКС в Йоханнесбурге можно без преувеличения считать долгожданным событием летне- осеннего политического сезона. Западные СМИ в своих отчетах о предстоящем мероприятии делали акцент на противоречиях внутри объединения, которые, по их мнению, не позволят лидерам договориться о чем-либо существенном. Пресса стран Востока и Глобального Юга, напротив, придавала встрече в ЮАР прорывной характер. И считала ее способной изменить если не все мироздание, то как минимум нынешний миропорядок. Впрочем, изучив распорядок саммита, можно сделать вывод о гипертрофированности и тех и других выводов.
Российских журналистов, как, впрочем, подавляющее большинство представителей прессы, организаторы саммита поселили в "красной зоне". По юаровским меркам понятие, разумеется, условное - оно означает, что здесь относительно безопасно можно передвигаться пешком. "Красная зона" отделена от "зеленой зоны" металлическим забором из тонких прутьев высотой в человеческий рост. В "зеленой зоне" тоже безопасно, но только для местных. По дороге в пресс-центр минуем множество полицейских. Не сказать, что они обвешаны оружием, - скорее потенциальных преступников отпугивают количеством. Трудно отделаться от чувства, что ты в резервации, - там за забором кипит жизнь, манят запахами рестораны, пыхтят в полуденных пробках машины. Выходить за пределы забора не воспрещается, но и не рекомендуется - сотни приехавших освещать саммит журналистов могут стать объектом нападения грабителей в достаточно криминальном Йоханнесбурге. Перед началом БРИКС очереди на получение бейджей среди представителей СМИ достигали пары часов, но ко вторнику ажиотаж спал. Встрече глав государств предшествовало совещание министров иностранных дел стран БРИКС, где Россию представлял Сергей Лавров.
Во время бизнес-форума во вторник вечером первые лица России, ЮАР, Бразилии, Китая и Индии обратились к участникам с приветственными речами. Сюрпризов не ожидалось: многие оценки в этих выступлениях, были "обкатаны" в СМИ до начала саммита.
По словам шерпа ЮАР в БРИКС профессора Анил Суклала, после этой части программы планировалось общение лидеров за закрытыми дверьми в формате "открытой повестки", то есть обмена мнениями по любой теме, какую они сочтут необходимой. Глава России Владимир Путин принимал участие в этой части мероприятия по видеосвязи, Сергей Лавров находился непосредственно в зале. Дискуссия планировалась на два часа, но могла и затянуться - других мероприятий в программе вторника у президентов не было.
Продолжение разговора первых лиц запланировано на среду, которая считается основным днем саммита. Состоятся две сессии. Первая - закрытая, она предположительно продлится час. На ней лидеры и десять участников от каждой делегации обсудят глобальные вопросы - геополитику, безопасность, финансы. На правах хозяина первым выступит президент ЮАР, после чего слово получат главы всех входящих в БРИКС стран.
Затем организаторы отвели десять минут на совместное фотографирование. После чего начнется "открытая сессия" БРИКС с широким составом участников - представителями Делового совета, Банка развития объединения и другими приглашенными. По итогам среды будет принята Йоханнесбургская декларация, в которой найдут отражение результаты состоявшихся дискуссий.
В первой половине четверга состоится заседание в формате "БРИКС плюс" с участием представителей приглашенных в ЮАР государств. На нем также, согласно программе, выступит по видеосвязи президент России.
Целый ряд двусторонних встреч запланирован у российского министра иностранных дел Сергея Лаврова "на полях". Его собеседниками станут руководители внешнеполитических ведомств ЮАР, Экваториальной Гвинеи, президенты ЦАР и Боливии. А также бывший руководитель Южной Африки Табо Мбеки, возглавляющий сегодня фонд своего имени.
Преимущественно закрытый характер большинства мероприятий саммита оставляет значительное поле для домыслов относительно проходящих на нем обсуждений. Такого рода гипотетическими оценками уже занималась перед встречей в Йоханнесбурге западная пресса, в частности утверждавшая, что Бразилия и Индия выступают против расширения БРИКС. Масла в огонь подливали чиновники, делавшие на условиях анонимности громкие, порой взаимоисключающие заявления о позиции своих государств.
Впрочем, многочисленные сливы были впоследствии опровергнуты. "Де-факто" ни одна страна, входящая в БРИКС, перед саммитом не возражала на официальном уровне против грядущего расширения. В первой волне претендентов пять государств - Саудовская Аравия, Аргентина, Египет, Индонезия и Объединенные Арабские Эмираты. Об их вступлении в БРИКС "без экзаменов" могут объявить уже в среду.
Что касается других кандидатов, претендующих на полноценное участие в работе объединения - а таковых 18 (плюс 20 стран, проявивших заинтересованность в членстве в неофициальных разговорах), - то решение по ним примут позже. На саммите лидеры входящих в БРИКС государств ознакомятся с докладом, посвященным принципам расширения организации и критериям в отношении приема новых членов. Дискуссия на эту тему обещает быть непростой. Ведь одного недовольства западным мироустройством и наличия развивающейся экономики, по мнению ряда стран БРИКС, совершенно недостаточно для членства. Поскольку разница в уровнях социального, экономического и научно-образовательного развития между кандидатами на вступление в БРИКС чрезвычайно велика, значит, и их возможности равноценно участвовать в развитии экономической и финансовой составляющей объединения также выглядят несопоставимыми. А это не очень хорошо для достижения целей БРИКС, как их, например, видит президент Бразилии: "объединение сильное политически и очень сильное финансово".
Не менее существенными среди кандидатов и членов БРИКС остаются разногласия в отношении того, как строить отношения с Америкой и в целом с западным сообществом. По мнению экспертов, ЮАР, Бразилия и Индия убеждают Вашингтон, что объединение не занимает пророссийскую, прокитайскую и антизападную позиции.
Это, однако, не исключает стремления входящих в БРИКС государств укреплять организацию, поскольку ее деятельность способствует росту их собственной значимости на международных площадках. Тогда как прием кандидатов с откровенно выраженными антиамериканскими взглядами может существенно скорректировать курс БРИКС, втянуть объединение в открытое противостояние с западным лагерем, чего многие хотели бы избежать.
В отличие от G7, с экономическими показателями которой все чаще сегодня сравнивают хозяйственную деятельность БРИКС, объединение развивающихся стран глобального Юга пока выглядит более "аморфной" структурой, не имеющей выраженного лидера, способного навязать остальным свои взгляды. Тогда как "семерка" перед лицом потенциального геополитического конкурента, напротив, проявляет небывалое единомыслие с Соединенными Штатами. Но в самом БРИКС не считают единоначалие преимуществом Запада и называют сильной стороной объединения равноправие его членов независимо от валового дохода, численности населения и геополитического веса их стран.
О том, удалось ли на саммите в ЮАР достичь консенсуса в отношении дальнейшего развития БРИКС, станет понятно по содержанию Йоханнесбургской декларации. Этот документ, а не содержание проходивших дискуссий, по мнению аналитиков, продемонстрирует, случилась ли на площадке ЮАР историческая "смена эпох". Или же планам по ускоренному расширению БРИКС в ближайшей перспективе не суждено будет сбыться.